В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Амвросов : Если решить северокорейскую ядерную проблему - идея Казахстана о новом `Шелковом пути` в обход России станет неактуальной Назад
Игорь Амвросов : Если решить северокорейскую ядерную проблему - идея Казахстана о новом `Шелковом пути` в обход России станет неактуальной
Игорь Алексеевич, агентство Рейтер сообщило о "сверхамбициозном" плане Казахстана соединить Китай и Европу новой железной дорогой, чтоб гонять грузы от Ляньюнгана на Желтом море до Амстердама на Северном. Как бы Вы прокомментировали эту новость?

Это не более чем очередная реинкарнация идеи возрождения Великого Шелкового пути, хотя впервые - в железнодорожной ипостаси. Идея Казахстана, как она изложена агентству Рейтер, предполагает строительство по территории бывших советских республик железнодорожной ветки "европейской" ширины, чтоб не менять колесные тележки вагонов. Не берусь судить, что окажется в конечном итоге дешевле и быстрее - поменять тележки, или прокладывать только по территории Казахстана 3 тысячи километров нового пути, а потом - еще договариваться с Туркменией, с Ираном, с Турцией, готовить ТЭО, искать средства...
Идея в общих чертах предложена Казахстаном китайской стороне во время недавнего визита в КНР президента Назарбаева. Но что бросается в глаза в первую очередь?
С одной стороны, озвучивается интересное для России предложение поставлять российскую нефть в Китай по трубопроводу, строящемуся из Казахстана в китайский Синьцзян с использованием нефтепровода из Омска на казахский Павлодар и далее на крайний юг бывшего СССР.
С другой же стороны, выдвигается идея "нового Шелкового пути", которая, как помним, родилась в американском "Фонде Наследия" в начале 90-х годов прошлого века и преследовала цель, как ее формулировал тогдашний сенатор Сэм Браунбек, "так перестроить Центральную Азию, чтобы она стала менее ориентированной на Россию и более активной в том, чтобы помочь народам вдоль Шелкового пути укрепить связи между собой и Западом".
Шелковый путь, зародившийся во 2-м веке до новой эры, был весьма ярким явлением, с Россией никак не связанным. Дорога шла из Сиани через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивалась: северный маршрут проходил через Турфан, далее пересекал Памир и шел в Фергану и казахские степи, южный - мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вел в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток.
Среди центральноазиатских стран первым о возрождении Великого Шелкового пути заговорил Кыргызстан - именно Аскар Акаев провозгласил доктрину "Дипломатия Шелкового пути" в начале 90-х, но тогда - без специального упора на железнодорожную составляющую.
А еще есть специальная программа ООН для стран Центральной Азии (СПЕКА) "Восточный ветер", по которой путь из Центральной Азии и Дальнего Востока к портам Балтики пролегает по маршруту Китай-Казахстан-Россия-Беларусь-Польша.
Свою роль в создании еще одного варианта маршрута может сыграть и Киргизия, если построит железную дорогу от границы с Китаем до границы с Узбекистаном. И в этом, в частности, заинтересован и Китай. В 2001 году тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь одобрил такую задумку, а китайский парламент и правительство выделили два гранта для изучения и технико-экономического обоснования проекта. Разработкой ТЭО занимались специалисты трех стран - Китая, Кыргызстана и Узбекистана.
А еще есть Туркмения, которая уже соединила свои железные дороги с иранскими, а из Ирана контейнеры с товарами легко доставят по железной дороге до Стамбула, который одной ногой стоит в Европе. А там - хоть до Амстердама, хоть до самого Лондона.
"Сорок тысяч одних курьеров", как говаривал Хлестаков.
И все же не станем ни радоваться, ни опасаться планов строительства железнодорожного "шелкового пути". При столь обширном количестве нянек дитя еще долго останется без глазу.
Гораздо скорее товары с Дальнего Востока в Европу попадут, когда соединят транскорейскую и транссибирскую магистрали. Там участников всего трое - Россия и две Кореи, и переговоры давно ведутся, и дел меньше - модернизировать 28-километровый участок Хасан (Россия) - Начжин (КНДР). Межкорейский участок на демаркационной линии российские спецы уже разминировали.
Так что осталось всего ничего - найти пару миллиардов долларов и урегулировать северокорейскую ядерную проблему. Она серьезно мешает скорейшему началу работ.

26 мая 2004


Док. 300014
Перв. публик.: 26.05.04
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 358

  • Амвросов Игорь Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``