В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Евсей Гурвич Назад
`Персона грата`: Евсей Гурвич
Известно, что у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Когда смотришь на экономические достижения России в 2006 году, на ум приходят именно эти слова. Год, конечно, был успешным, а в январе 2007 года российская экономика по объему ВВП наконец превзошла уровень 1990-го. Благодаря чему это случилось? Можно ли говорить о новых экономических возможностях России, и как их не растранжирить? Об этом Виталий Ушканов беседует с руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.

- В чем причина экономических успехов?

Гурвич: Я бы не говорил о таких уж впечатляющих экономических успехах. Мы продолжаем расти, немного быстрее, чем в прошлом году: в прошлом году ВВП вырос на 6,4 процента, а в этом - на 6,7. Но по сравнению даже с нашими бывшими соседями по СССР это одно из последних мест, не говоря уже о лидерах мирового роста (китайская экономика, например, уже 30 лет растет на 9-10 процентов в год). Успехи есть, но назвать их впечатляющими нельзя.

- Но при этом на большой пресс-конференции Владимир Путин положительно оценивал экономические итоги 2006 года.

Гурвич: И хорошее было, и плохое. Приятным сюрпризом оказался огромный приток иностранного капитала в Россию - больше 40 миллиардов долларов, тогда как в предыдущие годы характеризовались большим оттоком капиталов. Инвесторы нам поверили, но что еще важнее - был приток прямых иностранных инвестиций. Российская экономика становится все более привлекательной для иностранцев, хотя бы в силу своих размеров. В долларовом выражении мы уже подошли к 10 ведущих экономик в мире. Это означает большой внутренний рынок. Еще одна положительная тенденция прошлого года состоит в том, что ускорился инвестиционный спрос. Не только иностранные инвестиции, но и рост физического объема инвестиций был выше, чем до того.

Огорчают две вещи. Наша модель роста по-прежнему ориентирована на растущий поток доходов благодаря росту нефтяных цен. Быстрее всего в прошлом году, как и в позапрошлом, росли строительство и розничная торговля. Это напоминает советскую модель экономики. Во времена Брежнева была очень дорогая нефть (еще дороже, чем сейчас), мы продавали много нефти, а на эти деньги закупали хлеб, мясо, потребительские товары, хватало даже на то, чтобы строить ракеты. Сейчас мы тоже продаем нефть, а на вырученные деньги закупаем все больше импорта. У нас сложилась бесперспективная модель экономики. Цены на нефть не могут расти бесконечно. Нужно что-то создавать взамен. Пока еще никаких признаков этого нет. С точки зрения отношения государства и бизнеса в прошлом году преобладали скорее негативные тенденции. Многие отмечали, что уже несколько лет у нас происходило огосударствление экономики, то есть государство и госкомпании брали под контроль все большее количество предприятий. К этому в 2006 году добавилась новая тенденция, очень негативная: у нас теперь не просто государственная экономика, но экономика, в которой процветает государственный монополизм. Монополизирован экспорт газа, строительство трубопроводных систем, экспорт вооружения.

- Почему это плохо? В чем опасность?

Гурвич: Монополия ведет к деградации. Во-первых, монополист делает то, что хочет. Обычно он хочет назначать завышенные цены. Единственным ограничителем этого в рыночной экономике служат цены конкурентов. На монопольном рынке уйти некуда. Значит, потребители оказываются в худшем положении. Во-вторых, у монополиста нет стимулов для развития. Это все равно, что соревнования с единственным участником. Зачем надрываться, тренироваться, если вы все равно победите?

05.02.07 10:30 Радио России

Док. 299986
Перв. публик.: 05.02.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 354

  • Гурвич Евсей Томович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``