В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Пуликовский: `Ростехнадзор может не нравиться, но на то и щука, чтобы карась не дремал` Назад
Константин Пуликовский: `Ростехнадзор может не нравиться, но на то и щука, чтобы карась не дремал`
"НиК": Константин Борисович, каковы результаты проверок Ростехнадзора в 2006 году в нефтегазовом комплексе России?

- На предприятиях нефтегазодобычи и на трубопроводах за прошлый год произошло 111 аварий и 44 несчастных случая со смертельным исходом. Тем не менее общее снижение аварийности составило 18%, травматизма - 48%.

В прошлом году наша служба много внимания уделила строительству нефтегазовых комплексов на острове Сахалин и шельфе Охотского моря. В результате активной работы инспекторов обеспечено соблюдение российских законов при строительстве объектов проекта "Сахалин-1". Одним из крупных событий в рамках проекта стало строительство магистрального газопровода Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск. Во время проведения работ "Дальтрансгаз" выполнял все предписания Ростехнадзора, чего нельзя сказать, например, о подрядчиках проекта "Сахалин-2".

В этом году мы продолжим жестко контролировать предприятия нефтегазодобычи. Впереди проверки "Тюменьмежрайгаза", "Сибнефти-Ноябрьскнефтегаза", "Роснефти-Пурнефтегаза". Сейчас идут проверки в "ТНК-Нягани", "Тоталь РРР". На Харьягинском месторождении Ростехнадзор изучает, как выполняются требования промышленной и экологической безопасности на трубопроводах, а также на объектах добычи, подготовки и учета нефти и газа.

Ростехнадзор приступил к проверке деятельности предприятий "Газпрома". Наше ведомство проанализирует и оценит надежность и безопасность эксплуатации энергетического оборудования, своевременность и качество его ремонта, выполнение противоаварийных мероприятий, квалификацию персонала. Проверке также подвергнутся отопительные и производственно-отопительные котельные холдинга: ограждены ли их территории, в исправности ли аварийное освещение котельных, состояние конвейеров подачи топлива и многое другое. Будет проверено наличие программы испытаний тепловых сетей, перечень аварийного запаса арматуры и материалов для каждого эксплуатационного района, как организовано круглосуточное дежурство аварийно-восстановительных бригад, техническое состояние всех сооружений на сетях, вопросы охраны труда и профилактики травматизма.

Ростехнадзор принимает меры по ужесточению контроля над предприятиями, чтобы не допускать аварийные ситуации. Кому-то это может не нравиться. Но на то и щука, чтобы карась не дремал.

"НиК": Какие нарушения со стороны нефтегазовых предприятий можно назвать наиболее типичными?

- Приходится подбирать литературные слова, чтобы передать, с каким разгильдяйством и безграмотностью многих рабочих и инженеров приходится сталкиваться. Одна из самых острых проблем - фонтанирующие нефтяные и газовые скважины, которые наносят колоссальный вред экологии. И самое печальное, что зачастую это происходит не по причине технической изношенности или технической отсталости оборудования, а из-за халатности и ошибок персонала добывающих предприятий, безграмотного управления технологическим процессом. Вот это - самое типичное нарушение.

Недавно мы оштрафовали одну из крупнейших нефтяных компаний за то, что она допустила утечку нефтепродуктов из трубопровода в объеме 400 м3. Мне и моим заместителям звонило практически все руководство этой компании. Им не нравится, что мы их оштрафовали, а то, что государству, природе и людям, проживающим на этой территории, нанесен огромный вред - вроде бы и не важно.

Вообще-то я могу вам рассказать о любой аварии - когда она произошла, где именно, сколько вылилось нефти, есть ли пострадавшие. Сводки ежедневно, а порой и несколько раз в день появляются у меня, где бы я ни находился - в Москве или в командировке.

После каждого происшествия мы проводим расследования. Нас интересует много позиций: проходил ли аттестацию по технологической безопасности рабочий, допустивший аварию на объекте нефтегазодобычи или нефтехимическом производстве, имеет ли представление о требованиях безопасности руководитель предприятия. Нас интересует и экспертная организация, которая проводила независимую экспертизу объекта. Аварии помогают нам выяснить объективность экспертных организаций, их честность и их дальнейшее право на существование.

"НиК": Значительная часть трубопроводов в России достаточно изношена. Меняется ли ситуация к лучшему?

- Слава Богу, что в России с 1989 года не было аварий в нефтегазовом комплексе, которые влекли бы за собой многочисленные человеческие жертвы, как это произошло в Башкирии, когда в зоне взрыва нефтепродуктопровода оказались два пассажирских поезда. Эта авария заставила тогда государство пересмотреть строительные нормы и правила в части увеличения минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до населенных пунктов. Теперь СНиПы содержат требования, ограничивающие не только минимальные допустимые расстояния до населенных пунктов и объектов инфраструктуры, но и диаметр трубопровода.

Сейчас в системе газораспределения и газопотребления России эксплуатируется более 570 тыс. км стальных и полиэтиленовых газопроводов. В том числе протяженность стальных составляет более 300 тыс. км, из которых со сроком эксплуатации 40 лет более 15 тыс. км. Наиболее активно строительство газопроводов идет в Московской, Тюменской и Нижегородской областях.

В газовом хозяйстве России интенсивно развиваются новые технологии строительства газопроводов. Осуществляются работы по реконструкции ненадежных газопроводов методом протягивания полиэтиленовых труб в стальных после их отключения. Внедрен метод так называемого "лечения" газопроводов тканевым шлангом на синтетическом клее. Это позволяет ускорять реконструкцию ветхих труб. Все более широкое распространение получает использование полиэтиленовых газопроводов, наибольшее количество которых построено на территориях Тюменской, Московской, Рязанской, Орловской и Тюменской областей. Производство таких труб в России переживает бурный рост.

Ростехнадзор в свою очередь способствует внедрению новых технологий. В ряде регионов удачно прошли эксперименты по использованию полиэтиленовых труб, а потому наша служба внесла изменения в национальный стандарт, признав именно эти трубы качественными и наиболее надежными.

"НиК": На какой стадии сейчас находится экологическая экспертиза проектов строительства трубопроводов Восточная Сибирь-Тихий океан, СЕГ?

- В марте Ростехнадзор утвердил заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования уже третьего этапа проекта расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий Океан. Имеется в виду участок трубопровода от Талаканского месторождения до города Алдан в Якутии. Эксперты - экологи из числа ученых, представителей общественности и Ростехнадзора - установили соответствие строительства нефтепровода на этом участке экологическим требованиям. Срок действия указанного заключения - 5 лет.

Ростехнадзор дал положительное заключение государственной экологической экспертизы ТЭО проекта строительства спецморнефтепорта "Козьмино", строящегося недалеко от Находки в акватории Японского моря. Уже утвержден проект строительства сухопутной части Северо-Европейского газопровода.

"НиК": Какие предприятия нефтяной отрасли в прошлом году стали "лидерами" в загрязнении окружающей среды?

- К сожалению, лидеры из года в год одни и те же. Больше всего загрязняют атмосферу наиболее старые и крупные предприятия. До сих пор "передовики" по загрязнению - Омский, Новоуфимский, Московский НПЗ и ряд других предприятий с годовым выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, превышающим 40 тыс. тонн в год. Естественно, им приходится платить за вредное воздействие больше всех. Ростехнадзор взимает с этих предприятий плату за негативное воздействие на окружающую среду, большая часть которой поступает в региональные бюджеты. Только остается вопрос - тратят ли регионы эти деньги на улучшение экологической ситуации, на переоборудование устаревших заводов, на строительство очистных сооружений. Впрочем, как показывает практика, штрафы и платежи, взимаемые Ростехнадзором, приносят пользу. По всем отраслям промышленности за 2006 год удалось достичь снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ более чем на 300 тыс. тонн.

"НиК": Ростехнадзор заключил соглашения о взаимодействии с рядом нефтяных компаний. В чем суть этих соглашений и не приведут ли они к излишнему "сближению" контролирующих органов и поднадзорных предприятий?

- Ростехнадзор заключил соглашения о сотрудничестве с ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛом", "Сургутнефтегазом" и "Роснефтью". Цель соглашений - объединение усилий в повышении качества проектной документации на разработку, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию, консервацию и ликвидацию объектов нефтегазодобычи.

Мы договорились вместе участвовать в работе по совершенствованию нормативной правовой базы в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды путем обмена информации и совместных консультаций. Ростехнадзор, как орган власти, разрабатывает и принимает нормативы в области промбезопасности, но мы понимаем, что они не должны отставать от экономического прогресса. В связи с появлением новых технологий должны оперативно меняться и требования к безопасности. Бизнес-структуры обещают оперативно сообщать о более современных технологиях, появляющихся у них на производстве. Стороны планируют разрабатывать и внедрять эффективные формы и методы государственного надзора за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов с учетом созданной в этих компаниях системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.

Ростехнадзор совместно с нефтяниками планирует проводить научно-практические семинары, конференции, мероприятия по обучению персонала, готовить предложения для планирования мероприятий в области промышленной и экологической безопасности и охраны недр.

Что же касается сближения интересов, то очень трудно представить себе это в условиях, когда компании конкурируют между собой. Ни одна из них не позволит своим конкурентам, работая с нашей службой, тянуть одеяло на себя.

Кстати, такие соглашения заключаются не только с нефтяными компаниями. В феврале было подписано соглашение о сотрудничестве с РЖД.

"НиК": Согласно Вашему приказу, руководители крупных предприятий ТЭК и электроэнергетики должны проходить аттестацию в Ростехнадзоре. Когда она начнется и кто из руководителей первым будет сдавать экзамен на знание техники безопасности?

- Центральная аттестационная комиссия будет работать с 1 июля этого года, а формирование списков экзаменуемых начнется с апреля. До этого аттестация руководителей предприятий будет осуществляться по старым нормам.

Мы будем вызывать на аттестационную комиссию руководителей тех предприятий, которые не прислушиваются к мнению Ростехнадзора. Бывает и такое, когда в ходе проверок обнаруживаются нарушения в эксплуатации опасных производственных объектов, выписываются десятки предписаний, но руководители считают, что Ростехнадзор вмешивается в их компетенцию. Надзорный орган раздражает собственников. Но никуда им от надзора не деться.

Например, недавно Ростехнадзор завершил комплексную проверку ТЭЦ-20 филиала "Мосэнерго". Инспекторы выявили 108 нарушений норм и правил эксплуатации энергетического оборудования, производственных зданий и сооружений. В результате заместитель главного инженера ТЭЦ-20 был направлен на внеочередную проверку знаний в территориальную комиссию Московского управления Ростехнадзора.

Анализ проведенных в 2006 году проверок показал, что организованный на предприятиях производственный контроль зачастую осуществляется формально, его эффективность низка. Установлены случаи, когда в организациях не проводится анализ выявленных нарушений, не принимаются меры по искоренению причин, их порождающих. Имеет место недостаточное внимание к этим вопросам, а в отдельных случаях и нежелание ряда руководителей предприятий организовывать осуществление производственного контроля. Как же не вызвать таких людей на досрочную аттестацию?

Мы не можем допустить к руководству компаний людей, не имеющих представления о промбезопасности. Хороший менеджер может отдать приказ, противоречащий нормам технологической безопасности, что приведет к авариям.

"НиК": Есть ли новшества в сфере лицензирования предприятий нефтегазовой отрасли?

- Недавно правительство утвердило положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. Согласно этому документу, такими объектами являются объекты, на которых хранятся и транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. К ним относятся и АЗС. В ближайшее время Ростехнадзор проверит автозаправочные станции во всех регионах.

По предварительным оценкам, предстоит лицензировать от 40 тыс. до 50 тыс. заправок. При проведении обследований будет проверяться территория, на которой располагается АЗС, здания, сооружения и оборудование, инженерные коммуникации, порядок приема, хранения нефтепродуктов, метрологическое обеспечение, экологическая и пожарная безопасность, профессиональная подготовка обслуживающего персонала.

09.04.07 14:44 OilCapital.ru

Док. 299979
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 790

  • Пуликовский Константин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``