В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Алексенко: Нужно создавать базу, но это чисто это чиновничье мероприятие Назад
Андрей Алексенко: Нужно создавать базу, но это чисто это чиновничье мероприятие
Андрей Геннадьевич, на последнем заседании Коллегии Минобрнауки обсуждался вопрос о распоряжении правами на результаты научно-технической деятельности. Речь шла об отсутствии единой базы данных по объектам интеллектуальной собственности, о необходимости утверждения типового договора об условиях распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета.
Как вы считаете, нужен ли единый типовой договор и единая база данных объектов интеллектуальной собственности?

Начнем с практики. В советское время существовали авторские свидетельства, за каждое из которых Изобретатель получал по 40 рублей, и на этом его права кончались. Никакой защиты прав тогда не было, интеллектуальная собственность принадлежала тому предприятию, которое заплатило 40 рублей. Поскольку теперь Россия - новая страна, открытая миру и желающая быть цивилизованной, мы начинаем смотреть на рыночную практику Запада. И выясняется следующее - ни одна инновация не может быть успешной на рынке, если она в самом начале не была защищена.

Что же такое защита интеллектуальной собственности? Это Патент - право в судебном порядке взыскать штраф с того, кто использует его, не уплатив лицензии. Российский патент никого и ни от чего не защищает и действует только на нашей территории. Поэтому за пределами Отечества, например, в Китае, можно разобрать любую нашу разработку, освоить ее и начать массовое производство, что, собственно, часто имело место в прошлом и происходит сейчас.

Для того, чтобы осуществить охрану интеллектуальной собственности, ее следует защитить (т.е. запатентовать) в тех странах, которые способны ее оценить и организовать получение прибыли. Оформление Патента РФ стоит примерно от 4 тыс. до 10 тыс. рублей, переоформление его аналога, который может быть распространён на Евросоюз, стоит примерно от 5 тыс. до 10 тыс. долларов. Патент, который распространяется на Евросоюз и США одновременно, стоит примерно 15- 20 тыс. долларов, и, наконец, его "собрат", который распространяется на весь мир, стоит от 100 тыс. до 150 тыс. долларов, если не выше. Наше государство заинтересовано в сохранении своей интеллектуальной собственности, но оно не готово ничего платить за это. У меня, как и у моих товарищей, есть много коллег, которые изобрели одно, другое, третье, писали патенты (уже после того, как мы стали новой страной) и, несмотря на все усилия, оказались по материальным причинам не в состоянии оформить в России и, тем более, запатентовать свои инновации в других странах. Фатальная необходимость платить ежегодные пошлины убеждает в безнадёжности идеи защиты: как только перестаешь платить Роспатенту, патенты погибают, Это существующая практика.

Теперь власти спохватились - надо защищать свою собственность, собственность страны, а как это сделать?

На первый взгляд, по индивидуальной схеме: изобрел - спешно организовал производство и завалил весь мир сериями изделий - продуктов изобретённой интеллектуальной собственности. На самом деле, Патент, даже если он существует, но недостаточно внимательно составлен (что не редкость), дает возможность срочно воспользоваться им как инструментом для контрафактного производства. Правильный стиль - одновременно заплатить деньги за международную патентную защиту и немедленно начать крупное производство продукции, потому что Ноу-хау всегда можно воспроизвести, а Патент, даже оформленный, не всегда служит в этом случае надежной защитой. Но откуда такие (немалые) деньги взять? Навыками успешного заимствования технологий прекрасно владеют деловые люди из Китая, Японии, других стран Юго-Восточной Азии.

Да, нужно создавать базу, но это чисто это чиновничье мероприятие. Базу можно создать, это дёшево, и государство будет знать, что у него есть. Но оно пока не готово платить пошлины за интеллектуальную собственность, оно не будет помогать патентовать эту собственность в других странах - это считается личным делом института изобретателей.

Если же государство перекупает интеллектуальную собственность, у Новатора пропадает стимул для того, чтобы дальше работать в этом направлении. И напротив, много создателей Патентов и Ноу-хау, которые сохраняли новации под своими собственными именами, не отдавая ничего государству, будучи не в состоянии платить пошлины, "теряли" эти патенты, которые просто были автоматически аннулированы. На этом инновации заканчивались. Таким образом, вопрос явно не допускает простых чиновничьих решений. Все законотворческие действия властных структур без финансовой поддержки творческих людей с неизбежностью окажутся неэффективными, будут носить дилетантский характер, Таким способом, можно время от времени создавать иллюзии перемен, но при этом ничего не будет меняться. Чистый Салтыков-Щедрин!

Наше "интеллектуальное" законодательство обходить или нарушать не нужно, оно таково, что ничего и никого не защищает и ничего не требует, кроме добровольной оплаты Роспатенту по 300-450 рублей в год за то, что это ведомство сохраняет в силе Патент. Никакой иной заботы об интеллектуальной собственности (а это собственность страны!) не существует.

Корреспондент
Татьяна Бархатова

17 апреля 2006


Док. 299958
Перв. публик.: 04.05.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 370

  • Алексенко Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``