В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Милицейское государство в отдельно взятой Республике. Часть 2 Назад
Юлия Латынина: Милицейское государство в отдельно взятой Республике. Часть 2
Что привело к трагедии Нальчика

Окончание. Начало в No 81



Этим летом члены кабардино-балкарского джамаата, живущие в других городах России, стали съезжаться в Нальчик. Тем, кто собрался возвращаться, говорили: "Подождите. Скоро мы будем жить по шариату".

В конце августа менты изъяли у одного из молящихся фотографии зданий КГБ и МВД. Затем взяли двух курьеров.

Затем отловили молящегося, у которого нашли схему аэропорта. Тот показал на сотрудника службы безопасности аэропорта, а сотрудник СБ показал, что к нему пришел связной Астемирова и сказал, что схема нужна для джихада. Мол, когда начнется джихад, кяфиры пошлют в аэропорт самолеты, ни один не должен сесть. Связному устроили ловушку и попытались схватить. "Он был ранен и умер через несколько дней, - сказал мне Беслан Мукожев, начальник отдела по борьбе с религиозным экстремизмом, - мы ему даже кровь сдавали".

Обратите внимание на одну деталь. Если убрать лирику насчет сданной крови, получится, что в руках ментов находился человек изнутри джамаата, он попал им в руки живым - а потом умер.

Если он назвал время и объекты, менты знали все.



* * *

Нападавшие делились на две группы. Одним звонили вечером и звали "на шашлыки". Эти знали все. Эти, уходя из дома, оставляли мобильники, одевались в спортивную одежду и целовали на прощание матерей. Другим звонили утром и просили срочно приехать.

Отец Романа Гендугова, бывший капитан милиции, рассказывает: "Он утром взял деньги, 7 тысяч рублей, купить запчасти, поехал на работу. У него были паспорт и мобильный". Когда Гендугов нашел сына, тот был еще одет. Ни телефона, ни денег уже не было.

Это правильный принцип диверсионной операции. Избранные знают все, остальные узнают на месте. Это был единственный принцип спецоперации, который был соблюден.

Координация отсутствовала. У одной из перестрелянных групп менты забрали рации, но лишь однажды услышали по рации что-то на чеченском. Нападавшие не пользовались рациями. Возможно, просто не знали как.

Возле здания УФСИНа часовой увидел толпу мальчишек, бежавшую к вышке с криком "Аллах акбар". Он подумал, что снимают кино, а когда понял, что это не кино, спокойно положил всех.

Один из молящихся приехал к месту сбора и увидел машину, из которой выгружали автоматы. Ему дали гранату, остальное обещали потом. Он подумал: "Если я ее выкину, они же меня и пристрелят". Оружия было так мало, что, когда боевик падал мертвым, из толпы выбегали зрители, подбирали его оружие и начинали стрелять. Мятежники хотели захватить оружие у врагов, как в компьютерной игре. Но это была не компьютерная игра, а на редкость бездарно спланированная операция.

Как ни парадоксально, именно провальность операции свидетельствует о мирном происхождении джамаата. Великолепная школа религиозной взаимоподдержки (всем звонят, и все съезжаются молиться или помочь товарищу) была использована для теракта. Организовываться умели. Стрелять - нет.



* * *

Со стороны МВД операция была спланирована отлично.

Первой попала в засаду группа на Белой речке. Сначала МВД заявило, что ее возглавлял лично Астемиров и остальные боевики напали, чтобы отвлечь внимание от своего эмира. Это не так.

Самыми жестокими пытками молящихся славится 6-й отдел, и именно он был единственным объектом, на который не напали. А нападать на него удобно именно с Белой речки. То есть 6-й отдел был первым объектом атаки. И был защищен лучше всего.

Очень хорошо защищали 2-й отдел. Нападавших встретили шквальным огнем, а другая группа зашла 14 боевикам в тыл и расстреляла их.

У ФСБ получилось хуже. Боевики обстреляли его и укрылись напротив - в магазине "Подарки". Там они захватили пять заложниц. Они сказали им, что не могут их выпустить, потому что менты их убьют, но потом обменяли трех на три бутылки воды. Остальным раненые боевики - снайпер-ингуш и двое местных - соорудили укрытие из железных столов. У одной из женщин, Зуриды, были с собой 150 тысяч рублей, фамильное золото, дорогой мобильник. Все это она сложила в сумочку. Боевиков закидали гранатами с газом и застрелили. Заложницы не пострадали, а сумочка пропала вместе с кожаной курткой.

В МВД готовность к нападению объясняют так: мы, мол, знали, что что-то будет, и ввели усиление. А в день мятежа собирались идти на зачистку в горы.

В переводе на язык фактов: в день мятежа органы МВД усилили охрану и параллельно выдвинули мобильные группы, которые потом заходили боевикам в тыл. Все происходило так, будто МВД ждало мятежа в конкретный день и час, но забыло поделиться с коллегами полной информацией. А выдвижение спецгрупп залегендировало под "операцию в горах".



* * *

"А что вы сделали с человеком, у которого изъяли фотографии ФСБ?" - спрашиваю я Беслана Мукожева. "Отпустили, - отвечает, - у нас такой закон. Когда человек фотографирует здание - это ведь не статья".

Странно, не правда ли? Когда в гестапо становятся демократами, это подозрительно.

Представьте, что милиции известно место и время заказного убийства. Милиция устраивает засаду и берет киллера после преступления. Вряд ли руководитель операции удостоится ордена. Киллера-то он взял, но у него на руках гражданский труп. А здесь не один труп, а десятки.

Тут самое время вспомнить, что между новым главой республики Арсеном Каноковым и главой МВД Хачимом Шогеновым был неразрешимый конфликт. Дело было не в неудавшейся попытке наезда. И даже не в справках, которые приходили на Канокова из МВД. В справках Каноков, разумеется, по укоренившейся традиции именовался ваххабитом.

А в том, что в республике не может быть двух хозяев. Особенно если один - московский миллионер, вернувшийся на родину играть роль мусульманского Абрамовича, а другого ни один из возивших меня таксистов не назвал лучше, чем Берией. "Вот ты представь, - объяснил мне один из собеседников, - вызывает Каноков какого-нибудь бизнесмена и приказывает вложиться в Тырныаузский район, потому что там бедность. А тот отвечает: "Не буду. Я Шогенову плачу, я все свои обязательства выполнил".

Похоже, снятие Шогенова было частью пакетного соглашения по приходу Канокова в республику. Всемогущему министру МВД оставалось работать, как говорят, до конца октября. Потом - отставка. И смерть. "Он бы и месяца не прожил. Ни он, ни его семья", - говорят мне.

И тут случилась атака боевиков.

И уволить Шогенова - значит признать, что главный виновник бойни в Нальчике - это не Басаев, а Шогенов. Что МВД не столько боролось с боевиками, сколько умножало их число.

Если менты знали о нападении, то получается, что все мятежники - богатые и бедные, молодые и старые, сын водочного короля и бедный физрук - были лишь пешками в интриге. Интриге, позволившей сохранить пост их палачу.



* * *

Но почему они напали, спросите вы. Их планы были известны, город был наводнен БТРами - почему они пошли в ловушку как бараны? Почему выбегали под перекрестный огонь и, выдергивая чеку, кричали старшим: "А через сколько эта штука взорвется?".

Им приказал Басаев. Любой желающий может посмотреть соответствующий клип на "Кавказ-центре": отдающий приказ Басаев и рядом подавленный Астемиров. Им сказали, что они - лишь резерв. "В это самое время в город входит группа из 700 человек".

Но почему Басаев отдал приказ о бессмысленной операции? "Он получил деньги от арабов и должен был их отработать", - отвечают в прокуратуре.

Я думаю, Басаев приказал напасть потому, что он стратег. Потому что эта неудача для него выгоднее успеха. 13 октября для Кабарды - как Кровавое воскресенье для России. До него федералы были чужие только экстремистам. Теперь федералы чужие всем.

Погибшие мятежники были лишь пешками в интриге. Интриге, которая разделила республику на жертв и палачей.

То есть цели МВД и Басаева совпали.



* * *

Бездействие властей на Кавказе порождает кровную месть. Мы видим это на примере осетина Калоева, убившего диспетчера Skyguide. Произвол властей тем более порождает месть. Если кавказец один - он берет нож. Если это целая религиозная община - она идет к Басаеву.

Кто были боевики? Их социальный состав удивительно совпадает со среднестатистическим составом общества. Парочка сыновей богачей. Чуть побольше - средних бизнесменов. И больше всех - трудяг. Эти люди вкалывали на двух работах. Не пили, не курили, не ругались. Не брали взятки, как менты, и не жили ради предательства и денег. Они не хотели жить в той грязи, в которой живет сейчас Россия, и, надо сказать, начинали они с себя.

Впрочем, это не мешало им воспитывать палками наркоманов, а еще до начала гонений среди молящихся была группа, вытаскивавшая из машин занимавшиеся блудом парочки. Людей били, а машины сжигали.

Я знаю, как сделать из мусульманина экстремиста. Надо закрыть его мечеть, выбрить у него на голове крест и бить в милиции его беременную жену по животу со словами "нечего тут ваххабов плодить". Надо прийти в общину в Зольском районе, мирно взявшую кредит и купившую сто коров, и коров потребовать продать, а общину - разогнать.

После этого он пойдет убивать ментов, а менты, расстреляв его, скажут: "Вот видите. Мы всегда говорили, что он враг". И продолжат умножать число врагов, ибо на Кавказе трупы - это уставной капитал акционерного общества под названием "Силовые Структуры". Капитал, позволяющий зарабатывать прибыль - и разрушать Россию.

Свидетельствую: среди трупов, лежащих в рефрижераторе, мало гражданских. Это были действительно люди, которые взялись за оружие и которые мечтали о Кавказском халифате.

13 октября - это блестящий тактический успех органов. Еще пара таких успехов - и Россия потеряет Кавказ.



P.S. У меня есть привычка: бегать по утрам. И в Нальчике я тоже бегала, в шортах и маечке. Пока я пробегала по зеленому, неправдоподобно красивому городу, усеянному желто-зелеными листьями и желто-зеленым камуфляжем ментов, я не могла не думать о том, что 13 октября в этом городе худшая часть нации перестреляла лучшую.

И о том, что если бы эта лучшая победила, то меня за мои шорты зарыли бы тут же, в желто-зеленых листьях.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/82/14.html
03.11.2005



Док. 299945
Перв. публик.: 03.11.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 278

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``