В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Короля играют трусы Назад
Юлия Латынина: Короля играют трусы
И это может стать причиной развала России

Демократические СМИ, окрыленные примером Киргизии, обсуждают возможность победы демократии в одной отдельно взятой российской республике. Кивают при том на Ингушетию и на Башкирию, где митинги оппозиции грозят приобрести затяжной характер.

Однако башкирская оппозиция - судя по той косвенной поддержке, которую она получает, - видимо, временно на руку Кремлю. Задача Кремля проста: напомнить Рахимову, что ничего (а тем паче утверждение в должности президента) не бывает задаром, и вернуть под контроль государства, а еще лучше "Роснефти", башкирскую нефтянку, выведенную на подставные фирмы перед первым туром президентских выборов в Башкирии.

Несомненно, среди широкой коалиции башкирской оппозиции, которой надоело жить в условиях средневекового ханства, есть лидеры, отдающие себе отчет, что Кремль по их просьбе никогда не снимет Рахимова, а снимет - так назначит еще похуже. Но все же на башкирской доске два основных игрока: Кремль и Рахимов. У обоих слишком ясно очерченные цели. У Кремля - получить нефть, у Рахимова - откупиться и сохранить власть.

При этом даже возникает парадокс: чем радикальнее будет оппозиция (то есть чем громче она будет требовать не только отставки Рахимова, но и свободы выборов), тем дешевле будет Рахимову откупиться от Кремля и задавить оппозиционеров.

Столь же далеки от революции митинги в Ингушетии - но совершенно по другой причине.

Настоящая ингушская оппозиция не участвует в митингах. Она участвует в терактах.

Это в России выходят на демонстрации. На Кавказе на демонстрации не выходят. Кто-нибудь видел демонстрацию во время штурма Грозного? Чеченцы тогда выражали свое недовольство политикой России другими способами.

О чем били челом ингушские демонстранты? Об отставке Зязикова? Вы представьте себе: 1845 год. Кавказ. Шамиль, имам Дагестана и Чечни, с одной стороны, русский царь - с другой. И какой-нибудь Аслан-хан Казикумыхский, который правит вольным обществом для русских. Как вы думаете, много ли жителей вольного общества соберется на митинг бить русскому царю челом: белый царь, мы с тобой, но вот замени нам Аслан-хана на Даниэль-бека или еще кого там?

Так не бывает. Общество собирается и постановляет: хана - к черту, белого царя - к черту, мы за газават и за Шамиля.

На демонстрацию в Ингушетии вышли те, кто против Зязикова, но с Россией. Рискну заявить: большинство на Кавказе не хочет отделяться от России. Опыт чеченской независимости - перерезанные глотки российских солдат, демонстрирующиеся в прайм-тайм по телевизору, бандитские патрули на дорогах, потрошащие каждую проезжающую машину со словами: "Я воевал против русских - плати за проезд", Масхадов, не совладавший с полевой вольницей, - это вовсе не пример для подражания. К тому же кавказские республики сидят на игле дотаций. Неслучайно опросы общественного мнения в Ингушетии демонстрируют абсолютное первенство вполне лояльного к России Руслана Аушева. Назначь завтра выборы - и его выберут в первом туре.

Но в том-то и дело, что судьбы Кавказа определит не разумное большинство, а пассионарное меньшинство.

Демонстрацию в Ингушетии устроили те, кто думает по-русски. Те, кто помогал Зязикову избраться. Те, кто хотел бы занять место Зязикова, а не место Шамиля.

Увы, они обречены на неудачу.

В ночь на 22 июня ингушские боевики при полном равнодушии, а то и поддержке глядящего из окон народа семь с половиной часов контролировали город Назрань и расстреливали милиционеров. Не взломали ни одного магазина, не украли бутылки воды - попить. Украсть бутылку воды - это вам не людей стрелять, это дело недозволенное, "харам". Правда, Басаев уехал на "Мерседесе", на котором ездил муфтий республики: машину бросили в ближайшем леске. А так не грабили: сделали утренний намаз и ушли.

Вряд ли Путин после 22 июня заблуждается на счет Зязикова. Бюджетное воровство достигло при нем небывалых размеров, равно как и похищения людей федералами (иногда за выкуп, иногда бесследно).

Но, навязав Зязикова ингушам, президент Путин попал в ловушку. Оставить Зязикова - значит разделить с ним ответственность. А снять - означает признать свою ошибку. К тому же кто поручится, что новый ставленник Москвы не будет жаден и труслив?

"Я не имею к вам никакого доверия, ибо знаю, что вы не любите храброго", - писал Хаджи-Мурат русскому военачальнику, объясняя причины перехода на сторону своего кровника Шамиля.

Кремль не любит храбрых. Это явилось причиной смещения Аушева и назначения Зязикова. Это может явиться причиной краха нашей политики на Кавказе и последующего развала России. Просто потому, что Россия, где оппозиция малочисленна, мирна и не готова стрелять, слишком отличается от Кавказа, где оппозиция носит повязки смертников с надписью "Аллах акбар". По линии этого этнического раздела и пойдет развал.

Но не сейчас. И не потому, что в Ингушетии люди, желающие занять место Зязикова, пытаются цивилизованным образом объяснить России, что она не права. И не потому, что силовики в Кремле, переварив "Юганскнефтегаз", присматриваются к "Башнефти" и в качестве разменной карты используют башкирскую оппозицию.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/25/11.html
07.04.2005



Док. 299877
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 222

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``