В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Стационарная ядерная бомба Назад
Юлия Латынина: Стационарная ядерная бомба
Именно так можно назвать Бушерскую АЭС, которую Россия строит в Иране, на берегу Персидского залива

Сразу после саммита в Братиславе Россия подписала с Ираном соглашение о поставках ядерного топлива для строящейся Бушерской АЭС. Документ вызвал озабоченность властей США, специалистов МАГАТЭ и российских экологов. Сенатор Джон МакКейн даже призвал исключить Россию из "большой восьмерки".

Во-первых, в то, что ядерная энергия Ирану нужна для мирных целей, поверить трудно. Иран - одна из крупнейших нефтяных держав мира. Даже в России АЭС не строили в Нижневартовске, а Иран - это один большой Нижневартовск. Логично предположить, что иранская ядерная программа имеет в конечном итоге военный характер. И тогда получается, что Россия, страдающая от исламского терроризма на Кавказе, снабжает ядерным оружием государство исламских фундаменталистов.

Во-вторых, даже если согласиться с уверениями иранских официальных лиц в том, что серийный бушерский энергоблок имеет исследовательский и мирный характер, это мало что меняет. Бушерская АЭС расположена на берегу Персидского залива. Если вы взглянете на карту, то обнаружите, что от взрыва АЭС Иран, малонаселенный в этих местах, пострадает куда меньше прочих нефтеносных стран региона.

Во времена Сталина, когда цена человеческой жизни в СССР была не очень велика, наши специалисты создали ядерную артиллерию - минометы и пушки, стреляющие ядерными зарядами, а на Тоцком полигоне были проведены учения - 60 тыс. человек пошли в наступление через эпицентр ядерного взрыва. Цена человеческой жизни в фундаменталистском Иране еще ниже, чем в СССР при Сталине. Бушер можно рассматривать даже не как ядерную артиллерию - как стационарную ядерную бомбу на берегу Персидского залива.

В-третьих, топливо для Бушерской АЭС повезут по железной дороге к Каспию. Поезда с подобным грузом могут стать лакомой добычей для террористов на юге России.

В-четвертых, вернувшееся в Россию топливо не улучшит экологическую обстановку страны.

В силу этих причин сделка России с Ираном вызвала недоумение у большинства аналитиков. Можно предположить, что, заключив контракт с Ираном, Россия: а) дает в руки исламским фанатикам ядерное оружие; б) создает предпосылки для захвата ядерных материалов кавказскими и ближневосточными террористами; в) превращает свою территорию в свалку ядерных отходов.

Этот шаг тем более непонятен, что, по некоторым данным, в Братиславе президент Путин пошел на беспрецедентные для российского суверенитета уступки Америке в сфере ядерной безопасности, - возможно, в обмен на очередное одобрение президентом Бушем российского режима.

Появившееся в прошлую субботу на официальном сайте Кремля совместное заявление президентов России и США предусматривало доступ иностранных контролеров на российские ядерные объекты. (Правда, в понедельник этот абзац из текста исчез, а Кремль заявил, что в прессу по ошибке попал черновик документа.)

Это плохо согласовывается с предположением, что Россия готова отказаться от сотрудничества с Западом в пользу геополитической поддержки таких стран, как Иран.

Возможно, эксперты зашли в тупик потому, что они задают неправильные вопросы. Они ищут в сделке с Ираном геополитический смысл. Но можно задать и другой вопрос: кто получит деньги от контракта в Бушере?

Бушерскую АЭС строит ЗАО "Атомстройэкспорт".

Еще недавно контрольный пакет "Атомстройэкспорта" принадлежал известному промышленнику Кахе Бендукидзе. Однако после того, как г-н Бендукидзе стал министром экономики Грузии, КРУ администрации президента провело проверку деятельности АСЭ и "выявило ряд нарушений". Пришедшая вслед за КРУ налоговая инспекция насчитала АСЭ долгов на 1 млрд руб.

В октябре прошлого года г-н Бендукидзе продал 53,8% акций "Атомстройэкспорта" Газпромбанку* за 731 млн руб. (около 25 млн долл.). Это не очень большая сумма для компании, объем контрактов которой на ближайшие годы, по оценкам экспертов, при благоприятных обстоятельствах может достичь 20 млрд долл. Возможно, в случае отказа продать компанию г-н Бендукидзе мог лишиться ее по тем же причинам, по которым Ходорковский лишился "Юганскнефтегаза".

Таким образом, мы видим закономерность. Пока "Атомстройэкспорт" находился в собственности г-на Бендукидзе, проект снабжения исламских фундаменталистов ядерными технологиями не получал поддержки в Кремле. Как только контроль над компанией перешел к правильным людям, ее доходы резко возросли, пускай и благодаря деньгам, полученным за счет дестабилизации мировой геополитической обстановки.

Таким образом, сделку с Ираном можно считать самым неожиданным следствием "революции роз" в Грузии.



* По данным журнала "Русский Форбс", в январе вице-президентом этого банка стал 24-летний сын министра обороны РФ Сергея Иванова Сергей Иванов.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/16/19.html
03.03.2005



Док. 299873
Перв. публик.: 03.03.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 253

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``