В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Тяжело ученому, легко баю Назад
Юлия Латынина: Тяжело ученому, легко баю
Проблемы безопасности и безопасные проблемы

Башкирская ФСБ обвинила 66-летнего ученого Оскара Кайбышева в продаже технологий, которые могут быть использованы в военных целях. Технология была запатентована в США. Южнокорейская компания, которой технологии проданы, намеревалась использовать их в производстве шин.



В общем-то любая высокая технология может быть использована в военных целях. И не только высокая. Если бы русские запатентовали колесо и продали патент корейцам, наверняка этот патент тоже можно было использовать в военных целях.

А в Башкирии есть много работы для людей, радеющих о национальной безопасности.

Например, в Башкирии есть обширный энергетический комплекс: "Башнефть", "Башнефтехим" и "Башкирэнерго". Председателем совета директоров всех этих компаний был еще недавно сын президента республики Урал Рахимов. Наверное, потому, что он очень хороший бизнесмен. Но так как даже очень проницательный бизнесмен, возглавляя столько компаний, не может уследить за всем, с башкирской нефтянкой случилась неприятность: накануне перевыборов президента она исчезла из госсобственности и материализовалась в другом месте.

После первого тура выборов, в котором столкнулись лбами Рахимов и Веремеенко, Рахимов имел в Кремле беседу с президентом Путиным. Знающие люди уверяют, что на встрече была достигнута договоренность положить нефтянку на место. Так или иначе, после встречи из Кремля позвонили в штаб Веремеенко с приказанием: двери штаба закрыть, опечатать, печать сфотографировать и прислать по факсу в Кремль.

Сфотографировали. Опечатали. Прислали. Выборы Рахимов выиграл. Сбежавшая нефтянка домой не вернулась.

Почему? На мой взгляд, это достойная тема для ФСБ. Имеет место свежая покража госсобственности в масштабах астрономических. "ЮКОС" отдыхает.

Одна из версий ответа на вопрос гласит: когда Кремль снова заикнулся о возврате госсобственности, Урал Рахимов ответил: у нас-де в республике много турецких "серых волков", не хотите вторую Чечню?

Согласитесь, это тоже тема для ФСБ: много ли в республике "серых волков"? Кто их импортирует? На какие деньги развивается в Башкирии исламский экстремизм? На нефтяные? Тогда что получается? Правящая элита республики, с одной стороны, пугает Кремль тем, что только она может сдержать мусульманский экстремизм, а с другой стороны - сама же его и поощряет, причем на деньги от той самой нефтянки, пропавшей из госсобственности?

Но ФСБ почему-то не занимается ни башкирской нефтянкой, ни "серыми волками".

Есть в республике и темы помельче. Но все равно значимые. Например, состояние МВД. Чего стоит только один фонд социальной защиты, организованный при МВД трижды судимым гражданином Фомичевым. По уставу МВД помогало Фонду выбивать долги с предприятий. В конце концов гражданин Фомичев попался четвертый раз - на сбыте фальшивых долларов. На суд пришел глава МВД республики Диваев и заявил, что Фомичев сбывал доллары как агент МВД.

По сравнению со среднеарифметическим российским ментом, который тоже не подарок, башкирское МВД потрясает. Но ФСБ нет дела до министра Диваева.

Или вот чем не тема - Благовещенск? Били или нет, - не депутату же от Благовещенска это выяснять, тем более что этим депутатом является сын президента Урал Рахимов?

Но ФСБ нет дела ни до министра Диваева, ни до Благовещенска. ФСБ нашла другое дело. О разглашении гостайны. Продали колесо корейцам. То есть, простите, не колесо, а шину. Технологию изготовления шин.

Я не знаю, что случилось с беднягой Кайбышевым. Может, он стал объектом неудачного рэкета (мол, получил деньги от южных корейцев - делись). Может, на него настучали соседи или он повздорил с коллегой по работе. А может, действительно нашелся сознательный чекист, который считает, что "серые волки" - это не проблема, а вот технология производства шин - это просто, можно сказать, удар ножом в спину Отечества.

Дело в другом.

Российские чекисты (и представители смежных ведомств типа Госнаркоконтроля) все чаще вместо проблем безопасности начинают заниматься безопасными проблемами. Арестовывать не наркобаронов, которые умеют убивать, - а ветврачей. Не "серых волков", а директоров институтов.

Однако даже если оставить в стороне давно никого не интересующие соображения законности, порядочности и элементарного здравого смысла, деятельность мелких чинов ФСБ порождает два фундаментальных следствия.

Во-первых, она ставит крест на будущем России как высокотехнологической державы. Высокие технологии - вещь интернациональная. Особенно в стране, которая еще имеет ученых, способных их разрабатывать, но уже не в состоянии оплачивать эту работу по нормальному тарифу. Нельзя призывать к экспорту высоких технологий вместо сырья и одновременно сажать тех, кто это делает. Ретивые сотрудники ФСБ приговаривают Россию к статусу Верхней Вольты, полностью убивая те ниши, которые мы могли бы занять. Если бы я была директором ЦРУ и передо мной поставили вопрос, как вытеснить Россию с китайского рынка космических технологий, я бы ответила: "Завести дело на физика Данилова".

Во-вторых, она отторгает от режима Путина всех интеллектуалов. В каком-то смысле положение российской науки сейчас хуже, чем при Сталине. При Сталине расстреливали, но на науку тратили миллиарды. Сейчас денег не дают, за попытку найти самостоятельно могут посадить.

Занимающиеся безопасными проблемами сотрудники ФСБ в невысоких чинах, вероятно, успешно решают вопрос своей собственной карьеры. Но для режима они создают кардинальные проблемы.

В субботу в Уфе прошли демонстрации против режима Рахимова. Это случилось спустя два дня после того, как Муртаза Рахимов, вместо того чтобы поставить своего сына Урала главой парламента, объявил о "раскрытии в парламенте заговора депутатов - представителей ТЭК". Видимо, где-то кому-то крепко настучали.

Я полагаю, что демонстранты в своем протесте абсолютно искренни и подвергают себя немалой опасности.

Я полагаю, что Кремль использует башкирских демократов как инструмент разводки Рахимова. (А возможно, просто для получения денег. Аналогичный случай с митингами аварской оппозиции был недавно в Дагестане: сначала в Москве предложили лидерам аварской оппозиции созвать митинг, потом после митинга глава Госсовета республики Магомедов срочно побывал в Кремле, потом в Кремль вызвали оппозицию и сказали: "Все, мы вопрос решили, не надо больше митингов".)

Я полагаю, что Кремль ничего не добьется. Потому что если Москва, вместо того чтобы послать "Альфу" в лагеря "серых волков" и группу захвата - в кабинеты расхитителей госсобственности, использует для давления на Рахимова беззащитных людей вроде тех, кого избивали в Благовещенске, это значит: Кремль не хочет наводить порядок в республике. Кремль хочет от Рахимова того же, что он уже получил от Магомедова. А может, немножко больше: Башкирия все же побогаче Дагестана.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/15/17.html
28.02.2005



Док. 299871
Перв. публик.: 28.02.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 197

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``