В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Контора глубокого бурения Назад
Юлия Латынина: Контора глубокого бурения
Президент знает тех, кто купил "Юганскнефтегаз", но посыпает их следы махоркой

Президент Путин оправдал Михаила Ходорковского. В самом деле, президент сказал, что аукцион по "Юганску" проведен в "строгом соответствии с действующим российским законодательством".

Ходорковского, как известно, обвиняют в покупке "Апатита" через фирмы-пустышки. Судя по всему, покупатели "Юганска" внимательно изучали уголовное дело Ходорковского. И занимались плагиатом.

Правда, за "Байкалфинансгруп" поручился сам президент. Он сказал, что его учредителями являются физические лица, давно занимающиеся нефтедобычей.

При этих словах президента я лично испытала большое облегчение. А то ведь черт его знает, откуда "Байкалфинанс" взял 1,7 млрд долл. залога. Вдруг это деньги бен Ладена.

Но президент Путин меня успокоил. Это не деньги бен Ладена. Это деньги физических лиц, которые давно занимаются нефтью.

И уж если у этих физических лиц, не известных России, но известных президенту Путину, есть лишних 9,3 млрд долл., наверняка они уплатили с них налоги. А то не может же такого быть, что у Ходорковского отняли "Юганск" потому, что он не платил налоги, и передали людям, которые тоже налоги не заплатили.

Видимо, это те самые физические лица, которые учредили ООО "Макойл", которое учредило "Байкалфинансгруп".

Я очень рада за ООО "Макойл". Эта крупная нефтяная компания обладает таким авторитетом, что не ей, а ее "дочке" Сбербанк перевел деньги в воскресенье (!). Да не просто деньги, а деньги Стабилизационного фонда, если верить Виктору Геращенко. То есть бюджета РФ. Правда, мне лично компания "Макойл" неизвестна. Самое близкое, что нашлось при поиске, - это известный бар "Макой" на площади Восстания, где ночью от работы отдыхают центровые девочки.

Но, впрочем, какая разница, что компания "Макойл" не известна публике? Главное, что она известна президенту. Есть же ведь такие физические лица, чья служба и опасна, и трудна. И на первый взгляд как будто не видна. Но если какой-то олигарх не платит налоги и покупает Россию через подставные компании, эти люди всегда готовы прийти на помощь правопорядку.

Зачем купили?

Во всей этой истории есть два самых интересных момента. Момент первый - почему купили именно через "Байкалфинансгруп"?

"Чтобы обойти решение хьюстонского суда. Потому что та компания, которая купит "Юганскнефтегаз" у "Байкалфинансгруп", будет добросовестным приобретателем", - услышала я от одного чиновника.

Но это неграмотный ответ. Добросовестным приобретателем краденого может быть только тот, кто в момент приобретения не знает, что оно крадено. После решения хьюстонского суда никто не может быть добросовестным приобретателем.

"Байкалфинансгруп" не заплатит оставшихся денег и потеряет залог. Зато не потребуется повторного аукциона, и "Юганскнефтегаз" как выморочное имущество перейдет в собственность государства", - услышала я от известного юриста.

Но это тоже неверный ответ. Чтобы "Юганскнефтегаз" перешел в собственность государства, достаточно было просто сорвать аукцион. Российское законодательство позволяет организовать в таких случаях повторный аукцион, но не требует этого. Незачем было бегать между тверской рюмочной и московским баром.

У меня есть своя версия. И основывается она именно на том, что наши таинственные покупатели изучали премудрости экономики на материале уголовного дела "Апатита". Они прочли там про добросовестного приобретателя и решили, что, если, допустим, "Газпром" купил "Юганск" у "Байкалфинансгруп", все будет в порядке. А про Хьюстон в уголовном деле "Апатита" ничего не сказано.



Операция прикрытия

На следующий же день после аукциона экспертам начали звонить из Кремля. Рассказывали, что в Кремле - ужасный скандал. Потому что никто не ожидал победы "Байкалфинансгруп". Мол, это контора Романа Абрамовича, который "подмазал", кого надо, зарегистрировал компанию и вот нанес такой удар. "Это Абрамович", - закричал рынок, хотя, строго говоря, ни из чего такого не следовало, что это Абрамович. А следовало только то, что почему-то в Кремле хотят, чтобы думали, что это Абрамович.

Затем оказалось, что представлял "Байкалфинансгруп" Игорь Минибаев, начальник одного из управлений "Сургутнефтегаза". "Это Сургут!" - закричал рынок, хотя, строго говоря, то, что "Сургутнефтегаз" учредил победителя, еще не значило, что "Сургутнефтегаз" имеет долю в покупке. Это как бизнесмен, который обедает в компании бандитов. Если он заплатил за поляну, это еще не значит, что он - главный.

А уж во вторник завершающий удар нанес сам президент Путин. Заявив, что китайцы, конечно, "ЮКОС" не купили, но, так как у них есть договоренности с "Газпромом", президент "не исключает возможность, что государственная китайская энергетическая компания примет участие в работе и этого актива". И сразу по рынку прошел слух: "Это китайцы!". Хотя, строго говоря, президент ничего такого не сказал. Он только сказал, что дом купил не Петя, но, поскольку Петя дружит с Васей, может быть, Петя зайдет в дом попить чай. А может, и не зайдет.

Интересно, что перед нами - типичная операция прикрытия. Это непременная часть любой спецоперации КГБ: распустить веер слухов, прикрывающий настоящих исполнителей: "Абрамович? Нет, не Абрамович, Богданов". - "Богданов? Нет, не Богданов, китайцы". В операцию прикрытия оказалось вовлечено высшее лицо государства.

Зачем? Бога ради, зачем, когда и так все ясно?

Затем, что это специальность покупателей. Они не умеют покупать компании, но они умеют проводить спецоперации.

Операцию прикрытия проводили потому, что это специальность покупателей. Они не умеют покупать компании, но они умеют распускать слухи и посыпать махоркой следы. А что глупо, если эти следы глава государства посыпает махоркой прямо на пресс-конференции перед телекамерами, этого просто не учли.



Кража вместо правосудия

Несколько месяцев назад новый президент Грузии Михаил Саакашвили посадил в тюрьму зятя бывшего президента Грузии по обвинению в том, что принадлежащая тому компания мобильной связи "Магти" не уплатила налоги. И не выпустил, пока тот не отдал контрольный пакет компании.

Тем не менее Запад не считает Саакашвили диктатором. По ряду причин. Во-первых, "Магти" была притчей во языцех, и зять президента считался самым коррумпированным бизнесменом страны. Во-вторых, его выпустили из тюрьмы мгновенно и оставили ему приличный кусок компании. И в-третьих, самое главное: контрольный пакет "Магти" тут же продали совершенно посторонним людям: американцам, которые больше всех дали.

С "ЮКОСом" случилось ровно наоборот. Во-первых, преследованию подверглась одна из самых прозрачных компаний. Во-вторых, власть отвергла все исходящие от Ходорковского предложения отдать "ЮКОС" в обмен на сохранение целостности компании и уважение к правам акционеров. В-третьих, власть продала "Юганск" себе - физическим лицам, известным президенту Путину и не известным, похоже, больше никому. То есть окончательно продемонстрировано, что Михаила Ходорковского посадили в тюрьму не потому, что он совершал преступления, а для того, чтобы отобрать собственность.





КОММЕНТАРИИ



Алексей КОНДАУРОВ, депутат Госдумы, бывший начальник аналитического управления "ЮКОСа":

- В связи с аукционом, с которым и так все понятно, лично у меня возникает только один вопрос: почему действовали так бездарно? Объяснили бы (пусть не устами президента), что никому не известная фирма, взявшая "Юганскнефтегаз", это мера, вызванная результатом американского суда, который создает большой риск для "Газпрома", - все было бы не так глупо. А тут действуют тайком, как неформальное организованное сообщество. И ведь всем понятно, что действует государство, которое, несмотря на давно заявленное президентом стремление, до сих пор не может выйти из тени.

Сделка полностью прошла под "государственным прикрытием". Один маленький пример: как банковская проводка в миллиард с лишним долларов в адрес только что созданной фирмы могла пройти мимо Федеральной службы по финансовому мониторингу? По закону они обращают внимание на все, что больше 600 тыс. рублей, и если проводка подозрительна, останавливают ее на три дня. А здесь, получается, что не остановили, или был соответствующий звонок?

Как может воспринимать западный бизнес тот факт, что основной актив наиболее эффективной компании страны в одночасье продан неизвестно кому? Только таким образом, что ситуация в России для него непредсказуема.



Пресс-центр Федеральной службы по финансовому мониторингу:

- Да, действительно, информация о сделке, превышающей 600 тыс. рублей, идет к нам, но есть методики определения подозрительной сделки. Если все чисто, никаких вопросов не возникает.

- Разве по методике не является подозрительным, что миллиард переводится в совсем недавно созданную фирму, как в случае с "Байкалфинансгруп"?

- Могу с вами согласиться, но мы пока не комментируем эту сделку.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики, профессор:

- Сегодня уже очевидно, что "Байкалфинансгруп" - подставная компания, созданная специально для участия в аукционе по "Юганскнефтегазу". Она прикрывает настоящего покупателя - государство. Сейчас государство размышляет, какая компания возьмет на себя разводку этой комбинации? Решение будет найдено, я в этом не сомневаюсь. Просто оно будет незаконно.

Никаких денег за продажу "Юганскнефтегаза" может просто не быть. Его отнимут бесплатно! Ведь деньги должен получить бюджет, но они там не предусмотрены. Значит, есть возможность нахимичить.

Мне известно, что с самого начала наверху шла дискуссия: отчуждать имущество "ЮКОСа" по закону или просто экспроприировать. На начальном этапе победила первая точка зрения. Ну а сейчас есть возможность пойти по второму пути. На самом деле это государственный бандитизм. Каждый последующий шаг власти затягивает ее в трясину беззакония и произвола.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/94/00.html
23.12.2004



Док. 299863
Перв. публик.: 23.12.04
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 254

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``