В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Порт всех морей Назад
Порт всех морей
Как найти конкурентные преимущества России? Некоторые и искать не надо, достаточно взглянуть на глобус.


Термин "сверхдержавность", в отличие от "державности" с "соборностью", тихо вышел из моды. Из-за происков Запада, понятно. Там рассудили: где сверхдержава, там и агрессия. И вовсю инкриминируют Москве использование газового и вообще энергетического "оружия". Дошло до того, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров заговорил о том, что "энергетическая сверхдержава" - это лозунг, который нам подкидывают. Хотя в декабре 2005 года превратить Россию в энергетическую сверхдержаву призвал, в том числе и Лаврова, Владимир Путин. Он и в последнем послании указал на первенство России в добыче нефти, ни слова на этот раз не сказав о сверхдержавности. Если же перед собственным носом крутануть глобус, то совершенно очевидной становится еще одна возможность для России стать сверхдержавой, теперь - транзитной: прежде всего из производящей Азии в потребляющую Европу.
Собственно, об этом и говорил Владимир Путин в Мурманске. Вот его слова: "Мы должны четко и ясно понимать, в чем наши конкурентные преимущества и как их использовать, и именно на этом сосредотачивать наши финансовые и административные усилия".
В Мурманске транзитную сверхдержаву строили посредством "повышения конкурентоспособности морского транспорта" и развития соответствующей портовой и таможенной инфраструктуры, которая в решающей степени эту конкурентоспособность и определяет. Путин исходил из того, что морской транспорт выполняет почти 90% всех грузовых перевозок в мире.
С чего начнется строительство транзитной сверхдержавы? Правильно, с усиления госконтроля за судоходными компаниями, не говоря уж о портах.
Но самое любопытное не в этом. Морской транспорт, конечно, важно. Волга впадает в Каспийское море, а Мурманск - это ворота Северного морского пути. Однако, по-моему, гораздо более очевидный путь к российской транзитной сверхдержавности лежит все-таки посуху. Есть, правда, еще одна "мелочь" - эстонский акцент. Вчера "Газета" уже писала, что куда болезненнее, чем демонстративный отказ от эстонского сыра и молока, для эстонской экономики может стать разгрузка эстонских портов от российских товаров. Эти порты облюбовали, например, многие российские металлурги. Так что упор на конкурентоспособность российских портов буквально злободневен.
Парадокс состоит в том, что, хотя РЖД - конкурент морскому транспорту, без железнодорожников инфраструктуру портов не усовершенствовать. Владимир Якунин, претендент на роль главного строителя транзитной сверхдержавы, сопровождавший президента в его северном вояже, оказался в фокусе конфликта интересов. Чем его выступления и интересны. "Мы не видим той колоссальной грузовой базы, о которой идет речь" -- так он оценил возможности Мурманского порта. Его главный вывод: прежде чем вкладывать "огромные средства в развитие портовой инфраструктуры, необходимо точно посчитать, что и в каких количествах будет перевозиться через этот порт". Налицо редкий для России феномен конкуренции. Вокруг распределения ролей в спектакле под названием "Даешь транзитную сверхдержаву!".


http://gzt.ru/business/2007/05/03/220206.html

Материал опубликован в "Газете" No79 от 03.05.2007 г.


Док. 299850
Перв. публик.: 03.05.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 425

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``