В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Чем громче убийство, тем мельче причина Назад
Юлия Латынина: Чем громче убийство, тем мельче причина
Три версии по "делу Пола Хлебникова"

Прошло больше недели со времени убийства Пола Хлебникова, главного редактора российского "Форбса", - фактов нет, а слухов порядочно.

Смерть Хлебникова стала отличным поводом пропиарить своих врагов. Враги Лужкова пожимают плечами: "Кто убил? Да лужковский клан. До опубликования "списка Форбс" кто знал, что Батурина - миллиардерша? А потом об этом не написал только ленивый". Противники силовиков шепчут: "Кто убил? Да перед смертью Хлебников занимался расследованием взаимоотношений между "Мегафоном" и министром связи Рейманом".

Еще немного, и всякая заказуха а-ля "компромат.ру" будет предваряться траурным посвящением: "вот этим-то расследованием и занимался перед смертью Пол Хлебников".

О власти-то и говорить нечего: каждый уважающий себя либерал знает, что Пола Хлебникова убил Кремль, точно так же, как он знал, что Рыбкина похитили злые силы.

На самом деле вероятность того, что Хлебникова убили власти, исчезающе мала. Дело даже не в том, что Пол Хлебников отнюдь не стоял высоко в "черных списках" Кремля. Рискну утверждать: если бы Хлебникова убили сильные мира сего, это была бы "случайная" драка в подъезде. Или соли таллия, как об этом говорят в случае с нашим коллегой Юрием Щекочихиным.

Власть до сих пор относится к иностранцам с почтением. Предприятия у них начнут отбирать, только когда не останется ни одного "юкоса", а иностранных журналистов начнут убивать только после русских.

Парадокс, но в России пока так - чем громче убийство, тем мельче причина. Кричат-кричат, а потом вылезает такое тьфу, что диву даешься. Криминал пополам с бардаком, как в случае Юшенкова.

Поэтому лучше не кричать громко, чтобы потом не оконфузиться, а внимательней присмотреться к более бытовым версиям. Которых три: ревность, придурки и чеченцы.

Пол Хлебников не у того человека увел девушку. Русские бизнесмены по-разному относятся к таким вещам. Один мой знакомый рассказывал, как его уволили из Министерства по налогам и сборам после романа с женой одного коммерсанта. Коммерсант не постеснялся для такого дела пожаловаться на бардак, разведенный в министерстве, аж начальнику секретариата Черномырдина. Не все, однако, подходят к этому вопросу с позиций доноса в партком. Некоторые и к киллерам обращаются.

"Список Форбс" был воспринят большей частью деловой России как справочник для прокуратуры. Какой-то отморозок из нижней части списка мог и перегреться.

Опять же история из жизни: звонят одному миллионеру из милиции и говорят: "Мы тут киллера поймали, который тебя убить хотел". Миллионер, судорожно перебирая в уме все свои производственные конфликты, едет в милицию. Там действительно сидит упоротый наркоман. "Тебе меня заказали?" - "Да". - "За сколько?" - "За триста долларов". - "Кто?"

Наркоман называет фамилию. Бизнесмен тщетно пытается ее припомнить. После долгого разбирательства выясняется: у нашего бизнесмена среди прочих заводов, газет и пароходов была фабричка где-то на окраине города. На фабричке был склад, который арендовал мелкий коммерсант. Года три назад коммерсанта с этого склада турнули, поскольку он не платил за аренду. Три года этот мститель за поруганную честь носил в себе жажду мести, пока не нашел наркомана за триста долларов...

Версия третья - чеченцы. За год до смерти Пол Хлебников опубликовал по-русски в издательстве "Детектив-пресс", возглавляемом Валерием Стрелецким, бывшим сотрудником и товарищем начальника охраны президента Ельцина Александра Коржакова, книгу "Разговор с варваром". Это записи бесед Пола Хлебникова с полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым. Книга на две трети состоит из интервью Нухаева, который не знал о выходе книги и с которым текст не был согласован; остальное - это комментарии анонимного сотрудника РУБОПа и самого Хлебникова.

Пол Хлебников никогда не был "заказным" журналистом, но достаточно легко поддавался чужому влиянию - недаром его известная статья о Борисе Березовском фактически воспроизводит точку зрения на Бориса Абрамовича Александра Коржакова. Создается впечатление, что ту же точку зрения Коржакова отражает и "Разговор с варваром". Недаром в книге вы не найдете ни вопросов, ни ответов о зверствах русских в Чечне, но зато прочтете немного странные для западного журналиста рассуждения о том, что "русские построили великую культуру, в то время как чеченцы мерили свое богатство овцами".

Если бы героем такой книги оказался западный бизнесмен или политик, он мог бы добиться ее запрета через суд как не отвечающей западным журналистским стандартам. Г-н Нухаев, как то явствует из его бесед с Хлебниковым, считает суд неэффективным инструментом разложившейся западной цивилизации.

Следствие, которое в первые дни получило команду: "найти в убийстве след Березовского", теперь, кажется, переключилось на поиски чеченского следа. Однако если Хлебникова действительно убили чеченцы, то следствию не позавидуешь.

Ни чеченские боевики, ни бен Ладен никогда не берут на себя ответственность за убийства и теракты, профессионально добиваясь двух целей: и посеять в стране хаос, и бросить при этом тень на власти. И в таком случае убийцы тоже могли преследовать две цели: покарать гостя-журналиста, нанесшего своему хозяину кровную обиду, и еще, если получится, списать все на русские власти. Которые - как известно всякому либералу - и Рыбкина похитили, и Юшенкова убили.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/51/12.html
19.07.2004



Док. 299833
Перв. публик.: 19.07.04
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 257

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``