В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Президент Путин и `Юкос`. Почему они не договорятся Назад
Юлия Латынина: Президент Путин и `Юкос`. Почему они не договорятся
У "ЮКОСа" еще есть возможность договориться с государством - так расценил рынок слова президента Путина о том, что правительство не заинтересовано в банкротстве такой компании, как "ЮКОС". Слова эти были произнесены сразу после того, как менеджмент "ЮКОСа" выкинул белый флаг - послал Фрадкову письмо, в котором предлагал погасить 3 млрд долларов долгов компании путем передачи государству части пакета акций Ходорковского. После этого рынок акций "ЮКОСа" побил все рекорды роста.

Между тем шансы договориться ничтожны.



1.

Для начала напомню очевидное. "ЮКОС" стоит на грани банкротства. Банкротство "ЮКОСа", по самым приблизительным подсчетам внутри компании, обойдется государству в ближайшие годы в 90 млн тонн недобытой нефти, 18 млрд долларов недополученной выручки и 8 млрд долларов недоуплаченных налогов. Не говоря о международном позоре, утраченных рабочих местах и потерях иностранных инвесторов в размере 6-7 млрд долларов.

Это банкротство искусственно спровоцировано властью.

Забудем, законно или нет насчитали "ЮКОСу" 3 млрд долларов неуплаченных налогов. Важно другое - эти 3 млрд долларов у "ЮКОСа" есть. Он мог бы продать активы на эту сумму. Но государство арестовало активы, чтобы "ЮКОС" не смог их продать.

Наконец, у "ЮКОСа" просто есть 3 млрд долларов. Это те деньги, которые он заплатил "Сибнефти" и которые в случае расторжения сделки Роман Абрамович должен вернуть компании. Но Арбитражный суд признал сделку между "ЮКОСом" и "Сибнефтью" недействительной таким способом, который позволяет Абрамовичу даром вернуть себе контрольный пакет "Сибнефти" и не возвращать 3 млрд долларов.

Собственно, Абрамовичу достаточно протянуть время, чтобы "ЮКОС" обанкротился, и 3 млрд долларов останутся ему. (Или самому обанкротить "ЮКОС" за долг в 7,5 млрд долларов - именно столько должен "ЮКОС" за акции "Сибнефти" после признания эмиссии недействительной.)

Еще раз повторю: для банкротства компании нет никаких причин, кроме злонамеренно созданных властью. Банкротство в данном случае - лишь способ лишить Ходорковского права собственности на компанию. Поэтому, после того как менеджмент предложил альтернативный вариант перераспределения собственности "ЮКОСа", не такой позорный для России, президент Путин был вынужден отреагировать.



2.

Надежды на договоренность мало по ряду причин.

Первая - чисто техническая. Кто будет вести переговоры и с кем? С Ходорковским власть не разговаривает. С акционерами, сидящими в Израиле, она не договорится, потому что первым условием переговоров для них будет освобождение Ходорковского. Менеджмент не имеет полномочий торговать чужим пакетом.

Субъектов переговоров нет ни с той, ни с другой стороны. Для акционеров бесполезно вести переговоры о продаже акций, не поставив в качестве условия освобождение Ходорковского; для власти нет смысла обсуждать освобождение Ходорковского, чтобы получить в обмен небольшой кусок компании и большой иск в Страсбургском суде.

Но предположим, переговорщики найдутся. И станут обсуждать, сколько акций надо отдать государству за 3 млрд долларов. "Давайте считать акции по цене 16 июня", - скажет власть. "Нет, давайте по средней цене за последние полгода". Конец переговорам. Стороны никогда не сойдутся в цифрах.

Вторая причина - стратегическая. Да, банкротство компании невыгодно ни России, ни рабочим, ни рынку, ни президенту Путину. Но оно выгодно окружению президента и чиновникам госкомпаний. Кудрин, Сечин и Греф, судя по слухам из Кремля, уже делят между собой кресло председателя совета директоров мертвого "ЮКОСа". "Газпром" уже создал под будущую дележку "Газнефть". Если долги "ЮКОСа" реструктуризируют, то все, что получит наша новая элита, - это 15-20% акций за 3 млрд долларов. Кто же будет платить 3 млрд за 20%, если есть возможность получить все на халяву?

Рынок абсолютно адекватно оценил причины спора между "ЮКОСом" и государством. Какие налоги? Какое правосудие? Судьба "ЮКОСа" зависит от одного слова одного человека - вот что сказал рынок.

Но рынок абсолютно неадекватно оценил логику власти. Рынок считает, что государство и "ЮКОС" договорятся, потому что рынку выгоднее, чтобы они договорились. Проблема в том, что власть не думает о выгоде. Власть думает о победе. Власть не занимается бизнесом. Власть громит врага. Если бы во времена Пунических войн существовали биржевые аналитики, они бы несомненно писали в отчетах, что Карфаген не будет разрушен, поскольку это невыгодно. Или на рынке серьезно считают, что власть для того сажала Ходорковского, чтобы продать 20% его акций иностранному инвестору?

На протяжении целого года войны с "ЮКОСом" власть неизменно выбирала самые простые, самые примитивные решения, наносящие максимальный ущерб компании (и вместе с ней - экономике страны). Неужели сейчас, когда начались эндшпиль и дележка, власть предпочтет сложное решение о реструктуризации?



3.

А теперь вернемся к нашей заколдованной цифре - 3 млрд долларов. Что мы имеем сейчас? Компанию "ЮКОС", контроль над которой так или иначе перейдет к чиновникам за сумму в три миллиарда долларов.

Что мы имели год назад? Объединенную компанию "ЮКОС-Сибнефть", капитализация которой составляла около 50 млрд долларов. Эта компания вела переговоры об обмене блокирующего пакета со второй по величине мировой компанией "Шеврон". Капитализация "Шеврона" составляла 60 млрд долларов. И при обмене пакетов Ходорковский и Абрамович получали в "Шевроне" 23% акций. Следующий по величине пакет был 3%. В переводе на русский язык это значило - компания "ЮКОС-Сибнефть" получала власть над второй по величине в мире нефтяной компанией.

Как следствие - эту власть получал и президент Путин, потому что контрольный пакет "ЮКОС-Сибнефти" оставался в России. России можно было решать любые вопросы - например, стать стратегическим союзником США вместо арабов и поставлять им нефть в американский стратегический резерв.

Капитализация наших компаний на порядок ниже капитализации западных, но концентрация - намного выше. Благодаря концентрации капитала русский бизнес имел уникальный шанс - получить контроль над мировой экономикой.

В этом будущем было место русскому капиталу, завоевывающему мир. Было место президенту Путину, который становится одним из ключевых игроков "восьмерки". В этой картине мира было место всем, кто мыслит в категориях геополитики и заработанных миллиардов, и не было место чиновникам, которые мыслят в категориях мелкой разводки и украденных миллионов.

Чиновники победили.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/43/21.html
21.06.2004



Док. 299825
Перв. публик.: 21.06.04
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 258

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``