В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Восстание гостей Назад
Восстание гостей
...Одна знакомая, гражданка России, больше года не могла вернуться в Лондон к своему британскому мужу; посольство не верило, что брак ее - реальный, а не фиктивный, и не давало въездную визу. У них, видите ли, не было совместного счета в банке. По мнению чиновников, очевидно, это главный признак любви и доверия.

...Французское консульство в Лондоне не дает визу в Шенгенскую зону, если не куплены билеты на самолет и не оплачен отель в городе, куда вы направляетесь. Несомненно, и в этом убежден французский чиновник, оплаченный отель является главным доказательством вашего богатства и гарантией того, что вы не останетесь в Европе навечно.

Европа любит формальные, даже формализованные признаки, почему-то свято полагая, что их выполнение есть залог счастья и порядка. Но получается иное: те, кому надо проникнуть в Лондон или Париж, очень хорошо знают эту европейскую слабость к формальностям. И у них-то будут и билеты, и отели, и банковские счета. И еще скорбно-послушный вид, пять малолетних детей на руках, готовая история про притеснения на родине, отсутствие равных избирательных прав и про то, как они мечтают принести пользу Европе. А потом они попадают в пригороды Парижа, предместья Лондона и начинают устанавливать там свои порядки...

Европа загорается. Европу зажигают, заставляя пересматривать многие принципы благостной жизни последних десятилетий. А если еще глубже, - веков. Принципы Французской революции, провозглашенные в XVIII веке, в XXI-м оказываются утопией, которую невозможно ни реализовать, ни которой приятно следовать. И осмыслением этого еще придется заниматься, как бы отстраненно политики и репортеры ни пытались говорить о пылающих городах.

В Великобритании, например, о французских кошмарах стараются сообщать скупо, лаконично и желательно не первой новостью. Прямо как в России подаются некоторые сообщения... И что? Как будто проблема от этого рассосется сама собой. Наоборот, в следующий раз она заявит о себе еще громче. Это относится к любым замалчиваниям негатива в любой стране...

Европу мучает отчасти исторический стыд за крестовые походы, колониально-завоевательное прошлое, собственное богатство и место в мире. Европа разучилась смотреть сама на себя как на победительницу. Но получить богатство может почти любой, а вот чтобы его сохранить и преумножить, нужны определенные таланты и навыки. Именно поэтому Европа может гордиться собой. А вместо этого она стыдливо опускает голову.

Гордость, великодушие и снисхождение - качества, присущие сильным и богатым. Бедным и слабым более знакомо смирение или страдание. Или скрытый (до времени) гнев и тайная зависть. Европейские страны в большинстве своем относятся к первой категории. Но у этой европейской благости часто есть оборотная сторона - глубокое чувство вины перед сирыми и страждущими.

В итоге, вместо того, чтобы жестко не пускать, высылать и пресекать, она проводит странные марши мира, пытается вести задушевные беседы и сыпать обтекаемыми высокопарными фразами. Промаршировали, поговорили, на одних это вообще не подействовало, других разозлило, третьих оскорбило.

Вина возобладала над силой, и начинается: предоставить убежище одним, безвозмездно помочь другим, проявить милость к третьим, позаботиться о четвертых. А между тем, еще в святых книгах рекомендовали делать добро лишь тем, кто сможет его оценить. Кто будет за него признателен, кто не отъест потом руку дающего. Но Европа это как-то подзабыла. Ну, почему, спрашивается, сверкание коленками на Востоке называется вопиющим нарушением местных обычаев, а ношение черных покрывал в Европе - проявлением толерантности? Ну, давайте тогда проявлять толерантность взаимно.

В России, кстати, тоже можно найти нечто подобное, естественно, с поправкой на нашу действительность. Никто не призывает к монокультурным обществам, но почему же представители некоторых этносов, оказавшись в Москве, немедленно начинают устанавливать там свои порядки? Почему, не смея даже взглянуть в сторону женщины у себя на родине, в Москве они начинают выкрикивать скабрезности проходящим девушкам и пялиться на них, как на экспонаты кунсткамеры?

Да, Россия в смысле правил - практический антипод Европе. Она смотрит не на формальности, а зрит в корень: заплатил - получил. Но если говорить не о "способе проникновения на территорию", а о последующей жизни на ней, то в чем-то ситуация похожа. Проблема одна и та же: как заставить переместившихся "гостей столицы" принять те правила, нормы и обычаи, которые существуют на новом месте жительства. И как вести себя с нежелающими эти правила принимать и им следовать.

Снисхождение должно иметь пределы, и проявляя снисхождение, нужно уметь видеть свои собственные перспективы. А то в один прекрасный день тот, к кому проявили милосердие, воцарится над миром и начнет править им со всей накопившейся за годы снисхождения злобой и желанием отыграться. А мир даже не поймет - за что ему, собственно, такое выпало.

Недавно Великобритания это уже пережила, видимо, не научилась. Летом, во время проведения "большой восьмерки", она позволила антиглобалистам делать почти все, что им захочется. Ну, как же - реализация прав на шествия и митинги. В итоге, все остальные не могли даже выйти из дома. Получилось, что правами обладали только воинствующие оборванцы...

Россию во многом именно чувство вины довело сначала до народников, потом до большевиков и, в конечном счете, до революции 1917-го - правящий класс всё стеснялся себя и своих достижений. Ну, потом им объяснили...

Сейчас в европейских городах громят и жгут. В России как бы параллельно начали проявляться какие-то странные люди и организации со странными лозунгами. Этот клубок - разные грани излишеств. Проявления либо излишней толерантности, либо излишней нетерпимости. Все качества должны иметь разумные границы. Ни одно не может перехлестывать через край. "Филии" необходимо держать в рамках не меньше, чем "фобии". Перекос в одну сторону дает пылающий Париж, в другую - студентов, убитых в Воронеже. Перекос в одну сторону приводит к целым районам, плюющим на правила вокруг и живущим по законам своего, средневекового времени; перекос в другую, - угрозу жизни любому человеку с черными волосами.

Нужно учиться. И проявлению снисхождения, и проявлению силы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20051108/42019405.html

РИА Новости

08.11.2005 г.


Док. 299726
Перв. публик.: 08.11.05
Последн. ред.: 03.05.07
Число обращений: 312

  • Бабаева Светлана Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``