Борис Вишневский: Публикуем полный список тех, кому пока еще положены мигалкиНазад
Борис Вишневский: Публикуем полный список тех, кому пока еще положены мигалки
Идя на встречку решению Госдумы...
Спецоклады и спецпремии, спецнормы командировочных расходов и спецдачи, спецпенсии и спецпутевки... И конечно, спецномера и спецсигналы для автомашин. Они раздражают очень многих. При этом мало кто знает, каков же, собственно, правовой статус спецномеров и мигалок, сколько их, кому они полагаются и на что имеет право их обладатель.
Приоткроем эту юридическую завесу при помощи двух правительственных постановлений. Первое - от 23 января 2002 года - No 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах". Второе - от 17 сентября 2004 года - No 482 (с последними изменениями от 16 марта 2005 года) "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков".
Какие права дает этот "номенклатурный тюнинг"?
На обладателей мигалок ПДД практически не распространяются. "Выполняя неотложное служебное задание", водители таких машин (это прямо указано в третьем разделе ПДД) могут законно "отступать от требований" почти всех разделов упомянутых правил, которые касаются непосредственно движения. Собственно, куда легче перечислить требования, которые они обязаны соблюдать: они касаются выполнения сигналов регулировщика, буксировки, перевозки людей и грузов.
Что касается спецномеров, то ситуация с ними достаточно странная. С одной стороны, в 35-м постановлении правительства сказано, что машины с такими номерами имеют право "отступать от выполнения отдельных положений Правил дорожного движения". С другой стороны, в ПДД о спецномерах не сказано ни слова! От каких положений правил имеют право отступать их обладатели - неизвестно. Де-юре один только спецномер - без мигалки - не дает на дороге вообще никаких преимуществ: увидев такую машину, никто не обязан уступать ей дорогу или снижать скорость. Тем не менее де-факто такие машины имеют привилегии - и дорогу им уступают, и ГИБДД к ним практически не придирается.
Кому это полагается?
В Приложении 3 к 482-му постановлению правительства скрупулезно перечислены "должностные лица органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых устанавливаются особые государственные регистрационные знаки". И сами знаки указаны.
Самый главный - знак "А-АА" - положен лицам, которые подлежат государственной охране. В соответствующем законе эти лица перечислены: президент, премьер, спикеры Совета Федерации и Госдумы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генеральный прокурор. Дальше, правда, сделана незаметная приписка: "При необходимости по решению президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам". При этом все попытки найти в правовых базах данных перечень охраняемых персон бесполезны: видимо, соответствующие распоряжения президента имеют соответствующий гриф секретности.
Дальше - по ранжиру
Спецномер "В-АА" положен руководителю президентской администрации, его замам и всем сотрудникам АП, вплоть до "заместителей пресс-секретаря президента" и "руководителей аппаратов помощников президента". Такими же буквами обозначаются на дороге Уполномоченный по правам человека, патриарх, главный раввин, верховный муфтий, "глава Буддийской традиционной сангхи", президент Академии наук и другие.
Буквами "А-АВ" обозначаются члены правительства России, сотрудники правительства и министерств до уровня начальников департаментов, главкомы родов войск, гендиректор ИТАР-ТАСС, председатель ВГТРК, председатель Центробанка и его замы, главы РАО "ЕЭС", "Газпрома", "РЖД", "Аэрофлота" и "Росэнергоатома", некоторые другие высокопоставленные лица.
"А-АС" - для служебных машин членов Совета Федерации, руководителя аппарата СФ и его замов и руководителя секретариата спикера, а также для руководителей ЦИК.
"А-АМ" - для личных машин сенаторов и депутатов Госдумы.
"А-АО" - для служебных машин думских депутатов и руководителей думского аппарата, а также для руководителей Счетной палаты.
"А-АК" - для судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, руководителя секретариата КС, заместителей генпрокурора и начальника управления делами Генпрокуратуры.
Наконец, "А-АР" - для губернаторов и спикеров региональных парламентов.
Что касается мигалок, то они (при наличии спецномеров) полагаются лишь тем, кто перечислен в Приложении 4 к тому же постановлению правительства.
Здесь чиновников существенно меньше. Ввиду крайней важности этого списка приведем его целиком.
Помимо охраняемых персон, право на мигалки имеют:
руководитель администрации президента Российской Федерации;
секретарь Совета безопасности Российской Федерации;
заместители руководителя администрации президента Российской Федерации - помощники президента Российской Федерации;
помощники президента Российской Федерации;
помощники президента Российской Федерации - начальники управлений;
руководитель протокола президента Российской Федерации;
пресс-секретарь президента Российской Федерации;
полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах;
советники президента Российской Федерации;
заведующий канцелярией президента Российской Федерации;
руководитель секретариата руководителя администрации президента Российской Федерации;
иные должностные лица администрации президента Российской Федерации и других государственных органов, определяемые руководителем администрации президента Российской Федерации (не более 20 должностных лиц);
управляющий делами президента Российской Федерации;
государственный секретарь Союзного государства;
члены правительства Российской Федерации;
председатель Банка России;
президент Российской академии наук;
директора СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГФС России, ФСКН России, ФСВТС России, Рособоронзаказа, ФСТЭК России, Спецстроя России, руководители ФТС России, Росатома, Роскосмоса, начальники ГУСП и Службы специальных объектов при президенте Российской Федерации;
начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации;
заместители руководителя аппарата правительства Российской Федерации, руководитель секретариата председателя правительства Российской Федерации;
иные должностные лица аппарата правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, определяемые руководителем аппарата правительства Российской Федерации (не более 20 должностных лиц);
заместители председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
руководитель аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
руководитель секретариата председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
первый заместитель, заместители председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
руководитель аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
руководитель секретариата председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
руководители фракций и депутатских групп Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;
заместитель председателя Конституционного суда Российской Федерации;
судьи Конституционного суда Российской Федерации;
судья-секретарь Конституционного суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместители председателя Верховного суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместители председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместители генерального прокурора Российской Федерации;
председатель Счетной палаты Российской Федерации;
председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
высшее должностное лицо (руководитель) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
руководитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
заместители полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах;
главные федеральные инспекторы в субъектах Российской Федерации аппаратов полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах;
председатель правления открытого акционерного общества "Газпром";
председатель правления Российского акционерного общества "ЕЭС России";
президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Если подсчитать, получается всего около 500 мигалок.
Впрочем, теми, кому мигалка положена по должности, их список не исчерпывается. В Приложении 2 к тому же постановлению правительства указан лимит на мигалки для различных ведомств, которыми они могут оборудовать машины без спецномеров. Так, МВД положено 230 мигалок, Минобороны - 19, ФСБ - 95, Федеральной службе охраны - 105, Службе внешней разведки - 14, Государственной фельдъегерской службе - 68, Генпрокуратуре - 10, МЧС - 9, МИД - 15...
Это еще 637 дополнительных мигалок для чиновников.
Когда с включенной мигалкой мчится "скорая", пожарная, милицейская или аварийно-спасательная машина, понятна необходимость нарушать правила: речь может идти о спасении человеческих жизней.
Но чью жизнь спасает летящий по Москве с мигалкой начальник секретариата главы президентской администрации?
Что страшного произойдет в правительстве, если такой большой человек, как заместитель руководителя аппарата Белого дома, опоздает на службу?
При этом милиция никогда (если только не случилось ДТП) не будет интересоваться, действительно ли речь идет о выполнении неотложного служебного задания или водитель соответствующего начальника решил просто сэкономить время для каких-либо приятностей жизни.