В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Вишневский: `Форд` собирает стачки Назад
Борис Вишневский: `Форд` собирает стачки
На всеволожском заводе создан принципиально новый российский профсоюз

Конференция трудового коллектива автомобильного завода "Форд мотор компани" (ФМК) в Ленинградской области, которая должна была 26 ноября решить вопрос об объявлении на заводе "полноценной" забастовки, отложена на неделю: обнаружились ошибки в избрании делегатов, которые могли привести к признанию забастовки незаконной. 2 ноября прошла предупредительная забастовка - конвейер остановили на один час. Однако дальнейшие переговоры между профсоюзом и администрацией не привели к компромиссу, и теперь возможна длительная остановка производства.



Справка "Новой"

"Форд мотор компани" - дочерняя компания Ford в России. Объем инвестиций в проект - 230 млн долларов. В 2004 г. чистая прибыль составила 332,3 млн рублей. В 2002 году завод выпустил 2,5 тысячи автомобилей, в 2003-м - 16,3 тысячи, в 2004-м - 29,7 тысячи, в 2005 г. планируется выпустить 35 тысяч, в 2006-м - 60 тысяч автомобилей.

На ФМК работают 1700 сотрудников, средняя зарплата - 17 тысяч рублей в месяц.

Для сравнения: средняя зарплата промышленного персонала АвтоВАЗа (по данным за июль 2005 года) составила 12 140 рублей.



Как бы то ни было, это первый в России конфликт такого рода, который проходит - причем с обеих сторон - в абсолютно цивилизованных и законных рамках. Независимо от исхода противостояния ясно одно: на арену выходят новые профсоюзы. Такие, какими они, собственно, и должны быть - защищающие интересы рабочих.

Завод "Форд" расположен вблизи городка Всеволожск. От Петербурга - час на электричке до станции "Кирпичный завод", там еще несколько минут пешком. Но рабочие "Форда" на электричке не ездят - у них служебная развозка, автобусы ежедневно доставляют их на работу и возвращают домой. Кроме этого, почти бесплатное питание (комплексный обед стоит всего 10 рублей - за такие деньги в питерском кафе не получить даже стакан чая без сахара), медицинская страховка, скидки до 7% на покупку "своих" автомобилей ("Форд Фокус" - очень популярная модель), зарплата до 15 тысяч рублей в месяц... И в таких условиях - бастовать?

- Зарплата в 15 тысяч, говорите? - усмехается лидер фордовского профсоюза Алексей Этманов. - Так она и на Ижорском заводе в среднем 15 тысяч, и на Ленинградском металлическом: этим сегодня не удивишь. Наши 15 тысяч, кстати, - только за счет "овертаймов", переработки в выходные дни. Откажешься - получишь на руки не больше 10 тысяч рублей. На заводах "Форд" в Восточной Европе платят в несколько раз больше. Наш управленческий персонал получает в 10 - 20 раз больше, чем мы. Социальный пакет? Дотации на питание и развозка? Они есть на любом заводе в нормальных странах мира, где действует конвейерная система. И не потому, что рабочих так любят, а потому, что это выгодно работодателю: рабочие приезжают в одно время, и конвейер не опаздывает.

Завод во Всеволожске ежегодно выпускает 35 тысяч машин, на будущий год планирует увеличить производство до 60 тысяч. На предприятии заняты 1700 человек, из них около 100 - "белые воротнички", остальные - рабочие. Живут и в городе, и в области: заводские автобусы во время развозки курсируют по двенадцати разным направлениям. Профсоюз существует три года, но все это время пребывал в зачаточном состоянии: в начале лета 2005-го в нем состояли всего 113 человек. И вот тут администрация совершила роковую ошибку: послала нескольких профсоюзных активистов на семинар в Бразилию, где тоже есть филиал "Форда".

- Первое, что спросили у нас бразильцы: мужики, а что вы в вашем профсоюзе делаете? - говорит Этманов. - Как "что делаем"? Как обычно: подарки дарим на Новый год и коллективную пьянку организовываем... Они спрашивают: пьянка? А сколько денег на нее тратите? Мы говорим: наверное, долларов 700. Посмотрели так недоуменно и поинтересовались: а что, рядом нет детского дома? У детей все хорошо с лекарствами и одеждой? У них профсоюзы сильные и защищенность рабочих так высока, что нам и не снилось. Там даже президент страны - бывший профсоюзный лидер. Мы вернулись и стали думать...

Теперь, наверное, администрация ФМК кусает локти: нет чтобы отправить тогда Алексея Этманова и его товарищей не на семинар, а отдыхать на Канары! Куда дешевле обошлось бы. А так - одни неприятности.

Активисты профсоюза освоили международную сеть связи и обмена информацией в рабочем и профсоюзном движении TIE (Transnational Information Exchanging) - и тут же возмутились увеличением плана, которое отнюдь не сопровождалось повышением зарплаты.

Ну а затем, собрав конференцию, сформулировали свои требования. Повысить зарплату на 30% - в соответствии с увеличением плана и инфляцией. Ввести или выплату 13-й зарплаты, или систему премий (сейчас на "Форде" премий не платят - есть только оклад и оплата переработки). Прекратить дискриминацию в оплате труда (те, кто пришел на завод после 1 марта 2005 года или повысил свой разряд лишь после этой даты, получают меньше "старых" работников, выполняя ту же самую работу). И создать паритетную комиссию по использованию фонда соцстраха.

Дальше случилась вещь, по российским меркам удивительная: в профсоюз начали вступать в массовом порядке. К ноябрю записались около 1100 человек - более 60 процентов всех работников завода. Причина простая: люди поняли, что профсоюз начал реально бороться за их права. Была создана примирительная комиссия, которая начала обсуждать с администрацией выдвинутые рабочими требования.

Мнение администрации "Форда" о ситуации на заводе "Новой" изложила PR-менеджер ФМК Екатерина Кулиненко. Правда, будучи предельно любезной, сказала: по телефону (г-жа Кулиненко постоянно находится в Москве, а не во Всеволожске) ничего комментировать не буду, пришлите вопросы по электронной почте. Но на вопросы ответила быстро и четко:

"По всем выдвинутым требованиям в настоящее время ведутся переговоры. В настоящий момент увеличение зарплаты на 30% невозможно. Следует отметить, что средняя зарплата на заводе - одна из самых высоких в регионе. Понятие 13-й зарплаты никак не регулируется российским законодательством, скорее всего, может идти речь о пересмотре системы начисления заработной платы и бонусов по результатам работы в целом. Администрация предложила перенести урегулирование вопроса бонусов на следующий год. Далее администрация сразу согласилась на требование о пересмотре системы выплаты заработной платы. В больших компаниях согласование и принятие подобных решений занимают достаточно долгое время, мы надеемся на понимание профсоюза. Что касается требования по созданию паритетной комиссии по использованию средств социального страхования, оно было принято".

Эта позиция, однако, не устроила профсоюз. "Когда мы встречались с генеральным директором Тео Штрайтом, - говорит Алексей Этманов, - он сказал: будем идти на компромисс. Но компромисса мы не видим! Да, создали комиссию по соцстраху. А больше ничего. Новой системы оплаты труда нет. Только что план еще раз взлетел, а зарплата не повышена, из людей выжимают все соки. Люди, которые раньше боялись голову поднять, теперь подходят и спрашивают у нас: когда объявите забастовку? Что ж, утвердим ее сроки, за десять дней, как положено, предупредим администрацию - и начнем".

21 ноября на "Форде" началась "итальянская забастовка", которая продлится до профсоюзной конференции, запланированной на 26 ноября.

В администрации к этому относятся спокойно. Надо отметить, что обе стороны конфликта вообще ведут себя крайне цивилизованно: ни обвинений, ни оскорблений - нормальный спор, хотя позиции, естественно, отличаются. "Администрация прилагает максимум усилий для нахождения компромисса, - говорит Екатерина Кулиненко. - Но это обоюдный процесс, и при конструктивной поддержке профсоюза и лояльности к компании он мог бы идти быстрее". О возможном изменении позиции администрации в случае, если забастовка все-таки начнется,

г-жа Кулиненко говорит дипломатично: "Путем забастовок трудно достичь компромисса, в компании больше верят в силу переговорного процесса, нежели в силу угроз, тем более что администрация настроена на открытый и конструктивный диалог".

В преддверии возможной забастовки напряжение на заводе, конечно, ощущается. Проникнуть внутрь в эти дни почти невозможно, но можно поговорить с теми, кто уезжает с работы или только что приехал. Говорят не все, да если и говорят, то очень осторожно: никто не знает, как развернутся события дальше. Тем не менее многие считают, что забастовка поможет увеличить зарплату и улучшить условия труда. "С нами теперь стали считаться, а раньше и за людей-то не держали", "мелкое и среднее начальство думает только о том, как свое место сохранить, - и за это они готовы нас затоптать", "в третьей смене работают, как в рабстве, всего боятся, там полное беззаконие" - вот типичные отзывы тех, кто стоит у фордовского конвейера...

"Первыми в России мы идем к абсолютно законной забастовке, - говорит Алексей Этманов. - Если кто-то думает, что пришел в страну третьего мира с дешевой рабочей силой и может вытворять, что хочет, он здорово ошибается". Сам Алексей, кстати, ездит на "Ладе", но, смеясь, уверяет, что дело не в плохом качестве собственной продукции: "Я - патриот "Форда", ездил бы на нем с великим удовольствием, если бы хватало денег и платили достойную зарплату".

Такие профсоюзные лидеры - свободно цитирующие статьи Трудового кодекса и международные конвенции и уверенные в том, что их миссия - защищать рабочих, а не начальство, - могли присниться руководству какого-нибудь советского (да и российского) завода только в кошмарном сне.

А что сегодня снится руководству "Форда"?

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/89/17.html
27.11.2005



Док. 299528
Перв. публик.: 27.11.05
Последн. ред.: 03.05.07
Число обращений: 284

  • Вишневский Борис Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``