В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бунимович: Преемники и передатчики знаний Назад
Евгений Бунимович: Преемники и передатчики знаний
Образование так и не стало национальным проектом

Пора. Порадуемся. Все-таки образование поименовано "национальным проектом". И даже начали реализовываться некие меры, которые можно хотя бы внятно обозначить: доплата за классное руководство - 1000 рублей в месяц, конкурс на гранты инновационным школам и лучшим учителям, подключение школ к интернету.

Правда, при внимательном изучении бюджета страны на этот год становится очевидным, что национальный проект - это одно, а бюджетные приоритеты - это совсем другое. Если сравнить, например, проценты увеличения госбюджета образования на этот год с процентами увеличения бюджета обороны и безопасности, то выяснится, что "оборонные" проценты выросли на порядок выше. Хотя и не именуются почему-то "национальным проектом".

Да и на превращение субтропических окрестностей Сочи в снежную столицу мифической олимпиады тоже выделяется на порядок больше, чем на весь национальный проект "Образование". Но ни сочинская кампания, ни безумно дорогостоящий проект перевода Конституционного суда и неких других "столичных функций" в Питер, ни другие подобные гремучие смеси чичиковщины с маниловщиной "национальными проектами" скромно не именуются.

Хорошо, конечно, что хоть какие-то дополнительные деньги пошли в образование, школу, учителям. В Москве уже несколько лет выплачиваются гранты учителям, а заодно студентам, аспирантам и профессорам университетов. За классное руководство давно доплачивается в столице не тысяча, а несколько больше - в среднем 1250 рублей в месяц. Впрочем, дополнительная тысяча не помешает. Более половины школ в Москве уже подключены к интернету, ежегодно выплачиваются гранты инновационным проектам и школам. А вот назвать это с пафосом "национальным проектом" не догадались!

Ведь все это - полезные вещи, помогающие выжить школе, учителям, однако непростую ситуацию в образовании никак не меняющие. На действительно "национальный проект" в образовании нужен совсем другой масштаб идей и средств.



Самое бесспорное в проекте - надбавка за классное руководство. Именно учителя, работающие сегодня на полторы-две ставки вместе с классным руководством, - становой хребет нынешней школы. Выплаты уже начались - и тут выяснилось, что в соответствующих федеральных распоряжениях есть школы, гимназии и лицеи, но нет кадетских корпусов, центров образования, прогимназий, коррекционных школ, общеобразовательных школ, относящихся к ведомству культуры и спорта, и т.д. А ведь это тоже школы, в которых такие же классные руководители работают. Более того, все эти учреждения давно "в законе" - кто в федеральном, кто в региональных. Москва выплатит всем классным руководителям - мэр отдал соответствующее распоряжение, а Мосгордума обратилась к правительству с предложением исправить постановление. В Московской области издали специальное постановление правительства, чтобы выплатить всем. Каждый регион выкручивается, как может. Но что же это за верховная власть, которая декларирует "национальный проект в образовании" и демонстрирует такое небрежение, незнание нынешних образовательных реалий?

Проект "Образование" делает ставку на сильных. На лучшие, инновационные, школы (10% от всех школ). На лучших учителей (грант одному из полутора тысяч учителей). А остальные 90% школ? Остальные 99% учителей?

Все-таки что для нынешней власти российское общее образование? Это социальный приоритет или рынок услуг? Если рынок услуг - понятно, почему национальный проект поддерживает лидеров. Пусть слабый (и средний) выживает, как может. Или не выживает. Законы рынка.

Но - ориентируясь исключительно на сильных, на одну из десяти школ, на одного из тысяч учителей, что будем делать с остальными - школами, учителями, детьми?



Поразительно, но национальный проект вообще не касается главной, на мой взгляд, проблемы образования в современной России - отсутствия связи между уровнем и качеством образования человека и тем, что происходит с ним дальше, в жизни. Если бы из того, что ты учился в хорошей школе, в крепком колледже, в сильном университете, да еще при этом учился лучше, серьезнее, добросовестнее других, - если бы из всего этого следовало, что и жить ты будешь в нашем отечестве лучше, то, может быть, национальные проекты или иные стимулирующие меры не так уж были бы нужны. Причем "жить лучше" - это не только достаток, хорошая зарплата, хотя и этого образование у нас никак не обеспечивает. Жить лучше - это еще и социальный престиж, уважение общества к качественному образованию, к профессионализму.

Вообще-то связь между качеством образования и качеством будущей жизни есть. Увы, не у нас. Много лет работаю в математических классах, многие выпускники заканчивают потом лучшие наши вузы и работают всюду, не только у нас, но и по всему миру. И выясняется, что наш высокий уровень образования может обеспечить высокий уровень жизни там. А у нас не обеспечивает.

Нет у нас сегодня запроса на "ботаников", на отличников. И прежде всего нет запроса на лучших - в госсекторе. Конечно, это проблема не Минобрнауки, она серьезнее и шире. Если наши чиновные структуры - прежде всего, а также наши банки, фирмы, корпорации будут такими же, как сейчас, если успешную карьеру в них можно будет сделать на тех же основаниях, что и сегодня, не будет у нас замечательного, передового, инновационного образования. Школа - это не отдельный, отключенный от всего общества механизм. И если уж говорить о национальном проекте, он должен работать именно на этом стыке.

Национальный проект в образовании - это внятный отбор лучших специалистов - тех, кто действительно лучше соображает, больше знает, лучше умеет. Они должны в открытом конкурсе приходить к власти, к руководству в самых разных сферах и прежде всего - в правительство, в министерства, в администрации президента, премьера, губернатора, мэра. Государственная система сама прежде всего должна показать, по каким критериям, как и кого она выбирает, отбирает и привечает.

Она и показывает. У нас ведь что ни назначение - спецоперация. Никто вообще не знает, откуда взялся очередной начальник, кто он такой. Никто даже фамилию премьер-министра не знал за день до того, как его назначили. И с трудом выучили через год. Главное, что мы сегодня знаем про всех начальников, - то, из какого они клана: "питерского", "чекистского", "семейного" или еще какого-то. Термин "преемник" используется везде, разве что кроме Конституции

Ну и как при этом образование может стать национальным проектом?

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/10/21.html
13.02.2006



Док. 299398
Перв. публик.: 13.02.06
Последн. ред.: 03.05.07
Число обращений: 415

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``