В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бунимович: Навстречу 1 сентября. Последний звонок Назад
Евгений Бунимович: Навстречу 1 сентября. Последний звонок
У школьников и студентов забрали всё

Вступление. Точнее - отступление. О джазе

В субботу на фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж" обстановка была расслабленная, вполне соответствовавшая как самым теплым дням уходящего московского лета, так и джазовым импровизациям нон-стоп все-таки не в концертном зале, а в городском саду. Профессионалы и любители, пожилые стиляги и юные отвязанные студенты стояли у сцены, сидели на стульях, гуляли по аллеям, лежали на траве. А трава нынче в "Эрмитаже" - не просто так, а роскошные газоны, и по этой зеленой траве белые, красные и синие петуньи в патриотическом экстазе свиваются в цветочные узоры, волны и завитушки. Народу было много. "Ох, затопчут красоту!" - с ужасом подумалось вашему обозревателю, с пионерского детства привыкшему к императивной логике табличек "По газонам не ходить!".

Однако, приглядевшись, я заметил, что окончательно разувшаяся, потягивающая пиво разновозрастная публика лежит и сидит вовсе не на петуньях, а исключительно на траве, своими телами старательно повторяя изгибы цветочных узоров и не задевая ни одного (!) беззащитного цветка. Жаль, никакой досужий фотокор не запечатлел сверху этот ковер из цветов и тел - свидетельство того, что нормальных и - не побоюсь этого слова - воспитанных людей всех возрастов у нас, оказывается, совсем не мало.

А кто же их всех так воспитал, научил так свободно и раскованно отдаваться музыке и в то же время так трогательно и деликатно перешагивать через цветочные узоры? Ответ очевиден: джаз.

Так что, может, нам ввести в школах повсеместное преподавание джаза для повышения уровня общей интеллигентности, толерантности и экологической культуры? Тем более что есть уже замечательный опыт школы Сергея Казарновского, где джаз действительно стал сердцевиной общеобразовательного процесса.

Нет, я не столь радикален и не столь наивен, как разнообразные нынешние лоббисты, уверенные, что стоит ввести урок НВП - и все пойдут добровольно в армию, а если добавить "Доктора Живаго" и "Котлован" в стандарт по литературе, то Пастернак с Платоновым потеснят в умах подрастающего поколения поп-звезд. Однако, продолжая бесконечные споры о том, что же должно входить в обязательное школьное образование и как вернуть в школу процесс воспитания, я, наверное, не раз еще вспомню этот ковер из петуний и любителей джаза в саду "Эрмитаж"...



Основная часть. Про то, что весной слили Министерство образования и Министерство науки. А надо бы Министерство образования и Министерство по чрезвычайным ситуациям

Вы обратили внимание, что перед началом учебного года теперь выступает не министр образования, а министр по чрезвычайным ситуациям? Г-н Шойгу говорил о противопожарной и прочей безопасности, сообщив, что в этом смысле 1700 российских школ не готовы к новому учебному году. Ситуация в образовании чрезвычайная, но совсем не только в пожарном отношении.

Как заметил недавно на радио "Эхо Москвы" знаменитый школьный директор Евгений Ямбург: "В обстановке строгой секретности, как будто это антитеррористическая операция, летом происходила зачистка закона об образовании". Отметим - именно летом, когда все мы, "образованцы", - на каникулах, в отпусках и эту обстановку секретности обеспечить куда проще.

А вернувшись после летних вакаций, обнаружили, что одним махом, одним нажатием кнопки сначала депутаты Госдумы, а потом и их коллеги из Совета Федерации не только завершили бурную дискуссию о смене пенсионных льгот на компенсации, но и в корне поменяли сотни (!) других законов. Вообще вот так одним законом "О внесении изменений..." радикально поменять столько законов - это абсолютный рекорд в мировой парламентской практике, что означает не только необходимость фиксации его в Книге рекордов Гиннесса, но и фактические похороны самой парламентской идеи в России, предполагающей некие длительные обсуждения, слушания, согласования законопроектов. А тут все решилось со скоростью клизмы, и даже если кто-то из парламентариев попытался вчитаться, разобраться в тысячах поправок к сотням законов, за такой срок это невозможно физически.

Что же касается конкретно федерального "Закона об образовании", который когда-то был признан ЮНЕСКО одним из наиболее либеральных и демократичных в мире, то здесь можно говорить не о поправках к нему, а фактически о новом, гораздо более жестком, если не сказать - жестоком, законе. Достаточно сказать, что снята (целиком!) статья 40 про "Государственные гарантии приоритетности образования", все ее пункты и дефисы - и про детские пособия, и про 10% от ВВП, и про освобождение образовательных учреждений от налогов, и про 3% на высшее образование, и про защищенность соответствующих статей бюджета... Кстати, никаких следов этой "приоритетности" вы не обнаружите уже в проекте федерального бюджета на будущий год - стоит сравнить проценты роста бюджета образования и бюджета обороны. А еще в законе не менее красноречиво снята статья о материально-технической базе образовательного учреждения. Снят пункт о гарантиях 50% бесплатных бюджетных мест для студентов модных специальностей - экономики, юриспруденции, менеджмента и пр. Сняты многие позиции об обязательных нормативах финансирования, льготы для сельских учителей, деньги на методическую литературу, повышенные нормативы финансирования для образовательных учреждений для детей и подростков с отклонениями в развитии и для одаренных детей... В газете всего не перечислишь - места не хватит, да и стоит ли все перечислять? Ведь этого теперь нет, а на "нет" и суда нет - что, видимо, и вдохновляло авторов нового федерального закона об образовании.

Кстати, суда не только нет, но и не будет - ведь теперь уже не половина, а все студенческие места на специальность "юриспруденция" продаются. Теперь официально.



Заключение. Как ни странно, не про то, что делать и кто виноват, а снова - про джаз...

Что ж, пора приниматься за дело, за привычное дело свое - повторю вслед за А.А. Блоком, тем более что классик пока еще числится в школьной программе. Пора в школу. Будем, коллеги, продолжать учить ребят. Ведь, согласитесь, делаем мы это не потому, наверное, что на бумаге было написано о приоритетности образования.

Никто и не обольщался.

Но пора приниматься и за другое дело - отстаивать свои права. И надо еще успеть закрепить в московских городских законах то, в чем отказывает нам теперь государство. Чтоб московский учитель не заметил этих "особенностей национального законодательства". Это уже моя работа.

Вот так, по-своему, будут теперь корячиться каждый город, каждая область. Под федеральные заклинания про "единое образовательное пространство".

Но вот в чем вопрос. Если государство (федеральная власть) отказывается - публично, законодательно - учить (а лечить, по-моему, никогда и не пыталось), то зачем оно (она)?

...Вы спросите - ну а при чем тут джаз? Надо же где-то черпать силы.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/63/26.html
30.08.2004



Док. 299390
Перв. публик.: 30.08.04
Последн. ред.: 03.05.07
Число обращений: 441

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``