В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Русская вина и кавказская беда. И наоборот Назад
Русская вина и кавказская беда. И наоборот
"Сибирь суровый, но красивый край". Почему именно эта, скажем прямо, весьма двусмысленно звучащая на просторах нашей необъятной родины, фраза попала чуть ли не в первый урок самоучителя грузинского языка конца 1970-х годов, сказать трудно. Вероятно, тем самым соблюдалась специфическая советская политкорректность, размывающая границы между национальными и территориальными образованиями СССР. А теперь вот главный специалист по грузинскому вину Геннадий Онищенко назвал Грузию "национально-территориальным образованием, граничащим с Россией на юге"...

Тонкий слой цивилизованности, "напыленный" за годы советской власти в отношениях между метрополией и ее национальной провинцией, в основном благодаря кинофильму "Мимино", сошел на нет. Персонажи 15-20 лет от роду, нащупывающие шершавую поверхность арматуры и идущие бить "чернож...", вообще ничего не знают ни о Кавказе, ни о Средней Азии, ни о любых других соседях России - они выросли в эпоху этнических войн и формирования бывшими народами Советского Союза своих собственных национальных историй, которые писались в основном в ходе боевых действий с видом на море или на горы. Для этих молодых людей, из всей символики знающих только разные модификации фашистского "коловрата" и, кстати говоря, представляющих реальную угрозу конституционному строю Российской Федерации, сопредельные с Россией страны - это те самые "национально-территориальные образования" с неопределенным статусом, а их жители - "понаехавшие тут".

Эмоциональная реакция российской стороны, что называется, "по-человечески" понятна. Но любой негативный - тем более такого масштаба - сигнал сверху о том, что в отношении южного соседа все дозволено, может спровоцировать на неадекватные действия в отношении "инородцев" очень многих - от русских националистов до московской милиции. К тому же, если мы считаем Грузию "вероятным противником", а, например, Армению - "стратегическим союзником", то, прерывая транспортное сообщение с грузинской стороной, мы тем самым ударяем по экономике своего партнера на Южном Кавказе: все дороги в Армению ведут через Грузию.

Но самая "асимметричная" мера - это, безусловно, попытка приостановить денежные переводы в Грузию. И именно потому, что ударяет она отнюдь не по грузинской элите, которая ведет "холодную" войну с Россией, а по беднейшим слоям грузинского населения, в высокой степени зависящим от этих самых денежных переводов родственников, работающих в более богатой северной стране. Подчеркну - по-настоящему работающих, создающих российский валовый внутренний продукт, формирующих добавленную стоимость отнюдь не в Грузии, а в России. Если после 15 лет существования рыночной экономики в России депутаты нашего парламента продолжают доказывать, что деньги, заработанные грузинскими мигрантами, "утекают" из страны, о каком уровне понимания ситуации вообще можно говорить?!.

У этой стороны истории российско-грузинских отношений есть не только экономические, но и политические последствия. Даже те в Грузии, в основном как раз беднейшие получатели финансовой помощи из России, кто сочувственно относился к позиции российской стороны и, мягко говоря, скептически к собственному высшему политическому руководству, теперь "повернутся лицом" к Михаилу Саакашвили. Какой бы ни был лидер нации, но в ситуации экономической блокады он - свой. И пропагандистскую составляющую "холодной" войны Саакашвили выиграл. Как в глазах мирового сообщества, так и в глазах грузинского народа.

В геополитическом смысле получается, что Россия надолго, если не навсегда потеряла Грузию. Последние события, за которыми последовала блокада, помещают между двумя странами уже не виртуальный, а осязаемый "железный занавес". Что, кстати говоря, несколько меняет конфигурацию отношений России с Южным Кавказом в целом. А это, в свою очередь, свидетельствует об одном: не то что о сколько-нибудь внятно оформленной, но даже просто отрефлексированной южнокавказской политики у России нет. Если ситуативные реакции на внешние события и раздражители можно назвать "политикой", то исключительно в метафорическом смысле.

Подозреваю, что связано это с неспособностью наших профильных ведомств воспринимать страны Южного Кавказа как по-настоящему независимые. Внешнеполитический и военный истеблишмент и так-то медленно избавлялся в течение последних полутора десятилетий от имперского сознания, а в последние годы этот процесс и вовсе приостановился и даже пошел в обратную сторону. Отношения с Арменией в этом смысле тоже весьма показательны - эту страну мы воспринимаем не как равноправного партнера, а как - внимание! - свой "форпост" на Кавказе. Но Ереван - не русская крепость, а Армения - не национальная административная единица России на манер Татарстана.

Есть, кстати, такая армянская народная шутка. У верблюда спросили: "Почему у тебя спина кривая?". Он ответил: "А что у меня не кривое?". Ни одной прямой и четкой линии в отношениях России с Кавказом - южнее границы Ставропольского края - нет. И это уже не наша беда, а наша вина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://www.rian.ru/authors/20061004/54499472.html

РИА Новости

04.10.2006 г.

Док. 299152
Перв. публик.: 04.10.06
Последн. ред.: 02.05.07
Число обращений: 391

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``