В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Опасный алкоголь Назад
Опасный алкоголь
Л.ГУЛЬКО - Сергей Борисович Абрамов, аудитор Счетной Палаты у нас в гостях. Здравствуйте, Сергей Борисович.

С. АБРАМОВ - Здравствуйте...

Л.ГУЛЬКО - Разговор предстоит долгий.

С. АБРАМОВ - ...дорогие друзья, любимые радиослушатели.

Л.ГУЛЬКО - Разговор предстоит долгий, поскольку Сергей Борисович является аудитором Счетной Палаты. С вашей докладной записки все и началось. После аудита нашей алкогольной отрасли.

С. АБРАМОВ - Я думаю, не только с нашей записки алкогольной.

Л.ГУЛЬКО - Шевеление я бы сказал в правительстве. Поскольку эти цифры они были, в общем, известны не такие, может быть, но были известны всегда. Мы с Оксаной посмотрели много литературы, суррогатным алкоголем травилось очень большое количество людей. И не только в этом году и не только в прошлом и позапрошлом. Цифры, конечно, они поражают. Много сообщений мы прочли и на нашем сайте и на пейджере о том, что да, северная страна, такая традиция, никуда не денешься.

С. АБРАМОВ - Финляндия и Швеция тоже северная страна.

Л.ГУЛЬКО - Норвегия тоже. Исландия.

О. ПАШИНА - Цифры, которая приводит "Новая газета", такую географию отравления. С севера на юг и запада на восток. Вот Лева меня убеждает, что пили всегда, травились всегда. Но цифры жутковатые. Иркутская область - более 700 человек, Псковская область - более 500, Белгородская область - 1220, Челябинская - 900 человек. Уже говорят о том, что это эпидемия. Это так или это было всегда?

Л.ГУЛЬКО - Заголовки сегодняшней прессы - "Дешево и смертельно", это одна из газет, "Каждый год суррогатный алкоголь уносит в три раза больше жизней, чем война в Афганистане". "Дело отравителей. Кого из чиновников премьер Фрадков назовет главным виновником суррогатной трагедии". И так далее.

О. ПАШИНА - А "Новая газета" же задает вопросы: диверсия или теракт. Паника.

Л.ГУЛЬКО - Пожалуйста, вы как аудитор Счетной Палаты может, результаты аудита нам доложите.

С. АБРАМОВ - Доложу. Действительно мы провели экспертно-аналитическое мероприятие, под наименованием "Оценка полноты и достаточности мер нормативно-правового регулирования" и так далее. По оценке закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя, спиртосодержащей продукции. Довольно объемный документ. Но я думаю, что основное, что мы отметили, к сожалению, не согласованные в первую очередь действия федеральных органов исполнительной власти, они известны, привели к тому, что в первую очередь неудовлетворительная работа при подготовке, ведения нормативных документов на федеральном уровне, нормативных документов отраслевых министерств и ведомств привели к тому, что в первом квартале по нашим подсчетам потери федерального бюджета составили более 14 млрд. рублей. Бизнес-потери по нашим подсчетам более 6 млрд. На основе информации официальной, которой мы располагаем.

Л.ГУЛЬКО - Это недовложение налогов.

С. АБРАМОВ - В том числе и налоги. Помимо этого мы констатировали увеличение теневого оборота в денежном выражении на сумму более 10 млрд. рублей. И так как мы итоги подводили в августе-сентябре, тогда была другая география, мы отмечали, что значительное количество отравлений в различных регионах нашей страны свидетельствует об увеличении теневого оборота. Мы отмечали то, что те предложения и новации, которые через нормативные документы были реализованы, они были не проработаны, и в этой связи и подготовка и проведение носили довольно спонтанный характер. И естественно, ждать результата не приходилось. Но, к сожалению, мы этот результат и наблюдаем. Система ЕГАИС на сегодняшний день носит вспомогательный характер. Никак не является основным инструментом для контроля. Помимо этого были значительные, в том числе и нарушения в вопросах внедрения, в том числе и этой системы. Есть еще значительное количество недоработок, которые позволили расправить крылья теневикам так называемым и, к сожалению, даже легальные производители алкогольной продукции оказались в условиях выживания. Мы - я имею в виду граждане, наблюдали ситуацию, когда теневикам были созданы, к сожалению, комфортные условия.

Л.ГУЛЬКО - Что вы имеете в виду под комфортными условиями?

С. АБРАМОВ - На сегодняшний день по-прежнему есть возможность полулегально приобретать, в том числе и этиловый спирт, посредством несложных, в том числе махинаций этот этиловый спирт перерабатывается и через розничную сеть, которую на сегодняшний день не покрывает система, реализовывать незаконно спиртосодержащую алкогольную продукцию.

Л.ГУЛЬКО - А производство лицензировано спиртосодержащей продукции? Вот человек приобретает этиловый спирт, дальше начинает из него производить все, что угодно.

С. АБРАМОВ - Вы знаете, мы отмечали, что предыдущий порядок, который существовал администрированный, это и квотирование и лицензирование, он был очень громоздкий, очень сложный и в том числе и для тех, кто работал на этих рынках. Но он позволял плохо, может быть очень плохо, но контролировать. Сейчас ситуация на наш взгляд сложнее. Мы в своих предложениях в первую очередь обратили внимание, что, может быть, имеет смысл исполнительной власти перейти от администрирования, то есть ужесточения мер административного характера, перейти на управление через финансово-нормативно-правовую регулирующую систему. Это в свою очередь позволит посредством довольно простых инструментов, они известны в международной практике, в том числе и тех странах северных, о которых вы упоминали, добиться значительных результатов. Когда невыгодно будет производить некачественную или же вообще контрафактную алкогольную продукцию.

Л.ГУЛЬКО - То есть это огромный штраф?

С. АБРАМОВ - Это огромные штрафы, это введение режимов предоставления банковских финансовых гарантий, гарантийных обязательств при покупке этилового спирта и так далее. То есть если мы включаем в эту орбиту финансовые институты, то естественно, этот институт обязан будет обратить внимание на участника рынка. Насколько он легален, естественно. Если не легален, насколько он состоятельный. Он берет на себя ответственность. И это в свою очередь будет естественным фильтром для легальных или полулегальных производителей.

Л.ГУЛЬКО - В 16.35 мы устроим горячую линию с нашими радиослушателями и возможность задать вопрос человеку, который непосредственно занимался нашей алкогольной отраслью. Причем будут звонить и москвичи и жители других регионов, откуда поступают тревожные сообщения.

О. ПАШИНА - Возвращаясь к тому, что происходит в регионах. Сергей Борисович, это что, это действительно эпидемия, так было всегда. Такое среднеарифметическое количество отравившихся, оно всегда существует. С чем это связано? Наши слушатели, которые склонны к конспирологии, пишут на пейджер, что их удивляет, что вдруг так взялись за паленый алкоголь, можно подумать, месяц или год назад никто не травился. Это похоже на чью-то пиар-кампанию. А слушательница Алла из Москвы пишет, что это подготовка перед введением госмонополии. Вот ваше мнение.

С. АБРАМОВ - Мы высший орган государственного финансового контроля. Поэтому мы не претендуем на выводы, в том числе на те, которые делают наши слушатели. Естественно. Мы констатируем на основе тех фактов, которыми располагаем, для того чтобы провести, в том числе экспертно-аналитическое мероприятие, о котором сейчас говорим.

О. ПАШИНА - Александр из Москвы спрашивает: собирается ли государство в связи с тем, что происходит, понизить цены на спирт? Все беды от высокой цены.

Л.ГУЛЬКО - Есть ли такие рекомендации в вашем отчете?

С. АБРАМОВ - Таких конкретных рекомендаций, о которых говорит слушатель, нет. Но это заслуживает внимания исполнительной власти. Потому что на сегодняшний день, подчеркиваю, необходимы эффективные финансовые инструменты, и я не исключаю, что гибкая финансовая политика в вопросах введения налогов, которые естественно влияют на конечную цену продукции, они будут способствовать легализации рынка.

Л.ГУЛЬКО - Я сейчас цитирую председателя Счетной Палаты Сергея Степашина, который заявил, что "к увеличению объема реализации нелегальной алкогольной продукции привело то, что вы говорили - несогласованные действия Минэкономразвития, Минсельхоза, Минфина, ФСБ, ФНС и ФТС в процессе рассмотрения изменений в федеральный закон. Говорит ли это о том, что вы затронули и некую коррупционную составляющую на алкогольном рынке РФ? Вы говорите об этих механизмах денежных. Так у нас такая коррупционная составляющая, которая все эти денежные механизмы просто подомнет под себя и все. Либо они должны быть настолько высоки, что уже невыгодно будет коррумпироваться дальше.

О. ПАШИНА - Кстати, Виктор из Москвы о том же нас спрашивает: есть же чиновники, отвечающие за появление в продаже контрафактной алкогольной продукции. Эпидемия отравлений может быть прекращена массовыми арестами этих чиновников.

С. АБРАМОВ - Опять же подчеркиваю, этот вопрос, наверное, не по адресу. Но мы в своих предложениях на имя руководителя страны, на имя председателя правительства высказали предложения, в том числе и по ужесточению санкций, как администрируемых, так и уголовных за производство нелегальной алкогольной продукции, за производство контрафактных нелегальных марок акцизных и так далее. Ибо на сегодняшний день естественно это в значительной степени подорвало здоровье нации.

Л.ГУЛЬКО - Я могу привести цифры здоровья нации. В случае массовых отравлений алкоголем в августе-октябре 2006 года по сегодняшней прессе: Белгородская область - отравилось 938 человек, умерли 48. И здесь же есть реакция региональных властей - возбуждение уголовного дела по статье 238 УК РФ, это хранение, либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Иркутская область - 604 человека отравилось, 27 умерли. Псковская область - 429 отравилось, 16 умерли. Тверская область - 216 отравились, 11 умерли. Пермский край - 210 отравились, 8 умерли. Воронежская область - 215 отравились, 3 умерли. Свердловская область - 187 отравилось, 2 человека умерло и Саратовская область - 102 человека отравилось, и 3 человека умерли. Эти цифры приходят просто на горячие новостные ленты и по нынешний день аудит проведен. Вот первое, что вы рекомендуете сделать для того, чтобы остановить этот вал смертей. Прямо сейчас.

С. АБРАМОВ - Знаете, это экстренные меры. И здесь необходимо федеральным руководителям органов исполнительной власти и региональным руководителям, их подчиненным на сегодняшний день провести, конечно, довольно серьезные контрольные мероприятия. Наверняка большинство, в том числе и торговых точек имеют возможность не только для того, чтобы представить всю продукцию, которую они реализуют, но и представить те источники приобретения, которыми они пополняют свои товарные запасы. Это первичные меры, которые, к сожалению, могут только остановить. Но никак не будут являться возможностью для прекращения. Что касается дальнейших действий, то это уже должна быть системная работа. Необходимо оценить на базе этих материалов, которые уже мы имеем, исполнительной власти все те недоработки, которые существуют и по ЕГАИС и по другим инструментариям и нормативным документам, все эти дыры необходимо залатать. А дальше это по времени может быть очень оперативно. Виновных наказать. А дальше необходимо будет понять, каким же эффективным инструментом пользоваться. Мы считаем, что необходимо пользоваться теми инструментами, которые нашли свое применение в других государствах.

Л.ГУЛЬКО - То есть деньгами.

С. АБРАМОВ - Финансовый инструментарий самый эффективный конечно.

Л.ГУЛЬКО - Не скажете нам процент теневого рынка алкоголя по отношению к белому алкоголю?

С. АБРАМОВ - Я обращу внимание ваше и слушателей, что в процессе проведения контрольных мероприятий мы столкнулись с тем, что порой цифры, которые представляются официальными органами, они настолько сильно разнятся, что очень сложно понять, где же истина. Приходится тратить не только много сил, времени, внимания, но и ресурс, в том числе административный...

Л.ГУЛЬКО - У вас сложная работа.

С. АБРАМОВ - ...для того чтобы докопаться до истины. И на основе официальной информации посредством несложных расчетов мы определили, что на сегодняшний день оборот нелегальной алкогольной продукции от 30 до 50% рынка. Это на основе официальной информации, которую мы черпаем, в том числе из данных Госкомстата. Что касается информации по массовым отравлениям, тоже есть ряд вопросов, которые на наш взгляд, и мы будем просить их уточнить тем органам исполнительной власти, которые ответственны, будь то соответствующее министерство, соответствующие службы, санитарные и так далее.

О. ПАШИНА - Наши слушатели спрашивают, как увеличился оборот нелегальной алкогольной продукции, если увеличился, после запрета Онищенко. Запрет молдавских и грузинских вин.

Л.ГУЛЬКО - Он у нас вино не пьет, вот в чем дело.

О. ПАШИНА - Тут две разные аудитории. Те, кто травится суррогатной водкой и те, кто пьют грузинское вино.

Л.ГУЛЬКО - Если вы объясните, в том числе и мне, причем тут ЕГАИС, ну ЕГАИС ну и что, был он на вино введен. Водка она как была, так и стояла. Да и хорошая водка стоит и всякая. Пьют-то гадость всякую.

С. АБРАМОВ - Если вы ознакомитесь с материалами, то вы поймете, были созданы довольно серьезные препоны для официальных производителей и были созданы комфортные условия, к сожалению глубокому - для нелегальных производителей алкогольной продукции.

О. ПАШИНА - То есть увеличилось?

С. АБРАМОВ - Конечно.

О. ПАШИНА - Напомню, что в пятницу глава Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что единственный удачный выход их кризисной ситуации с массовым отравлениями это введение госмонополии. "Монополия способна спасти тысячи, если не десятки тысяч жизней россиян, - все остальное, по мнению Миронова, - полумеры".

Л.ГУЛЬКО - Есть ли такие выводы, кстати, в вашем отчете?

С. АБРАМОВ - Если речь идет о государственной монополии на спирт, из которого потом и производится спиртосодержащая продукция. Причем я обращаю внимание, что спиртосодержащая продукция это не только алкогольные напитки, это не только парфюмерия. Это еще средства для технических нужд, которые использует наша промышленность. Это еще и медицина и так далее. Очень много, где используется спирт. И в рамках данных законодательных инициатив, вопросы контроля были, мягко говоря, упущены. Что касается вашего вопроса, то естественно, он заслуживает внимания и органов федеральной исполнительной власти на основе в первую очередь той информации и тех результатов, которые мы имеем на сегодняшний день, и на основе опыта, которым располагает в том числе и Советский Союз и РФ.

О. ПАШИНА - Кстати, об опыте мы можем узнать у наших слушателей. Есть время проголосовать. Вопрос простой? Нужна ли нам госмонополия на спирт?

РИКОШЕТ

Л.ГУЛЬКО - Голосование началось. Предположим, госмонополия, сейчас сразу скажут, что пропадет все. И те, кто пьет, и кто не пьет, все будут в одном положении.

С. АБРАМОВ - Знаете, к этому времени уже, наверное, сложно вернуться и, слава богу, мы работаем в условиях рыночной экономики и те даже государственные учреждения, государственные предприятия, которые в этой среде выживают, они тоже работают на основе довольно простых механизмов. Качественная продукция, реализация, получение прибыли. Поэтому будь то государственное предприятие или частное предприятие, мотивация у всех одна. Но государственное предприятие, если речь идет о нем, его, на мой взгляд, проще контролировать. Потом мы речь ведем о производстве спирта. При этом я хочу сказать, что позиция, которую мы сейчас обсуждаем, она требует досконального изучения. Но если говорить о том, возможно это или нет, я думаю, что вполне возможно. Потому что мы будем понимать, кто же этот спирт приобретает, кто посредством приобретения перерабатывает и соответственно получает готовую продукцию, которая реализуется в розничной сети.

Л.ГУЛЬКО - Вы же понимаете, когда существует такая госмонополия, то свято место пусто не бывает. Останется теневой рынок.

С. АБРАМОВ - Останется, к сожалению.

Л.ГУЛЬКО - В любом случае суррогаты спиртосодержащие будут поступать на рынок. И может быть, они уйдут еще глубже в тень, на них просто увеличится цена. И люди вообще гадость будут всякую пить.

С. АБРАМОВ - Хорошо, если цена увеличится, наверное...

Л.ГУЛЬКО - То она будет конкурировать.

С. АБРАМОВ - ...конкурентоспособна, потому что цена качественного продукта...

Л.ГУЛЬКО - Она в любом случае будет ниже, чем та, по которой продается качественный продукт.

С. АБРАМОВ - Знаете, если потратить немного времени и проанализировать поверхностно ситуацию, то посредством несложных математических вычислений можно понять, что конкуренцию составит, и еще какую нелегальному обороту. Да, у них значительно ниже издержки. Но эти издержки компенсируются коррупционным механизмом, который они включают, когда приобретают нелегально этиловый спирт, когда они нелегально перерабатывают, нелегально реализовывают и так далее. Я думаю, так как они в теневом секторе, за эту тень им приходится платить. Наша задача, в том числе и органов исполнительной власти с этим активно бороться, что и происходит, надеюсь, в ближайшее время все-таки будет...

Л.ГУЛЬКО - То есть коррупцию победим? Рублем, как вы говорите.

С. АБРАМОВ - Однозначно. В первую очередь. Должен быть выбор. С одной стороны финансовый инструментарий, с другой стороны довольно серьезные меры ответственности. Любой должен для себя сделать выбор, либо он рискует, при этом понимает, что в случае, если он попадется, он будет очень сильно наказан, и не рискует, работает вне теневого сектора, тогда прибыль понятна, просчитываются все его финансовые результаты. Он спит спокойно.

Л.ГУЛЬКО - Ну предположим, чиновник, который выдает лицензию на производство, хорошо, госмонополия на спирт. Все нормально, все получают, два завода, три, четыре. Дальше он дает лицензию на производство, но он просто увеличит цену на лицензию за риск. Вот и все. Все так и останется.

С. АБРАМОВ - Вы рассуждаете в том формате...

Л.ГУЛЬКО - Я в худшем варианте рассуждаю.

С. АБРАМОВ - В формате безусловного присутствия коррупционных механизмов.

Л.ГУЛЬКО - Она же не денется никуда сразу, согласитесь. Ее же трудно победить. Во всем мире никак не могут.

С. АБРАМОВ - Но где-то есть серьезные результаты. Мне нравится опыт скандинавских стран.

Л.ГУЛЬКО - А там как?

С. АБРАМОВ - А там очень серьезные мера ответственности.

О. ПАШИНА - У них алкогольный туризм в России.

Л.ГУЛЬКО - Если вспомнить Финляндию.

С. АБРАМОВ - При этом количество отравлений, о которых мы говорим, очень незначительно.

О. ПАШИНА - Наш слушатель в связи с этим Сергей из Твери нарисовал пессимистическую картинку. "Известно, что алкоголизм, прежде всего, болезнь, связанная с душевным расстройством. Алкоголик, потребляющий суррогаты, фактически является самоубийцей. Поднимая тему массовых отравлений, на мой взгляд необходимо в первую очередь, сказать о катастрофическом душевном нездоровье населения. Тут и массовая неустроенность, низкая зарплата и запредельное расслоение общества. Вот поэтому и пьют". Такой аспект. Имеет право на существование.

С. АБРАМОВ - Имеет право на существование.

Л.ГУЛЬКО - Тут и названо Минэкономразвития, Минсельхоз, Минфин кстати.

С. АБРАМОВ - Обратить внимание хотел. Удивительная ситуация. Мы с ней столкнулись. В принципе за эту работу все время отвечало Министерство сельского хозяйства.

Л.ГУЛЬКО - Спирт же из пшеницы производят.

С. АБРАМОВ - Но как-то получилось, что именно это ведомство был исключено, не знаю, по чьей инициативе из активного процесса подготовки, введения в действие этих нормативных инициатив. Может быть, это сыграло свою, к сожалению "благоприятную" роль для этого ведомства. Но это абсолютно неправильно.

Л.ГУЛЬКО - Я еще раз напомню наш вопрос. Должна ли быть введена государственная монополия на производство спирта. Это самое главное и важное, а уж дальше, там действительно и с коррупцией можно побороться.

С. АБРАМОВ - Друзья, мы обратили внимание с вами на очень серьезную тему. Потому что она жизненно важная в буквальном смысле. Но она характеризует те системные сбои, которые порой возникают. И если мы вместе с вами поможем, в том числе и нашим законодателям принимать обдуманные решения, то и с коррупцией будет гораздо проще бороться, потому что законы будут настолько просты к исполнению, что мало будет люфтов для того, чтобы использовать коррупционный механизм.

О. ПАШИНА - Как было обещано, результаты нашего голосования по поводу того, поможет нам или не поможет госмонополия на производство спирта. 76% проголосовали за, и 24% считают, что госмонополия нам не нужна.

Л.ГУЛЬКО - Я вполне могу понять людей, которым страшно за свое здоровье, здоровье своих детей, между прочим. Ваши комментарии.

С. АБРАМОВ - Глас народа - глас божий. Я внимательно бы присмотрелся и прислушался к мнению тех людей, которые голосовали, отвечая на этот вопрос.

О. ПАШИНА - Еще вопрос достаточно важный. Андриан из Оренбурга спрашивает: сколько стоит в основном суррогатная продукция и сколько нормальная? Чтобы сразу отличить. Это лучше не пить. Дешево и опасно.

С. АБРАМОВ - Если единица алкогольной продукции так называемая бутылка будет стоить меньше ориентировочно 60 рублей...

Л.ГУЛЬКО - Водка.

С. АБРАМОВ - Да. 30-40-20.

О. ПАШИНА - А спрашивают: есть ли суррогатное пиво?

С. АБРАМОВ - Есть.

Л.ГУЛЬКО - Выявлена ли в вашем отчете кроме водки, вина, пива и другая алкоголь содержащая продукция.

С. АБРАМОВ - Мы не проводили экспертно-аналитические мероприятия, в том числе и в розничной сети. Есть, естественно. Но точные цифры мы не приведем. Потому что это требует значительных усилий.

Л.ГУЛЬКО - А большее количество отравлений, насколько я понимаю, все-таки водка. Или то, что представляется этим продуктом.

С. АБРАМОВ - Спиртосодержащая продукция. Наши сограждане, к сожалению, потребляют не водку, даже если она является поддельной, но и все то, что содержит спирт. В том числе и технический спирт. Это удивительно. Это ужасно. Но это так к сожалению.

Л.ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, в связи с вопросом, сколько стоит суррогатная бутылка водки, скажем, введена государственная монополия на производство спирта. Увеличивает эту цену алкогольной продукции? Если увеличивает, то все равно будут искать какую-то отдушину.

С. АБРАМОВ - Я убежден, что тот, в том числе и трагический опыт, которым мы уже обладаем, позволит нам, сделав выводы, предложить, в том числе и на рынок недорогую высококачественную продукцию.

Л.ГУЛЬКО - Это как совместить?

С. АБРАМОВ - Посредством финансовых инструментариев. Надо понять, что увеличение ставки налоговых платежей не всегда в абсолютном выражении увеличивает объем, поступающий, в том числе в федеральные бюджеты.

Л.ГУЛЬКО - То есть брать не качеством, а количеством...

С. АБРАМОВ - Абсолютно правы.

Л.ГУЛЬКО - Мы обещали "горячую линию", мы собственно ее вам и предлагаем. Есть возможность задать вопросы Сергею Борисовичу и рассказать о той ситуации, которая творится у вас в регионе. Глазами очевидца. Что достаточно важно для вас в том числе.

С. АБРАМОВ - Конечно.

О. ПАШИНА - Делим телефоны: для Москвы - 783-90-25.

Л.ГУЛЬКО - Москва, Московская область.

О. ПАШИНА - И регионы - 783-90-26, звоните, рассказывайте, что у вас там происходит.

Л.ГУЛЬКО - Начнем с Москвы.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Сергей из Москвы. Ваш гость сказал очень хорошо о системных сбоях. Их много у нас. И в долевом строительстве, монетизации, ЖКХ, коррупции. Причины всех этих сбоев в отсутствии политической конкуренции, свободы слова, реальной оппозиции.

Л.ГУЛЬКО - Вы считаете, что это провоцирует отравления?

СЛУШАТЕЛЬ - Это естественно да.

С. АБРАМОВ - Наш слушатель сделал такой обобщающий вывод. Но он отчасти прав. Конечно, надо обратить внимание на профессиональный уровень тех людей, которые непосредственно готовят те ли иные нормативные инновации.

Л.ГУЛЬКО - И вы в своем отчете обращаете на это внимание.

С. АБРАМОВ - Мы обращаем.

Л.ГУЛЬКО - Судя и по вашему у нас докладу и по высказываниям председателя Счетной Палаты Сергея Степашина сегодняшнего.

О. ПАШИНА - Послушаем регионы. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Можно обратиться к Сергею Абрамову?

О. ПАШИНА - Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Алина. Я из Закавказья.

С. АБРАМОВ - Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ - Я очень рада слышать его, что он здоров после такой болезни. Вышел на работу и желаю ему всех успехов, здоровья. Я очень люблю его.

Л.ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, то, о чем мы говорим, актуально там, где вы живете?

СЛУШАТЕЛЬ - А мне алкоголь по барабану.

Л.ГУЛЬКО - Я понимаю, что вам по барабану. А вот вокруг люди?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, у нас не актуально. У нас нет отравлений.

Л.ГУЛЬКО - Спасибо большое.

С. АБРАМОВ - Огромное спасибо. Я очень люблю Кавказ. Меня с ним связывает не только длительная работа, но и огромное количество человеческих дружеских отношений с теми людьми, которые на этой территории проживают, с которыми я общаюсь. И именно такое теплое дружеское отношение позволило мне, в том числе и справиться со сложностями, которые у меня возникли.

Л.ГУЛЬКО - Смотрите, но вот, действительно, там, где проживает Алина, проблемы не возникает. Может быть, это в культуре потребления тоже сказывается?

С. АБРАМОВ - Я с вами соглашусь.

Л.ГУЛЬКО - Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Скажите, пожалуйста, а вы не видите связи между этой кампанией с акцизными марками и всплеском потребления суррогатного алкоголя?

Л.ГУЛЬКО - Спасибо.

С. АБРАМОВ - Это последствия введения единой системы. Отчасти и это тоже.

Л.ГУЛЬКО - Алло. Здравствуйте. Наши регионы.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Я звоню из Германии, очень сложно дозвониться до вас. Это не актуально конечно, сейчас у вас передача идет об алкоголизме. Но у меня совсем другой вопрос.

О. ПАШИНА - Извините ради бога, во-первых, очень плохо слышно вас, во-вторых, все-таки у нас тема заявлена и давайте дадим...

Л.ГУЛЬКО - И Сергей Борисович специалист и поэтому мы представляем этот вопрос.

О. ПАШИНА - Давайте регионам дадим все-таки высказаться по этой проблеме.

Л.ГУЛЬКО - Хотелось бы спросить, как у вас в Германии с этим обстоит. Тоже я думаю, не очень...

О. ПАШИНА - Получше.

Л.ГУЛЬКО - Получше, может быть. Но тоже есть проблемы.

О. ПАШИНА - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Я хотел насчет суррогатной водки. Я из Татарстана звоню. У нас в соседней области заезжает в открытую на машине в деревню, все знают, что привезли водку.

Л.ГУЛЬКО - А, сколько стоит бутылка?

СЛУШАТЕЛЬ - 20 рублей.

Л.ГУЛЬКО - И покупают?

СЛУШАТЕЛЬ - Никто никаких мер не принимает, ни милиции, никого не боятся. Почему меры не принимают?

С. АБРАМОВ - К сожалению, мы обращаем внимание, что региональная власть проявляет, мягко говоря, пассивность. Тем самым демонстрирует, каким образом они относятся к людям, проживающим на их территории, к их здоровью.

Л.ГУЛЬКО - А как чиновники будут отвечать?

С. АБРАМОВ - На этот вопрос?

Л.ГУЛЬКО - Нет, за то, что происходит.

С. АБРАМОВ - Все зависит от того, в каких органах исполнительной власти они работают.

Л.ГУЛЬКО - Вот если не увидит никто, что чиновники отвечают, ну и понятно, что опять не будет никакой веры. Ну, скажут, ну очередная кампания, ну и что.

С. АБРАМОВ - Я думаю, что профессионалы, скорее всего, согласятся на введение монополии на производство спирта. Это соответствующие профильные министерства. Это люди, которые непосредственно на протяжении не одного года работают в этой сфере и имеют как минимум значительный опыт.

Л.ГУЛЬКО - Скажите, но кто-то будет снят с должности?

С. АБРАМОВ - Это...

Л.ГУЛЬКО - Хотя бы показательно.

О. ПАШИНА - Не называйте фамилии.

Л.ГУЛЬКО - Хотя бы...

С. АБРАМОВ - Спасибо, что вы адресуете этот вопрос нам, мы в своих информационных материалах предложили привлечение к дисциплинарной ответственности. Это то, что мы можем предложить. Но при этом существуют руководители, которые могут оценить работу своих подчиненных с учетом той информации, которой они располагают.

Л.ГУЛЬКО - Да уж президент, по-моему, обратил на это внимание.

С. АБРАМОВ - Да.

Л.ГУЛЬКО - Алло. Москва.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Меня зовут Олег. Я работал в ОБОП в свое время и занимался этой проблемой фальшивой водкой. Сама госмонополия на производство водки уже давно установлена - с 1998 года законом. Регулирование этого процесса давно уже у нас ведет государство. Поэтому я не понимаю, что вы подразумеваете под монополией. Производство государством водки.

Л.ГУЛЬКО - Производство спирта. Не водки. Из которого делают хорошую водку потом.

СЛУШАТЕЛЬ - Но это не решит проблему. Потому что акцизы у нас 60-70% стоимости спирта и водки. И поэтому если вы водку сделаете 25-30 рублей, ее себестоимость 15-18 рублей, поэтому решит все эти проблемы.

Л.ГУЛЬКО - Вот мнение человека, который занимался.

С. АБРАМОВ - Наш коллега уже финансовым инструментарием пытается решить проблему. Это очень, очень даже интересно. Если даже люди, которые боролись, финансовым инструментарием пытаются решить, я думаю, что исполнительная власть тоже к этому придет.

Л.ГУЛЬКО - Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Леонид, Кострома. Что касается водки. Вы что не понимаете, что специально акция подготовлена. Не травился, не травился у нас народ в таком количестве, а тут вдруг начал ни с того ни с сего травиться.

Л.ГУЛЬКО - У вас как в Костроме дела обстоят?

СЛУШАТЕЛЬ - Нормально. Хороший ликероводочный завод. У нас такого нет, как вести приходят, десятками люди травятся.

Л.ГУЛЬКО - У вас сколько водка стоит?

СЛУШАТЕЛЬ - Смотря, какая. Наша костромская водка стоит 60 рублей. 60-65 рублей.

Л.ГУЛЬКО - То есть у вас такой проблемы не существует?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет. Я не знаю, где она вообще может существовать.

Л.ГУЛЬКО - Я вам могу сказать где. Иркутская область, Белгородская, Псковская, Тверская.

СЛУШАТЕЛЬ - В Белгородской области? Да вы что? Я очень много путешествую по делам. Белгородскую область заваливает полностью Курская область. Отличная великолепная водка, которая делается в Курске.

Л.ГУЛЬКО - А народ пьет всякую гадость, потому что она дешевле.

СЛУШАТЕЛЬ - В принципе наше государство к этому толкает пить всякую гадость.

Л.ГУЛЬКО - Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ - Конечно, а кто же?

Л.ГУЛЬКО - Я думаю, что не только. Народ сам должен разобрать, где гадость, а где не гадость.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы подумайте сами, кто будет покупать нормальный человек, конечно, он будет покупать водку за 20 рублей. Вы знаете как анекдот, три мужика пили водку. Один выпил - умер, второй выпил - умер. А третий, перед тем как выпить, заорал: "помогите".

Л.ГУЛЬКО - Тоже умер потом. Вы сами себе и противоречите. Вот такой звонок. Оказывается это все кампанейщина.

С. АБРАМОВ - Без комментариев, потому что та информация, которой вы располагаете на сегодняшней передовице, это незначительная доля к тому, чем располагаем мы. Эта информация поступает уже на протяжении нескольких месяцев.

Л.ГУЛЬКО - Может быть, надо было раньше кричать, сильно даже кричать об этом. Потому что есть люди, которые считают, что действительно ничего не происходит.

О. ПАШИНА - Вот Татьяна из Москвы, только что упало на пейджер сообщение: не понимаю трогательную заботу и пьяницах. Давайте заботиться о нормальных людях.

Л.ГУЛЬКО - А что, действительно.

С. АБРАМОВ - Не дай бог этим людям столкнуться с проблемой воочию, связанной с отравлением. Хотя бы членов семьи, товарищей или друзей. Не дай бог. Это не всегда люди, которые злоупотребляют спиртными напитками, к сожалению. Потому как их могут угостить, в том числе в местах общего доступа.

О. ПАШИНА - Абсолютно точно. Я хочу добавить "Новая газета" как раз пишет, врач дежурный городской больницы г. Мурома рассказывает о том, что среди тех, кто поступил в больницу с отравлениями, далеко не все бомжи, асоциальные типы, есть люди, которые просто купили водку в магазине.

Л.ГУЛЬКО - В хорошей бутылке. С якобы нормальной этикеткой.

О. ПАШИНА - Татьяна, вы пойдете, не дай бог в магазин, купите водку.

Л.ГУЛЬКО - Вот так под Новый год. Который скоро.

О. ПАШИНА - И не успеете закричать "помогите".

Л.ГУЛЬКО - Достаточно серьезная проблема. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Галина. Вы знаете, в чем дело. Нужно обязательно делать государственную. Меня волнует, конечно, что травятся. Но дело в том, что такой же спирт бывает в медицине. И я работаю художником-реставратором, мы работаем, и к нам стал уже два года поступать только плохой спирт. Чем мы можем испортить картину. Вы понимаете.

Л.ГУЛЬКО - Я хотел спросить, откуда этот плохой спирт, может быть, есть выбор между плохим и хорошим, и хороший стоит дороже.

С. АБРАМОВ - Наш слушатель в своем вопросе на него и ответил. Спирт в том случае, если он будет приобретен у проверенного поставщика, по определению будет качественным. К сожалению, отравления идут, в том числе и от спиртосодержащей продукции, которую используют в медицине.

Л.ГУЛЬКО - А может быть, я подумал, такой нулевой вариант, не госмонополия совсем на производство спирта. А выдача очень дорогостоящих и проверять надо очень сильно, лицензий нескольким людям, которые и производят этот спирт. Для того чтобы как-то снизить себестоимость. Вот такой вариант.

С. АБРАМОВ - Мы с вами уже проводим рабочую комиссию.

Л.ГУЛЬКО - Да, конечно, включая наших радиослушателей, между прочим.

С. АБРАМОВ - Я думаю, что самый эффективный будет инструмент с точки зрения выводов, к которым мы придем. Может быть, но видите, мы все переходим в плоскость финансового планирования.

Л.ГУЛЬКО - Конечно. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Из Челябинска. Данил. Хотелось высказать свое мнение. Дело в том, что у нас запретили торговать частным предпринимателям алкоголем. И после 11 часов вечера запретили. И продажей занялись различные дельцы. И соответственно это влияет на качество алкоголя.

Л.ГУЛЬКО - А если государство возьмет на себя производство спирта, то есть получит монополию, а дальше будет выдавать лицензию, из хорошего спирта будет производиться хорошая продукция, это улучшит ситуацию?

СЛУШАТЕЛЬ - Дело в том, что видимо, те, кто торгуют из-под полы, они не заботятся, где покупать спирт. Может это и самогон.

Л.ГУЛЬКО - Понятно.

С. АБРАМОВ - Везде мы приходим почти к одним и тем же выводам. Некачественный спирт, из него делают некачественную спиртосодержащую продукцию, мы получаем на исходе плачевные результаты.

Л.ГУЛЬКО - И плюс чиновничьи игры, когда запрещают торговать. После 11-ти.

С. АБРАМОВ - Тем самым создают комфортную среду для нелегальных производителей и нелегальных продавцов. Это для них комфортнейшая среда, когда легальному производителю, продавцу запрещают что-либо. Вот это один из вопросов администрирования, которых клубок у нас, к сожалению, которыми мы очень часто пользуемся, но они не приводят к желаемым результатам.

Л.ГУЛЬКО - Скажите, пожалуйста, наихудшая ситуация и наилучшая назовите, пожалуйста, районы.

С. АБРАМОВ - В Москве ситуация лучше, чем в остальных субъектах именно потому, что здесь мы все с вами проживаем. В том числе эти государственные служащие, которые иногда за редким исключением в праздники потребляют спиртосодержащую продукцию алкогольную. А потом здесь значительное сосредоточение различного рода структур, которые отслеживают оборот, производство, реализацию алкогольной продукции.

Л.ГУЛЬКО - А наихудшая ситуация?

С. АБРАМОВ - Огромное количество субъектов. Не хочу сейчас говорить об этом. Потому что за каждой такой информацией человеческие жизни.

Л.ГУЛЬКО - Спасибо огромное. Сергей Борисович Абрамов - аудитор Счетной Палаты был у нас в гостях. Успехов в вашей работе.

С. АБРАМОВ - Спасибо.

30.10.06 16:08 Эхо Москвы

Док. 299145
Перв. публик.: 30.10.06
Последн. ред.: 02.05.07
Число обращений: 416

  • Абрамов Сергей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``