В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алкоголь подешевеет, духи подорожают? Назад
Алкоголь подешевеет, духи подорожают?
Ведущий: Эрнест Мацкявичюс

Гость: Сергей Абрамов - Аудитор Счетной палаты

Мы говорим о волне алкогольных отравлений в России. Министр здравоохранения и соцразвития и главный санитарный врач страны объявили происходящее спланированной акцией. Сегодня алкогольным вопросом занимается Госдума, которая уже задумалась о введении госмонополии на оборот этилового спирта и даже государственной монополии на продажу алкоголя. Кое-что в происходящем становится понятным, если ознакомиться с материалами Счетной палаты, которая провела масштабную проверку алкогольного рынка страны. Руководил проверкой аудитор Счетной палаты Сергей Абрамов, человек, в способности которого разобраться в сложной, экстремальной ситуации не приходится сомневаться, потому что Сергей Борисович до этого работал премьер-министром Чеченской Республики. Сергей Борисович Абрамов - в нашей студии.

- Что на самом деле сейчас происходит, действительно спланированная акция?

АБРАМОВ: Я хотел бы в первую очередь обратить внимание на результаты нашей работы. Действительно, мы еще в июле-августе подвели предварительные итоги введения в действие закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта. И мы отметили в своих заключениях, что в первую очередь именно несогласованные действия органов федеральной исполнительной власти при подготовке и реализации положений законодательных и нормативных актов привели к тому, что - уже об этом говорили - потери бюджета составили сумму более 14 миллиардов, были потери у бизнеса, увеличился теневой оборот на значительную сумму, по нашим подсчетам - более 10 миллиардов. Еще тогда мы говорили, что значительное количество массовых отравлений граждан также свидетельствует об увеличении теневого оборота. Поэтому имеет смысл обратить внимание на те законодательные акты, нормативные акты, которые были подготовлены органами исполнительной власти, и, убедившись в том, что есть возможность поправить именно в этой сфере, это сделать в самое ближайшее время.

- Вы когда обнародовали материалы своей проверки?

АБРАМОВ: Мы в августе закончили, в сентябре обнародовали.

- И о волна отравлений нам стало известно как раз после этого, получается?

АБРАМОВ: Я бы не стал искать причинно-следственную связь. Я думаю, что количество массовых отравлений независимо от того, подвели бы мы итоги или не подвели, оно бы стало известно.

- Я по-другому сформулирую вопрос. Вот эта волна отравлений, мы сейчас узнаем о ней, потому что об этом стали сообщать, или она была и раньше, то есть это не новость на самом деле?

АБРАМОВ: Об этом сообщения шли, они шли и в середине года, именно благодаря этим сообщениям мы смогли акцентировать внимание именно на этой проблеме.

- По мнению министра здравоохранения и соцразвития Зурабова, подобные действия продиктованы интересами недобросовестных производителей алкогольной продукции, выступающих фактически против государственной монополии на оборот этилового спирта.

АБРАМОВ: Я думаю, что эти производители в первую очередь заинтересованы в сиюминутной прибыли. И так как они увеличили свой товарно-денежный оборот, значит, для этого у них были созданы условия, которые позволили им это сделать.

- И, по словам Зурабова, на сегодняшний день выявлено пять производителей некачественной алкогольной продукции. Кто это такие? Михаил Юрьевич пока не сказал, но намекнул, что следы ведут в Северную Осетию.

АБРАМОВ: Я думаю, что следы не только в Северной Осетии. На сегодняшний день эти следы по всей стране. По нашим подсчетам, от 30 до 50 процентов рынка на сегодняшний день находится в теневом секторе.

- Еще позволю себе сослаться на министра здравоохранения и соцразвития. Он считает, что цель этих многочисленных отравлений - убедить общественность в том, что правительство не может решить проблемы на алкогольном рынке теми мерами, которые принимаются. В частности, введением системы учета алкогольной продукции ЕГАИС. У вас как у аудитора Счетной палаты, да и у палаты в целом есть собственное мнение по поводу этой системы?

АБРАМОВ: Мы проанализировали на основе той информации, которой располагали, предварительные итоги, и на сегодняшний день мы предложили данную систему использовать пока во вспомогательном режиме. В первую очередь это связано с тем, что не создана инфраструктура соответствующая, банально нет телефонных линий, нет возможности передавать информацию, чтобы ее соответствующим образом перерабатывать и получать результат. А тот результат, который имеем, он связан с тем, что существуют, конечно, определенные прорехи именно в системе ЕГАИС.

- А зачем же ее вводили?

АБРАМОВ: Данная система, когда она заработает на полную мощность, конечно, способна будет осуществлять тот контроль, который задумывался. Сейчас она не способна это делать.

- Премьер-министр уже поручил разобраться, вы кое в чем разобрались, и напрашивается закономерный вопрос: а кто выиграл от всей этой неразберихи? Или это головотяпство просто?

АБРАМОВ: В первую очередь выиграл теневой сектор. Мы это наблюдаем, и те данные, которые мною представлены, тому свидетельство. Помимо этого, конечно же, некоторые из руководителей органов исполнительной власти, которые непосредственно курировали. Именно в силу того, что не уделено было достаточного и должного внимания и за документом не видели конкретных людей, это привело к тому, что документы были в недостаточной степени проработаны.

- Сергей Борисович, в письме по итогам экспертно-аналитического исследования на имя премьера вы предлагаете привлечь к ответственности конкретных чиновников и даже называете имена. Они уже известны вам, да?

АБРАМОВ: Нет, мы имена не называем. Мы обратили внимание на все те органы исполнительной власти федеральной, которые принимали участие в подготовке и реализации положений закона. Кто именно этим занимался, это не нам знать, существует руководитель, который на сегодняшний день уже дал соответствующее поручение.

- А государственные органы какие в этом участвовали?

АБРАМОВ: Значительное количество министерств и ведомств.

- Насколько я понял, вы считаете более перспективными меры финансового воздействия, чем административного. Административные меры тоже нужны, но это может быть усиление ответственности за производство суррогата.

АБРАМОВ: Да, мы в своих предложениях просим исполнительную власть выйти с инициативой усилить меры административной и уголовной ответственности за производство и оборот нелегальной алкогольной продукции. Но при этом, что касается регулирования алкогольного рынка, надо, конечно, от мер административного регулирования переходить к мерам финансового, нормативно-правового регулирования.

- А какой процент сегодня составляет теневой рынок алкоголя?

АБРАМОВ: Как я выше сказал, по нашим оценкам, до 50 процентов.

- И так было всегда?

АБРАМОВ: Я думаю, что нет.

- А что изменилось, и как было раньше?

АБРАМОВ: Я думаю, что теневой сектор существовал всегда, он был значителен. Но на сегодняшний день ситуация, по нашим оценкам, чуть хуже, чем была, связано это с тем, что появилась дополнительная возможность на теневом секторе нелегальным производителям заработать преступные деньги.

- О тех отравлениях, которые сейчас происходят. Здесь, наверное, важно сказать, чтобы правильно понимали, это же не хронические алкоголики травятся, это травятся в том числе нормальные люди, вполне интеллигентные, которые покупают алкогольную продукцию в магазинах или даже, может, получают ее в ресторанах.

АБРАМОВ: Да, вы абсолютно правы. На сегодняшний день система контроля пока не покрывает розничной сети, и нелегальные производители этим воспользовались, предложили свою продукцию отравляющую в розничную сеть. И я думаю, что большинство граждан, которые ее покупали, не знали о том, что она является таковой. Хотя, конечно же, некоторые предполагали, что их пронесет. Но здесь никто не застрахован из тех, кто употребляет крепкие спиртные напитки.

- Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко буквально вчера в интервью высказал предположение, что за появлением суррогатного алкоголя стоят зарубежные производители вин. Как он выразился, речь идет о двух странах, из которых ранее завозилось до 40 процентов так называемого вина. Может такое быть?

АБРАМОВ: Я думаю, что не только винная продукция является причиной массовых отравлений, суррогат все-таки связан со спиртосодержащими более крепкими. Поэтому если речь идет о винной продукции, тогда, значит, плохо работают наши таможенные службы. Но при этом я считаю, что основная проблема внутри страны.

- А является ли определенным выходом маркировка любой спиртосодержащей продукции, включая и ту, которая идет на бытовые нужды?

АБРАМОВ: Конечно, это тоже мера, которая способна контролировать.

- Но ее недостаточно, да?

АБРАМОВ: Да нет, нужны комплексные меры. Вот если мы сейчас будем вычленять, что эта мера достаточна, а эта недостаточна, это не приведет к желаемому результату. Сейчас нужен экстренный, но комплексный подход.

- Сергей Борисович, сейчас эту проблему обсуждает Государственная Дума, сегодня она поставила это в повестку. И один из наиболее перспективных, по мнению парламентариев, путей решения проблемы - это введение государственной монополии на оборот этилового спирта, как пищевого, так и технического. За подобное решение проблемы давно выступал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Как вам такая идея?

АБРАМОВ: Она заслуживает глубокой проработки и внимания.

- Можете расшифровать?

АБРАМОВ: Мы не оценивали возможность введения, если такая задача будет стоять, мы это сделаем. Но на сегодняшний день, я думаю, законодатели, если они это делают, то они со своей стороны оценили последствия введения новой системы. Поэтому думаю, что, вполне возможно, если законодатели хорошо поработают, им удастся представить нам такой документ, который способен навести порядок на рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции.

- Давайте все-таки порассуждаем. Вы достаточно глубоко изучили проблему, как специалист имеете (я в этом ни секунды не сомневаюсь) собственное представление о путях ее решения. Нужно ли разделять монополию на оборот этилового спирта и на его производство? Потому что о монополии на производство, насколько я понимаю, пока речи не идет.

АБРАМОВ: Я думаю, что, если мы введем, я имею в виду государственная власть, монополию на оборот, тем самым это будет первый шаг к контролю всего спирта, который на территории Российской Федерации находится в обороте. Вот это основная задача, потому как любой продукт спиртосодержащий, он имеет возможность быть использованным не по назначению.

- А что такое оборот?

АБРАМОВ: Это значит, что любой производитель обязан будет реализовывать спирт только на тех основаниях законных, которые будут прописаны в нормативных документах. И мы будем знать, кому и в каком количестве этот объем продан.

- А продажа алкогольной продукции - это уже совершенно другая история?

АБРАМОВ: Да. Я думаю, там система ЕГАИС справится, после того как она заработает на полную мощность.

- Но государству необходимо задуматься о монополии на продажу алкогольной продукции? Вот эта мера какую перспективу имеет?

АБРАМОВ: Я не готов вам ответить на этот вопрос.

- Безусловно, существуют аргументы за и против. Конечно, с одной стороны, будет больше контроля со стороны государства, с другой стороны, это, наверное, ударит по мелким розничным сетям, да?

АБРАМОВ: Я думаю, что да. Но существует опыт зарубежных стран, которые в своей работе по контролю оборота и производства, реализации алкогольной продукции используют и такие механизмы.

- Вот я в Тунисе видел такой механизм: государственный магазин, где работа идет в определенные часы, он всегда переполнен посетителями.

АБРАМОВ: Знаете, это тоже один из вариантов. Не могу сказать, что он хуже или лучше, чем другие варианты, которые в иных государствах реализовываются. Любой вариант, он должен в первую очередь отвечать за свою продукцию последствиями. И если мы предлагаем качественный продукт, то соответственно у нас не будет таких последствий, которые мы сейчас наблюдаем.

- Ну да, и крайне важно избежать такой неприятной вещи, как дефицит. Потому что летом мы столкнулись с этим.

АБРАМОВ: Да. И я думаю, что это исключено в том случае, если эффективно инструменты будут работать.

- Сергей Борисович, говорят, что одна из причин происходящего - это слишком высокие цены на качественный алкоголь. И если снизить эти цены, то у человека безвольного, подверженного соблазнам, не будет желания покупать заведомую отраву и пытаться встретить Новый год с жидкостью для полировки мебели или пивом с дихлофосом. То есть беспроигрышный вариант - ударить рублем.

АБРАМОВ: Вы знаете, мы как раз говорим об одном из механизмов финансового регулирования. Вы абсолютно правы, необходима довольно гибкая система взимания акцизных платежей на готовую продукцию. Это позволит не только решить финансовые задачи, которые ставят органы исполнительной власти, задачи пополнения федерального бюджета, но и дать возможность нашим гражданам получить качественную продукцию чуть дешевле, чем она стоит сегодня. Такой опыт имела и Россия, такой опыт имел и Советский Союз в свое время. Я думаю, что имеет смысл обратиться к тому опыту.

- От кого зависит, кстати, снижение цен?

АБРАМОВ: От органов исполнительной власти. И законодательной, конечно.

- Вопрос с пейджера: "Почему Россия импортирует с Украины водку? Ну не глупость ли?" - спрашивает Михаил из Москвы.

АБРАМОВ: Ну, я думаю, что здесь экономические законы срабатывают. И если производителям и поставщикам это выгодно, они это делают.

- Кстати, неплохая водка, надо сказать. Еще вопрос: "Травились и раньше, поднятый шум и возня закончатся, как всегда у нас, единственным результатом: резким повышением цен на все, содержащее спирт, - напитки, парфюмерию, лекарства".

АБРАМОВ: Надеюсь, что таковых результатов мы не будем наблюдать.

- Вот, кстати, Михаил Зурабов сказал, что резко возросло количество спирта, который уходит в парфюмерную промышленность, примерно в 14 раз. И это тревожная цифра, потому что если бы такие объемы расходовались на духи, то мы бы все это сразу почувствовали. А сейчас гамма запахов, увы, другая. Действительно такая проблема существует?

АБРАМОВ: Думаю, что да. Теневики нашли возможность покупать спирт для производства контрафактной продукции, то есть используют все возможности, в том числе и возможности по приобретению спирта для парфюмерии, для медицинской промышленности, для технических нужд и так далее.

- Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев сообщил, что из 3,5 тысячи оптовых компаний, которые занимаются реализацией парфюмерной и спиртосодержащей продукции, лицензии на право заниматься этой деятельностью на сегодняшний день получили лишь 310 фирм. И там считают, что ЕГАИС потянут далеко не все и предприниматели просто перестанут работать в этом сегменте рынка, собственно говоря, уже перестают. Может начаться дефицит спиртосодержащей парфюмерной продукции - духов, лосьонов, лаков для волос, дезодорантов. Особенно это коснется небольших населенных пунктов.

АБРАМОВ: С одной стороны, действительно было слишком мало времени для того, чтобы крупные торговые организации подготовились к введению ЕГАИС, но с другой стороны, это дает возможность государству отсечь торговых посредников, которые на сегодняшний день не способны справиться с задачей представить качественный продукт на рынок. Поэтому здесь две стороны одной медали.

- Но тем не менее система ЕГАИС на парфюмерную продукцию тоже будет распространяться?

АБРАМОВ: Думаю, что да.

- Но вы такого дефицита не предвещаете?

АБРАМОВ: Я не пользуюсь парфюмерной продукцией.

- Парфюмерной продукцией в той или иной мере все равно пользуются все - и мужчины, и женщины.

АБРАМОВ: Я спрошу у своей семьи.

- Сергей Борисович, многие специалисты считают, что ЕГАИС технически не способна учесть весь объем спиртосодержащей продукции. И для того, чтобы ей это удалось, она должна превосходить по мощности такие платежные системы, как "Виза" и "Мастер кард".

АБРАМОВ: Это утверждение заслуживает внимания. Действительно, система ЕГАИС - это очень мощный инфраструктурный проект в стране. И в принципе все ведомства, которые так или иначе обязаны этим вопросом заниматься, должны были предварительно, конечно, проработку очень серьезную осуществить. Я подчеркиваю, у нас не во всех регионах есть телефонная связь. Но во всех регионах продают спиртные напитки. Я имею в виду отдельные удаленные точки нашей страны.

- И последний вопрос. Когда ситуация наладится?

АБРАМОВ: Я надеюсь, что в самое ближайшее время. Потому что такие поручения даны всем ответственным исполнителям.

01.11.06 12:15 Радио "Маяк"

Док. 299144
Перв. публик.: 01.11.06
Последн. ред.: 02.05.07
Число обращений: 308

  • Абрамов Сергей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``