В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Слиска: Южному Кавказу нужна стабильность Назад
Любовь Слиска: Южному Кавказу нужна стабильность
Любовь СЛИСКА
первый заместитель Председателя Госдумы
В Сочи проходит 63-й семинар Парламентской ассамблеи НАТО.
На этот раз темой разговора стал анализ взаимоотношений России и НАТО по проблемам безопасности на Южном Кавказе.
Открыла семинар первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Слиска . В своем выступлении она отметила, что впервые семинар в рамках инициативы Роуз-Рота Парламентской ассамблеи НАТО проводится в России. И проходит он в непростой для НАТО период трансформации, поиска своего места в новой структуре современного миропорядка. Активная позиция России в вопросах, касающихся будущего альянса, еще раз подтверждает готовность России участвовать в этом процессе.
- Мы, - заявила Любовь Слиска , - с удовлетворением воспринимаем динамику наращивания взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в вопросах реагирования на общие вызовы в сфере безопасности. Считаем, что это отвечает долгосрочным интересам как России, так и стран альянса. Благодаря деятельности Совета наши отношения с НАТО стали более зрелыми и структурированными. Именно на этой солидной основе российская делегация в Парламентской ассамблее НАТО развивает конструктивный диалог с парламентариями государств - членов альянса.
Набирает обороты практическое сотрудничество в рамках Совета Россия - НАТО по антитеррору, миротворчеству, повышению оперативной совместимости военных контингентов, противоракетной обороне, контролю за воздушным движением, налаживанию военно-технических связей, оборонным исследованиям и технологиям, реагированию на чрезвычайные ситуации. В этом году запланирован выход кораблей Черноморского флота на совместное оперативное патрулирование с кораблями Организации Североатлантического договора в рамках операции НАТО "Активные усилия". Россия намерена и дальше продвигаться в деле объединения потенциалов нашей страны и альянса в борьбе с новыми вызовами и угрозами.
На заседании министров иностранных дел Совета Россия - НАТО 8 декабря 2005 года в Брюсселе был одобрен пилотный проект по совместной подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и транзитных стран наркотрафика.
Необходимо поработать и над другими комплексными мерами с целью формирования антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана, особенно с учетом связи наркотрафика с терроризмом.
Расширяется тематика политического диалога, в том числе в парламентском измерении отношений Россия - НАТО.
Однако в отношениях России с альянсом остается ряд открытых вопросов. В НАТО проходят дискуссии по трансформации этой организации, и обсуждения идут в основном внутри организации. Россию, не состоящую в НАТО, не может не беспокоить, в каком направлении пойдут процессы преобразования альянса. НАТО - это мощный и влиятельный геополитический игрок, и действует он не в вакууме. От того, какой станет эта организация в будущем, во многом зависит архитектура европейской безопасности. Напрямую это затронет и интересы России.
При этом важно, чтобы в процессе трансформации альянса соблюдались нормы и принципы международного права и прерогативы Совета Безопасности ООН.
Остаются вопросы и по реконфигурации военной инфраструктуры в Европе, в частности по размещению передовых баз США в Румынии и Болгарии. В России рассчитывают, что при реализации соответствующих решений о размещении таких объектов на территории новых членов НАТО будут соблюдены политические и юридические обязательства альянса в отношении военной сдержанности, в частности о неразвертывании существенных боевых сил на территориях этих стран.
Негативно сказывается на наших отношениях и дальнейшая "расширенческая" повестка дня НАТО. Это крайне чувствительный вопрос, особенно применительно к Украине и Грузии. Де-факто речь пойдет о серьезном военно-политическом сдвиге, затрагивающем интересы России, который потребует значительных средств на соответствующую переориентацию военных потенциалов, реорганизацию системы военно-промышленных связей. Могут быть затронуты договоренности в сфере контроля над вооружениями.
Следует также учитывать и неоднозначное восприятие населением атлантических устремлений своих руководителей, как это подтвердили недавние события в Крыму.
- В этой связи, - заявила Любовь Слиска , - важно отметить, что в настоящее время уже созданы алгоритмы взаимодействия с НАТО, позволяющие сотрудничать по самому широкому спектру вопросов безопасности без формального вступления в альянс. Членство же сопряжено с распространением обязательств по коллективной обороне.
Поэтому более рациональным было бы добиваться укрепления доверия в наших отношениях, не допустить создания новых разделительных линий в Европе.
В последнее время особо заметна повышенная активность НАТО на центрально-азиатском и закавказском направлениях, что отражает и тематика семинара.
Мотивы, которые побудили на саммите НАТО в Стамбуле принять решение о "повышенном внимании" к странам Южного Кавказа и Центральной Азии, в целом понятны. Сохранение там очагов военно-политической и социальной напряженности, "замороженных" межэтнических и территориальных конфликтов создает благодатную почву для терроризма, наркотрафика, нелегальной иммиграции, торговли людьми и других форм преступности. Кроме того, очевидно, что дополнительное внимание к этим регионам привлекают и их энергоресурсы.
В силу географических, исторических, политических и экономических факторов Россия весьма заинтересована в стабильности на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Наша страна вносит активный вклад в обеспечение мирного урегулирования конфликтов, всемерно способствует политической и экономической консолидации государств региона, развитию регионального сотрудничества. При этом Россия тесно взаимодействует с региональными партнерами и в полной мере учитывает их законные интересы. Естественно, что в этом вопросе мы рассчитываем на взаимность.
- Вместе с тем считаем нужным в этой связи, - заявила Любовь Слиска , - обратить внимание на следующее. НАТО - мощный военно-политический альянс, и его появление в качестве нового игрока на Южном Кавказе и в Центральной Азии может неоднозначно сказаться на урегулировании застарелых конфликтов. Это серьезный фактор риска. Неправильно было бы рассчитывать на то, что альянс сможет быстро разрешить застарелые споры, длящиеся многие годы. В этих регионах, где достаточно высок конфликтный потенциал, нужно действовать согласованно, транспарентно и исключительно осторожно, не нарушая работу сложившихся структур и механизмов, с учетом всех особенностей сложившейся там обстановки. Думаю, что старинный девиз врачей "не навреди" должен стать лейтмотивом наших действий и выступлений.
________________________________________
Россия весьма заинтересована в стабильности на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Наша страна вносит активный вклад в обеспечение мирного урегулирования конфликтов, всемерно способствует политической и экономической консолидации государств региона.
________________________________________

Оксана УШАКОВА спец. корр. "Парламентской газеты" Сочи, Краснодарский край




Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 23 Июня 2006





Док. 299120
Перв. публик.: 23.06.06
Последн. ред.: 02.05.07
Число обращений: 359

  • Слиска Любовь Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``