В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Никитинский: Наша камера. Позитив Назад
Леонид Никитинский: Наша камера. Позитив
Путевые заметки с конкурса российского регионального телевидения

Вологду нам, по правде сказать, увидеть почти не удалось: в специально снятом гостиничном номере семь человек жюри три дня отсматривали 320 телесюжетов. И все же, определяя жанр этих заметок, их правильнее всего назвать "путевыми": 320 очень разных не только по продолжительности, но и по качеству, и по качеству мысли сюжетов сошлись на конкурс регионального телевидения со всей России. Жюри (Владимир Познер, Петр Вайль, Алексей Поборцев, Георгий Сатаров, Светлана Сорокина, Михаил Таратута и я) надеялись увидеть здесь то, чего почти уже и нет на ослепших центральных телеканалах - живую российскую провинцию, - глазами корреспондентов региональных студий.

Мы смотрели лучшее из того, что видит большинство телезрителей России, не считая московских, лишенных такого удовольствия и разнообразия. В провинции именно местные каналы, проигрывая центральным среди любителей шоу, "юмора" и попсы, отвоевывают рейтинг там, где есть интерес к еще более или менее живой региональной политике и просто к жизни, как она есть, "не по телевизору". И тут уж - кого где угораздило родиться и застрять: кто-то в своем углу видит жизнь по тамошнему телевизору шире и интереснее, а кто узко и плоско.

Среди разных по жанру и по темам сюжетов больше половины, наверное, оказались не то что плохие, но проходные - примерно как новости Первого канала, чтобы яснее. Но ведь на центральных каналах, не считая "культуры", и десятой доли "живого" не наберется. При этом даже самые дежурные сюжеты кое-что рассказали нам если не о жизни в провинции, то, по крайней мере, о тех, кто ее там снимает, и это тоже, оказывается, довольно любопытная карта страны.

По традиции, заведенной проводившим конкурс "Интерньюсом", по адресам электронной почты участвовавших в конкурсе студий был проведен опрос, и "приз зрительских симпатий" завоевал классно снятый сюжет про морской гребешок. Какие-то там с ним проблемы. Жюри не сразу вспомнило про "гребешок", который растворился среди других сюжетов с Дальнего Востока. Например, про то, как в товариществе дачников страдают от набегов солдат из соседней части, а в этой части просто нечего есть. И солдатика показали, искусанного дежурной собакой дачников. Обсуждая этот казус, жюри сошлось на том, что "гребешок", конечно, живее, чем "Поле чудес", и ничего плохого в нем как таковом нет. Вопрос в том, что#8364; он вытеснит из эфира и как следствие из головы зрителя: если солдатика, покусанного дачной собакой, то плохо. На центральных каналах это уже так. В провинциальном "ящике" борьба красивого "гребешка" с не всегда и не во всем красивым человеком пока продолжается, итог ее еще неясен.

Информационное пространство страны разорвано. Настолько, что если считать телевизор основным поставщиком пищи для размышления, то на разных, в том числе соседних, кусках нашего общего лоскутного одеяла люди и размышляют, должно быть, количественно и качественно по-разному.

В региональных сюжетах на политические (назовем их так) темы человека часто совсем не видно, одни депутаты. Но, например, в Перми, посмотрев, как в деревне Стряпунята готовятся к выборам, на которых, собственно, никому не охота не только выбирать, но и выбираться, можно задуматься о сущности демократии. Из трех новостных роликов про прямой телемост президента Путина с народом два могут вызвать только матерную реакцию, а в Ижевске тот же сюжет, но сделанный как-то неофициально, пожалуй, спровоцирует зрителя чуть пошевелить мозгами. Зрителю это, может быть, с какого-нибудь раза даже и понравится. Начальству - вряд ли. А матерная вербальная реакция в чью пользу?

Уральский город готовится к приезду премьер-министра. Камера показывает пробку - многокилометровую, безнадежную, вербальная реакция стандартная, а вот полыхает в деревне дом, к которому не смогла проехать пожарная машина. Допустим, москвичей-то такой сюжет не удивит. Их уже не удивляет даже то, что ничего подобного про Москву в телевизоре нигде не увидишь, только в жизни. В Москве ни один канал не показал осеннюю фашистскую демонстрацию, из трех лишь один показал невнятные кадры последующей антифашистской, сопроводив их закадровым текстом про то, что "сегодня по Москве прошли люди, которые несли плакаты и выкрикивали антифашистские лозунги". Ничего как бы и не было, и переживать, как следствие, не надо. А в Екатеринбурге по двум каналам можно регулярно видеть настоящих фашистов во всей красе. Можно сочувствовать им или, наоборот, можно думать, что с этим делать.

В каждой квартире Благовещенска (на Амуре) в телевизоре появился живой бывший их губернатор, который написал скандальные мемуары и соорудил себе, грязными руками приладив мотоциклетный мотор, какую-то копалку, чтобы копать огород. Огородик-то он, конечно, пользуясь должностным положением, себе отхватил, но на хорошую фирменную копалку ресурсов, или совести, или чего-то еще ему уже не хватило. Становится интересно, как этого человека изменила власть и что он про это думает, но дальше этого дело уже не идет. С другой стороны, на центральных каналах дело не доходит даже и до копалки, там бывших просто нет, как будто их и раньше не было там, где, кроме них, раньше не было почти ничего.

В региональных сюжетах "про власть", когда не показывают инопланетян в губернаторских или депутатских креслах, обычно показывают монстров из ЖЭКов, причем так, что зритель понимает: выше только вакуум, оттуда и покарают, но это уже не его ума дело. Зато в Краснодаре благодаря местным корреспондентам тех же мелких жэковских монстров показывают так, что зрителю понятно: вот тут она и есть - власть, это ее античеловеческая опора, вот тут-то ее и надо обкладывать, а все остальное уж как-нибудь сделается само собой. И это гражданское общество.

Еще в присланных сюжетах поразило нас обилие икон, которыми все, видимо, вдруг уверовавшие корреспонденты загораживают швы между синхронами своих героев. Но в номинации "Кто наш герой?" уральских казаков, которые во главе с батюшкой ("Отец Борис - отец-герой") воспитывают сирот в духе непреклонного патриотизма, обошла простенькая "Девушка-звонарь" из Саратова. Скорее всего, сюжет выиграл потому, что тут корреспонденту не пригодилось ни одной иконы. Есть же вещи, которые говорят сами за себя, и там нет швов, чтобы загораживать.

Диплом получила и "Мисс Позитив" - больная СПИДом, но не собирающаяся умирать, а намеревающаяся учиться, рожать и жить парикмахерша из Чебоксар. Близка к победе была необыкновенно радостная старшеклассница обыкновенной вологодской школы, обожающая в одежде красный цвет, потому что других цветов она просто не видит. Я болел за слепую от рождения маму из Перми, которая на пару с потом уже ослепшим папой родила и воспитала совершенно нормальную дочку и воспитывает внуков. В сюжете двое слепых десять минут путешествуют в библиотеку и болтают по дороге. Палочка стучит по асфальту, разговор ведется о житейском, изуродованные слепотой лица не имеют мимики - за эти десять минут мы понимаем (если у кого есть какая-то способность это понимать), сколь велик и прекрасен вообще человек. Но победила другая бабушка из Сергиева Посада в сюжете "Кому на Руси жить хорошо?". Это благодаря журналистке, прожившей у нее в деревне несколько дней, а бабушка всего-то только рассказала, что жить ей совсем неплохо, что ж Бога гневить? И что такого высмотрело тут жюри? А вот и секрет мастерства. Но там нельзя ответить на вопрос "что?", можно только более или менее понятно ответить на вопрос "как?".

Семеро довольно разных, но что-то, по определению, понимающих зрителей по двенадцать часов в день, дымясь, смотрели триста двадцать совершенно разных сюжетов: плохих и хороших, коротких и длинных, про то и про это, совершенно про разное и по-разному сделанных. Критериев, в общем, не выходило никаких, но между тем кучность оценок поражала нас самих. Уже на банкете жюри склонилось к выводу, что критерий, в общем, получился один: был бы человек и человеческое. Как объяснил очень давно один очень умный человек: "Мы понимаем в той мере, в которой мы любим". А если не любишь, то и не понимаешь, а что ты тогда другим со своим объективом рассказываешь и показываешь и зачем?

С этим выводом человек сто пятьдесят конкурсантов, съехавшихся со всей страны в Вологду, кажется, не очень согласились. Наверное, они ожидали от жюри (Познер - Зевс, Сорокина - Венера и пятеро аполлонов помельче) какого-то более профессионального разговора. А им вдруг про любовь. Какая любовь, если в день надо отчитаться за два сюжета "про политику"? За этим разве ехали? В кулуарах шепотом произносилось слово "геронтофилы", но с обидой, уже как бы уходящей на второй план, - скорее с удивлением. Удивление - хорошее чувство, от него уже, в общем, недалеко. Они же, в самом деле, еще молодые. И у них там, в провинции, еще есть воздух, чем дышать. И у нас тоже есть шанс увидеть страну их глазами.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/10/28.html
13.02.2006



Док. 298981
Перв. публик.: 13.02.06
Последн. ред.: 02.05.07
Число обращений: 171

  • Никитинский Леонид Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``