В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беда крестьян в их разобщенности Назад
Беда крестьян в их разобщенности
Сельская жизнь - Выпуск 92

Тема: В.Н.Плотников о ситуации в сельском хозяйстве


Накануне очередного съезда АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов) наш корреспондент встретился с президентом АККОР, председателем Аграрной партии России, депутатом Государственной Думы РФ Владимиром Николаевичем ПЛОТНИКОВЫМ.

- Владимир Николаевич, какие знаковые события произошли в жизни фермеров, что смогли воплотить за год из задуманного?

- Основное знаковое событие это то, что аграрный сектор страны впервые оказался среди приоритетов национальной политики, где нашлось место и крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подворьям. Весьма важной была встреча с куратором национального проекта, первым вице-премьером правительства Дмитрием Медведевым. Фермеры из двадцати пяти регионов имели возможность напрямую поделиться своей озабоченностью судьбой проекта, говорили о наболевших проблемах и путях их решения. Все значимые вопросы заносились в протокол, и нам было обещано, что ни один из них не останется без внимания правительства. Далее - в минувшем году мы заключили деловые партнерские соглашения с Россельхозбанком, Росагролизингом, с которыми решаем весь круг проблем, возникающих в ходе реализации национального проекта. АККОР очень тесно сотрудничает с Министерством сельского хозяйства РФ и ощущает личную поддержку со стороны министра Алексея Гордеева.

Есть определенное удовлетворение результатами работы фермеров. В минувшем году производство скота и птицы на убой выросло в этом секторе на 13,1 процента, молока - на 10,1 процента. Если в целом по АПК поголовье крупного рогатого скота продолжает сокращаться, то у фермеров поголовье КРС выросло на 10 процентов, овец - на 10 процентов, свиней - на 21 процентов. Урожайность зерновых культур, подсолнечника, сахарной свеклы у фермеров также выше. В настоящее время фермеры вместе с сельскими подворьями производят более 60 процентов сельскохозяйственной продукции. Согласитесь, что это немало. Еще более важным считаю, что сегодня в лице фермеров село обрело хорошую опору и надежду на перспективу. Проверено практикой - если в деревне есть фермер, у нее появляется шанс выжить. Инициированный Президентом страны В.В. Путиным национальный проект "Развитие АПК" придал фермерству новый импульс, и нет сомнений, что сейчас оно будет развиваться более активно.

- А чем вас разочаровал прошедший год?

- Фермеры - это лишь небольшая часть сельских жителей, но они не могут жить и работать автономно. Их жизнь зависит от общего положения дел на селе, от того, есть ли дорога, газ, вода, есть ли школа, больница и все остальное, что требуется для любой семьи. Все мы знаем, до какого состояния доведено сегодня село. Для его возрождения требуются огромные средства. У крестьян их нет, но они есть в стране. Поэтому при рассмотрении бюджета на 2007 год аграрии рассчитывали на серьезное увеличение инвестиций в АПК. К сожалению, этого не получилось. Расходная часть бюджета на нужды АПК в относительном исчислении в сравнении с прошлым годом не только не возросла, а даже сократилась. Она утверждена в размере 0,74 процента от расходной части бюджета. Это самый низкий процент с 1991 года.

Напомню, что в 1991 году расходы на село составляли 19 процентов от расходной части бюджета. Как же восстанавливать село? Даже несмотря на вступивший в действие национальный проект "Развитие АПК", у некоторых правительственных чиновников сохраняется ориентация не на подъем родного сельского хозяйства, а на еще большее увеличение импорта продовольствия. А что же делать 40 миллионам сельских жителей? У них и сейчас самая высокая безработица и самая низкая зарплата. Такое отношение к селу воспринимается с разочарованием. Ну а главное разочарование года обусловлено тем, что не удалось принять полноценный закон "О развитии сельского хозяйства". Над ним работали тяжело и долго. Закон с нетерпением ждали крестьяне, и он был проанонсирован как своеобразная аграрная конституция. А оказалось, гора родила мышь. Закон не дает ответов крестьянам на самые злободневные вопросы.

- И все-таки на национальный проект "Развитие АПК" возлагаются большие надежды. Как вы считаете, его реализация дает основания для оптимизма?

- Национальный проект необходимо сегодня рассматривать в целом через призму той негативной ситуации, в которой находится сельский товаропроизводитель. С одной стороны, крестьянин получает кредиты, технику и животных по лизингу, направляет субсидированные кредиты на строительство жилья, животноводческих помещений, реконструкцию ферм. С другой - то, что вкладывается, сегодня пока не всегда дает отдачу: баланс затрат и доходности в агропромышленном секторе сегодня или нулевой или отрицательный. Львиную часть дохода через диспаритет цен забирают газовики, энергетики, нефтяники, производители минеральных удобрений и запасных частей. Низкие закупочные цены на отечественную сельхозпродукцию и проблема сбыта того, что выращено, и вовсе не оставляют крестьянству никаких шансов на хорошие доходы. Вот и получается - одной рукой государство инвестирует товаропроизводителя, а другой забирает у него даже больше того, что дает. К этому надо добавить, что в рамках национального проекта только два процента крестьянских (фермерских) хозяйств и один процент личных подворий получили доступ к кредитам, а хотели бы 90 процентов. Либеральное отношение государства к сельскому хозяйству хорошо просматривается на примере ценообразования зерна и мяса. Закупочные цены на зерно диктует не государство и рынок, а частные зерновые компании. Зерновые интервенции пока не стали настоящим регулятором цен. Не лучше дела в животноводстве. Если на импортное мясо цены выросли на 15-20 процентов, то на отечественное они упали на 20 процентов. И это при том, что импорт говядины, свинины и баранины за первое полугодие минувшего года снова вырос на 50 процентов.

- Фермеры и хозяева личных подворий жалуются, что в рамках национального проекта не могут вести расширенное воспроизводство - Россельхозбанк выдает на это мало кредитов, да и краткосрочный кредит все еще трудно получить...

- Здесь надо быть справедливым. Россельхозбанк провел большую работу по кредитованию сельхозтоваропроизводителя. Но все равно фермеру сегодня нелегко получить кредит. Ему трудно найти залог, почти невозможно заручиться гарантиями, оформить всю необходимую документацию. Но даже если он все это преодолел, долгожданный кредит поступил на его счет и на эти деньги он купил, к примеру, свиней, построил сарай, приобрел корма, откормил живность, продать ее он вряд ли сможет. Рынок забит импортной продукцией, а закупочная цена свинины в живом весе всего тридцать рублей за килограмм, что не покрывает затрат на ее производство. Тут подходит срок возврата субсидированного кредита, а с чего его возвращать, если свиней сдали за копейки, а то и вовсе не сумели продать? На местном уровне ни одну из перечисленных проблем решить невозможно - это все вопросы государственной аграрной политики. Государство с помощью бюджетных, финансовых, законодательных и других инструментов обязано регулировать аграрный рынок таким образом, чтобы у крестьян просыпалась деловая активность, и они могли получать такой доход, который бы позволял не только возвращать кредит, но и вести расширенное воспроизводство, а рынок насыщался отечественными, экологически чистыми, а не второсортными заморскими продуктами.

- Какие, на ваш взгляд, корректировки необходимо внести в национальный проект, чтобы придать ему большее ускорение?

- Первое - нужно решить вопрос с гарантийными фондами, чтобы большее количество крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий могло воспользоваться кредитами. Напомню, что эти фонды помогли встать на ноги тысячам фермеров в начале девяностых при правительстве, возглавляемом Иваном Силаевым. Второе - придать дополнительное ускорение развитию потребительской кооперации, которая позволит по горизонтали объединить мелких товаропроизводителей и сделать их не виртуальными, а реальными участниками рынка, освободить кооперацию от двойного налогообложения НДС. Третье - использование земли под ипотечное кредитование. Четвертое и, пожалуй, самое главное - необходимо принять комплекс мер, которые помогут повысить доходность крестьянского хозяйства любой формы собственности. Развитие сельского хозяйства тормозит нерешенный земельный вопрос. Сегодня менее 20 процентов крестьян оформили земельные доли в собственность. Остальные де-юре остаются безземельными. Необходимо, чтобы государство основательно и системно, а не от случая к случаю, занималось земельной реформой. Нужно разработать упрощенную процедуру оформления земельных паев, пересмотреть механизм компенсации издержек на межевание и регистрацию, обеспечить защиту прав собственности на землю тем, кто ее возделывает. Полагаю, что и у нас в стране должно быть установлено твердое правило - если цены на горюче-смазочные материалы растут быстрее инфляции, то разница должна компенсироваться из бюджета. На мой взгляд, национальный проект заработает в полную силу только после решения этих ключевых проблем.

- Не раз приходилось слышать жалобы на то, что фермерам и хозяевам личных подворий весьма сложно получить не только кредиты, но и субсидии на покрытие процентных ставок.

- Эта проблема также вызывает серьезную озабоченность. Субсидии часто выплачиваются не вовремя и не полностью. На их оформление необходим такой же ворох справок, что и при оформлении самого кредита. Причем бумаги необходимо представлять при получении каждой новой субсидии. Неудивительно, что финансовые затраты отдельного получателя субсидий, связанные с их оформлением, часто оказываются не меньше суммы самих субсидий. По идее механизм получения субсидий должен быть таким, чтобы крестьянин не был вовлечен в бюрократическую круговерть, а сами субсидии целесообразно выплачивать напрямую от государства кредитным организациям.

- Почему вот в такой сложной ситуации крестьянство в целом и фермеры в частности слабо защищают собственные интересы?

- К сожалению, сегодня крестьянство разобщено, очень слабо представлено в законодательных органах, в том числе в Государственной Думе. Разобщенность не лучший помощник в лоббировании интересов сельского труженика. Считаю, что во многом по этой причине Государственная Дума приняла число декларативный Закон "О развитии сельского хозяйства". Крестьянам еще надо учиться лоббизму, а представителям и выразителям интересов села - Агропромсоюзу, АККОРу, отраслевым профсоюзам, сельским молодежным организациям, Аграрной партии России пришло время реально объединяться и усиливать свою политическую активность! В тех регионах, где в законодательных органах власти созданы крепкие аграрные фракции, результаты налицо. Так, в Новосибирской области из регионального бюджета на развитие сельского хозяйства сегодня направляется один миллиард 300 миллионов рублей, в Иркутской - миллиард 400 миллионов рублей, в Алтайском крае - такая же сумма. На предыдущем съезде АККОР впервые в практике состоялся стратегический альянс российского фермерства с Аграрной партией России, которая обязалась отстаивать интересы фермерства и всего крестьянства в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней. Прошедший год показал, что это решение было правильным. Через фермеров Аграрная партия значительно усилила свое представительство в регионах, но главной задачей считаем преодоление 7-процентного барьера на предстоящих в декабре выборах в новую Государственную Думу. Если это удастся, то у аграриев в Госдуме будет своя фракция со всеми вытекающими из этого возможностями.

- Искренне желаем вам в этом успехов. Спасибо за ответы на вопросы.


Виталий Каркешкин.

22.02.2007 г.


Док. 298556
Перв. публик.: 22.02.07
Последн. ред.: 28.04.07
Число обращений: 537

  • Плотников Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``