В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Слиска: Европа начинает прислушиваться к России Назад
Любовь Слиска: Европа начинает прислушиваться к России
На днях в Вене завершилась зимняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Сессия подтвердила, что в рамках работы этой организации нужно уходить от двойных стандартов и строить взаимоотношения между странами-участницами только на принципах равенства. В противном случае ОБСЕ потеряет свой авторитет в мире, и к этой организации перестанут прислушиваться. Что удалось сделать российской делегации в рамках зимней сессии? Своими впечатлениями о сессии с "Парламентской газетой" поделилась первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь СЛИСКА .
- Любовь Константиновна , довольны ли вы итогами работы ассамблеи?
- Не могу сказать, что я абсолютно довольна. Например, при обсуждении ее специальной темы - энергетической безопасности - со стороны ряда государств в адрес России высказывались определенные претензии. В частности, председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе утверждала, что Россия в этом вопросе занимается политическим шантажом. Высказывались даже опасения, что Россия - не совсем добросовестный партнер. Мне в этой связи хотелось бы вспомнить ситуацию, когда Грузия потребляла российские энергоносители по значительно более низким ценам, чем другие наши европейские партнеры. И тогда нас упрекали, что мы устанавливаем разные цены для разных покупателей. Странное положение дел. Грузия вроде бы признает себя страной с рыночной экономикой, но почему-то не хочет взаимодействовать с Россией на основе рыночных договоренностей. Это как раз пример применения двойных стандартов.
При обсуждении проблем энергетической безопасности мы получили поддержку от наших партнеров по СНГ - Армении, Азербайджана, Казахстана, которые согласны с тем, что рыночные взаимоотношения исключают применение двойных стандартов.
Не остался незамеченным, в том числе и бывшими союзными республиками, спор между Россией и Белоруссией об установлении тарифов на транзит энергоносителей. Стало понятно, что если мы с близкой нам родной Белоруссией стали разговаривать на языке цифр и рыночной экономики, - значит действительно в этой области действуют общие для всех принципы. И это понимание чувствовалось на сессии.
Общий подход должен быть и к вопросам демократии. Судить о ее состоянии в той или иной стране нужно непредвзято и по единым стандартам применительно ко всем государствам, которые входят и в ОБСЕ, и в НАТО, и в Совет Европы, и прочие международные организации.
- Можно ли говорить о том, что использование двойных стандартов характерно для ОБСЕ? Нужно ли что-то менять в этой организации?
- Реформа ОБСЕ назрела как никогда. Эта тема стала одним их главных вопросов сессии. Российская делегация выступила с инициативой о подготовке к летней сессии ассамблеи, которая должна пройти в июле в Киеве, конкретных предложений по повышению эффективности организации, синхронизировав такие усилия с практическим выполнением на межправительственном уровне ключевого, с нашей точки зрения, решения, принятого на прошлогоднем заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Брюсселе, - "Повышение эффективности ОБСЕ".
Наш Президент тоже не оставил без внимания деятельность ОБСЕ, выступая недавно на Конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене. За два года работы в качестве руководителя делегации Федерального Собрания России в Парламентской ассамблее я неоднократно сталкивалась с двойными, тройными, даже четверными стандартами. Российские претензии к ОБСЕ как раз заключаются в том, что эта организация не должна быть структурой, которая выполняет функцию репетитора в отношении стран с развивающейся демократией. Она не должна существовать для того, чтобы периодически "сечь" ту или иную страну на постсоветском пространстве. Работа должна вестись по единым стандартам и правилам, а не избирательно.
Еще мы говорили о том, что ОБСЕ, объединяя 56 стран с разными традициями, менталитетом, законодательной базой, должна уважительно относиться к каждому государству, к национальным законодательным органам.
Вообще ОБСЕ первоначально создавалась на основе равноправия всех партнеров. Само название - Организация по безопасности и сотрудничеству - говорит само за себя. Но о безопасности и сотрудничестве пока в полной мере говорить не приходится. Мы помним, например, как сворачивалась в 2001 г. миссия ОБСЕ в Латвии, несмотря на так и не разрешенные серьезные проблемы с русскоязычным населением в этой стране.
Сейчас эта болезнь организации проявилась особенно ярко. Мы предупреждали, что этот нарыв прорвется. Одним из последних толчков к этому стала ситуация вокруг недавних парламентских выборов в Сербии. За ними наблюдало Бюро по демократическим институтам и правам человека и миссия ОБСЕ. Возникла парадоксальная ситуация: у ассамблеи и Бюро - структур одной организации - мнения и оценки по ходу выборов серьезно разошлись. Как будто они наблюдали за разными выборами. Значит, что-то не в порядке в "механизмах" ОБСЕ. И об этом говорили на сессии практически все.
- Интересуют ли ОБСЕ предстоящие парламентские и президентские выборы в России?
- Уже сейчас наблюдается немалый интерес к российским выборам в декабре в Госдуму и к мартовским выборам Президента в 2008 году. Наши партнеры по ОБСЕ уже интересуются вопросами международного мониторинга парламентских выборов в России. Мы пояснили, что рассмотрим этот вопрос, как только Президент России издаст указ о назначении даты выборов. Мы могли бы тогда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами приглашать международных наблюдателей.
На прошедшей сессии уже громче звучал хор недовольных тем, что в разные страны приезжает разное количество наблюдателей. В некоторых государствах, именующих себя развитыми демократиями, законом вообще не предусмотрено приглашение иностранных наблюдателей за выборами. В других только недавно были приняты законы, которые позволяют приглашать таких наблюдателей. Можно сказать, что у России интуиция срабатывает на опережение. И наша идея об установлении единых правил наблюдения за выборами, предложенная еще полтора года назад, оказалась востребованной.
- Обсуждался ли вопрос о сносе памятников в Эстонии?
- Инициатива эстонских парламентариев по сносу памятников вызвала большой резонанс. Многие говорили о том, что в Великой Отечественной войне погибали и казахи, и киргизы, и грузины, и армяне. И такой демарш с эстонской стороны, когда начинают осквернять прах павших воинов, просто недопустим. Обсуждение проходило в достаточно жестких тонах. Нас поддержали коллеги из других государств. Эстонской делегации пришлось оправдываться как нашкодившему школьнику. В первый раз я слышала от их представителей такие извинительные нотки. Они поясняли, что парламент Эстонии, наоборот, хотел издать закон о защите памятников. А то, что произошло со скандалом вокруг возможного сноса памятников, это всего лишь провокация перед выборами в Эстонии. Но ведь провокационным было как раз принятие документа эстонским парламентом.
Очень своевременно выступил наш Президент в Мюнхене на Конференции по безопасности. Судя по реакции руководителей европейских структур, было заметно, что они не ожидали такого смелого прямого заявления. Оно заставило многих задуматься.
- Любовь Константиновна, есть ли будущее у ОБСЕ?
- Отвечу одной фразой. Если эта организация не будет реформироваться, то она просто перестанет быть политической структурой, с которой считается мировая общественность.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 7 Марта 2007


Док. 298533
Перв. публик.: 07.03.07
Последн. ред.: 28.04.07
Число обращений: 650

  • Слиска Любовь Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``