В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Никитинский: ...И суда нет. Диагноз доктора Морщаковой Назад
Леонид Никитинский: ...И суда нет. Диагноз доктора Морщаковой
Бывший судья КС об особенностях российской Фемиды. Так про это еще не говорили

Тамару Георгиевну Морщакову в юридических и судебных кругах или очень уважают, или уж очень не любят. Но даже те, кто ее терпеть не может, наверное, признают, что для Конституционного суда РФ (да и для российской судебной системы в целом) судья Морщакова сделала никак не меньше, чем все три председателя КС, вместе взятые.

Разговор с Тамарой Георгиевной у нас получился предельно откровенным и долгим, часто уклоняющимся в сложные юридические и процессуальные детали (а как иначе может говорить судья?). Но без сложных юридических аргументов нельзя понять, что происходит в нашем правосудии, оценить степень серьезности и обоснованности тех опасений за его судьбу, которые высказывает доктор юридических наук, профессор, бывший заместитель председателя Конституционного суда РФ Тамара Морщакова.



- Тамара Георгиевна, для меня вы - олицетворение юриста до мозга костей. Как вы выбрали для себя эту профессию?

- Совершенно случайно. В 1953 году приятель предложил пойти с ним за компанию на юридический - я и пошла. И чем дальше я там училась, тем больше благодарила судьбу: оказалось, что именно это - мое.

- Я ведь тоже там учился, хотя и почти на двадцать лет позже. Тогда у меня было впечатление, что советское право - сплошное вранье.

- Конечно. Но меня, выражаясь языком Канта, привлекала сфера должного, а не сущего. Именно юрист должен сказать: то, что записано в законе, - неправильно, вранье. Если нормы законодательства входят в противоречие с общими принципами права, право должно ставиться выше. В 1969 году профессор Михаил Шаргородский выступил на конференции в Ленинграде с такой репликой: "Юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю "нет". Вот идея конституционного правосудия на все времена! А в то время Шаргородскому, конечно, досталось. Моим учителем в Институте государства и права АН СССР был Михаил Строгович, могучий, незапугиваемый человек. Его били за отстаивание идей состязательности в уголовном процессе и презумпции невиновности, которая тогда считалась буржуазной.

- Строговича травили еще в начале 70-х, а вы заразились его идеями. Вас тоже поставили в карантин?

- Меня? Нет. Правда, один раз мне объявили выговор. Я написала статью, которую даже приняли к публикации в советском журнале, но я решила послать ее знакомому немцу в ГДР для рецензии. Письмо не дошло - тогда рукописи вообще нельзя было отправлять за границу, даже свои собственные. И вот меня вызывает директор и говорит: "Это что такое?!". А я говорю: "А как это письмо вообще оказалось у вас в руках, ведь Конституция гарантирует тайну переписки?!".

- Значит, 1970 год. В это время советские диссиденты выступали ровно с тем же лозунгом: власть должна соблюдать собственную Конституцию, только-то и всего. Вы ощущали себя диссиденткой?

- Нет, я просто занималась правом. Мы начали делать тогда очень интересные вещи, связанные, например, с эффективностью действия норм права. В 1967 году учеными было задумано исследование, в ходе которого было опрошено 9 тысяч судей из 14 тысяч, которые тогда работали в СССР. А в 1974 году вышел двухтомник "Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок". Правда, под грифом "Для служебного пользования". Второй том по ошибке типографии вместо 1 500 издали тиражом 1 800 экземпляров. Так потом 300 лишних книг сожгли во дворе института, я помню.

- Вы всю жизнь работали в науке. А как стали судьей Конституционного суда?

- Сначала надо было еще его создать. Тут перестройка, эйфория, мы в группе Бориса Золотухина в Верховном Совете РСФСР работали над проектом судебной реформы, это было увлекательно, и нельзя сказать, чтобы вообще не дало никаких всходов. По крайней мере, Конституционный суд-то есть. Во всяком случае, пока. Первый проект закона о КС писал будущий опальный судья Сергей Пашин, но сначала этот суд мыслился как рассматривающий споры только между государственными органами. Я настояла на праве конституционной жалобы для граждан, Золотухин написал альтернативную главу о праве граждан на обращение в КС, и закон был принят в таком виде...

- Значит, нынешним правом обращаться в Конституционный суд российские граждане обязаны, в том числе, лично Тамаре Морщаковой?

- Да не Морщаковой, а, может быть, профессору Шаргородскому, которого чуть не съели в 1969 году. Ларисе Богораз обязаны, Михаилу Горбачеву. Вообще ветру перемен, который иногда вдруг начинает веять в российских мозгах. Потом, правда, куда-то пропадает или меняет направление...

- Вот к этому мы обязательно вернемся. Но как вы все-таки стали судьей КС? Допустим, вам кто-то позвонил и спросил...

- До этого мне как-то звонили и предлагали баллотироваться в депутаты, но меня политика не интересовала. А тут позвонил Золотухин и спросил, не хочу ли я стать членом Конституционного суда. Я сказала: да! Закон о Конституционном суде был принят Съездом народных депутатов РСФСР в начале лета 1991 года, а в конце лета шахраевский комитет предложил депутатам 23 кандидата на 15 (по тогдашнему закону) постов конституционных судей, из которых в несколько туров голосования прошли 13 человек. И я в том числе: я же не светилась в политике, и аллергии на меня тогда еще ни у кого не было. Вот и все.

- Наверное, в Конституционном суде вы сразу все переругались?

- Да ничего подобного! Мы были, не побоюсь высокопарных выражений, по-настоящему вдохновлены идеями правового государства, главенства Конституции, приоритета прав личности, совершенно небывалыми перспективами, которые с этих позиций открывались перед Россией. Правда, по первым же, еще не самым принципиальным решениям, сразу же начался саботаж со стороны судов и других правоприменительных органов.

- А знаменитое дело КПСС? Оно ведь ничем не кончилось?

- Оно не кончилось тем, чего бы хотелось, то есть запретом КПСС.

- Вам бы хотелось?

- Вернее так: мне, может быть, и хотелось бы запрета, но мой юридический идеализм этому мешал. Можно ли запрещать идеологию? Наверное, нет, даже если она большевистская. Идеологию надо побеждать идеологией, в том числе в рамках демократических выборов. А запретить партию может только суд, но только не конституционный, а обычный, где доказываются конкретные факты, конкретные правонарушения. Что такого суда не было, что ж - очень жаль, но это не вина КС. А может быть, и не жаль. Потому что 19 миллионов рядовых членов КПСС, хотя я к их числу никогда не принадлежала, ни в чем не были виноваты.

- Конституционный суд - это суд политический?

- Ни в коем случае. Это суд правовой. Но его решения могут стать, даже, скорее всего, обязательно становятся фактами политики. Принятие закона - политический факт? А его признание противоречащим Конституции - тем более.

- Вспомним ночь с 21 на 22 сентября 1993 года, вы не против?

- Нет, почему я должна быть против?

- Итак, Конституционный суд экстренно собрался и признал указ Бориса Ельцина No 1400 антиконституционным, а его самого - подлежащим импичменту. Вы тогда выступили с особым мнением. Сегодня, спустя 11 лет, вы стоите на том же или ваше видение событий как-то изменилось?

- Нет. Я осталась верна девизу Шаргородского: Право и Суд начинаются там, где они говорят законодателю "нет". Да, указом 1400 Ельцин фактически отменил тогдашнюю Конституцию. Но что она из себя к этому времени представляла? Чего стоила поправка о том, что Съезд народных депутатов вправе принять к своему рассмотрению любой вопрос? Ведь есть же высший принцип разделения властей. В тот момент Конституционный суд обязан был подняться над законодательством, пусть это даже сама Конституция, и судить с позиций высшего права.

- Но, может быть, своя правда была и на стороне тех, кто предостерегал против прецедента нарушения формальной Конституции? Все, что произошло дальше, начиная с расстрела Белого дома в 1993-м и заканчивая закрытием "Свободы слова" в 2004-м, - это все не есть ли следствие такого прецедента?

- Вы сейчас хотите говорить не как юрист, а как политик.

- Я сейчас хочу говорить как историк.

- А вот это, увы, вряд ли возможно. Когда первая Государственная Дума приняла противозаконное постановление о политической амнистии (а оно было противозаконным, потому что, по сути, речь шла о помиловании конкретных лиц - это прерогатива президента), то нас лишили надежных исторических источников, каким могла бы стать стенограмма суда. Если вы хотите услышать мое мнение не как судьи, а просто как человека, рассуждающего в исторической логике, то я думаю так. В случае победы Верховного Совета те тенденции, которые мы видим сегодня (я все-таки скажу осторожнее: которые мы можем увидеть через пару лет), проявились бы гораздо раньше и гораздо более злокачественно.

- Что ж, Конституционный суд после этих событий, по крайней мере, сохранил себя, вроде притих, но тихой сапой наделал немало переворотов в законах. Самая показательная линия, наверное, связана с растерзанием советского Уголовно-процессуального кодекса.

- После принятия Конституции 1993 года семь лет продолжал действовать УПК 1960 года. Он был построен на отсутствии состязательности в процессе, на придании суду роли "борца с преступностью", не было возможности обжаловать в суд решения, принимаемые на следствии, адвокат допускался только с момента предъявления обвинения... Много там было всякого, что входило в противоречие и с Конституцией, и с международными пактами о правосудии и о защите прав человека. КС все это действительно признал неконституционным и фактически поломал. Я даже придерживалась той точки зрения, что не надо было в спешке принимать новый УПК, а надо было разобраться со старым и инкорпорировать в него в виде норм все эти решения КС. Я видела, как идет работа над новым УПК, и понимала, что из-за борьбы политических и научных амбиций он может оказаться не лучшего качества. Но главная беда оказалась не в этом. Правоприменители, то есть в первую очередь судьи, не говоря уже о милиции и прокуратуре, остались прежними, их прежний менталитет держит их в рамках того, старого, по сути инквизиционного процесса. Сегодня они саботируют наиболее важные и либеральные положения уже нового кодекса. И нередко во главе этого процесса стоят, увы, наши коллеги из Верховного суда Российской Федерации.

- Что вообще происходит с судами общей юрисдикции?

- На мой взгляд, не столько даже суды, сколько судьи (а это самое главное, ведь дело решает конкретный судья), к сожалению, не стали независимыми. Посмотрите на принцип "пожизненного" назначения судей, чего мы так добивались в ходе судебной реформы и что является единственной надежной гарантией их подлинной независимости. Сегодня судью назначают сначала на срок в 3 года и только затем - "пожизненно". В КС по жалобе конкретного судьи рассматривали эту норму и сделали вывод, что это надо толковать как особый испытательный срок. Это значит, что если по истечении трех лет судье отказывают в пожизненном назначении, то, с одной стороны, ему должны быть сообщены соответствующие аргументы. С другой стороны, такой отказ в назначении может быть обжалован опять же в суд. В реальной жизни ничего подобного! Просто председатель не представит на утверждение: до свидания - и никаких аргументов. Если сначала требование 3-летнего испытательного срока распространялось только на судей районного уровня, то теперь оно распространено и на судей субъектов Федерации. Представьте себе положение судьи-"трехлетки", который полностью зависит от председателя суда. За три года его вымуштруют или, в крайнем случае, выгонят. Какая независимость? Мы не то что не боремся со старым судейским чиновничьим менталитетом - мы создаем среди новых судей новый чиновничий менталитет.

В свою очередь председатели судов назначаются на 6 лет, они зависят от председателей вышестоящих судов. Ведь именно председатели обращаются в квалификационные коллегии судей (в том числе ВККС), а коллегии делают все, что "рекомендуют" председатели судов. С жалобами на судей в квалификационные коллегии идут не граждане, чьи права нарушены, а вышестоящие судейские чиновники. В Думе уже лежит проект о включении в составы квалификационных коллегий председателей судов и их замов, что раньше было прямо запрещено законом. Карьера, материальное благополучие, судьба судьи зависят от того же лица, которое в вышестоящей инстанции может пересмотреть его решение. Выстроена судебная вертикаль, и это конец судебной власти, исчезает фигура независимого Судьи с большой буквы.

Расплата за это может прийти и с самой неожиданной стороны, например из Страсбурга. Европейский суд по правам человека не признает решения судов, если в том или ином конкретном деле суды и судьи не проявляют себя как независимые, автономные и заслуживающие общественного доверия. Чего же нам ждать?

- Вы упомянули об опыте Страсбургского суда, вы часто ссылаетесь на международно-правовые стандарты. Стал ли в этом смысле КС России "окном в Европу", сквозь которое к нам просачивается международное право?

- Не до такой степени, как мне бы хотелось. Довольно часто КС ссылается на нормы международного права, особенно о защите прав человека, но делает это только в мотивировочной части своих решений, а я считаю, что надо опираться на них и в части резолютивной. Тем более что Конституция закрепляет принцип приоритета международного права над национальным.

Продолжая разговор о Страсбургском суде, надо сказать, что у них, как и у нас, возникают и будут возникать проблемы с исполнением решений. Не в смысле штрафных санкций, применяемых к государству на многие тысячи долларов, а в смысле предупреждения нарушений таких же прав в будущем. В том числе такие проблемы возникают и в России. Я считаю, что одним из механизмов их решения может стать обращение Страсбургского суда в Конституционный суд РФ. В законе о КС записано, что он рассматривает запросы других судов. Страсбургский суд в этом смысле точно такой же, как какой-нибудь наш районный, поэтому и его запрос о непригодности какого-то конкретного закона является допустимым. Пока это мои собственные фантазии, к этому еще не готовы ни у них, ни у нас. Но это был бы важный вклад России в дела Совета Европы.

- Прокомментируйте, пожалуйста, слухи о переезде трех высших судов в Санкт-Петербург.

- А что комментировать? Все зависит только от воли, которая никакими соображениями целесообразности не определяется. Могу лишь сказать, имея в виду возможный набор нового аппарата высших судов из юристов Санкт-Петербурга, что ленинградская школа процессуального права всегда была достаточно реакционной. Реакционнее, чем свердловская, саратовская, не говоря уже о московской. Так, многие ее представители утверждали и продолжают утверждать, что адвокат вправе занять позицию, отличную от позиции его подзащитного. Например, подсудимый говорит, что невиновен, а его адвокат настаивает на виновности и просит снисхождения. Потому что защитник в суде выполняет-де публичные функции, которые перевешивают интересы конкретного лица. Чушь в смысле принципа состязательности в процессе. Но это так, для примера...

- Вы очень внятно и страшно изобразили опасности, которые угрожают судам общей юрисдикции. А об угрозах Конституционному суду вы готовы говорить?

- Не только говорить - кричать готова. Когда в 1994 году мы писали проект закона о КС, в последних главах были специально прописаны гарантии статуса судей, в частности их материального обеспечения. В прессе и в Государственной Думе поднялся страшный шум. В результате прерогатива решения материальных вопросов, таких как "квартирный" или вопрос повышения заработной платы для судей КС, оказалась в руках исполнительной власти. Вот как это выглядит. Указ президента о серьезной надбавке к заработной плате судьям КС (что давно было необходимо сделать) пришел ровно накануне перевыборов его председателя в феврале 2003 года. Но это уже был просто плевок в лицо, который не возымел ожидаемого кем-то эффекта: результат вы помните...

Угрозы независимости КС уже реализованы по линии законодательной власти. 15 декабря 2001 года принята новая редакция статьи 80 Конституционного закона о Конституционном суде РФ, где говорится об обязательной силе и исполнении его решений. Поправка, на первый взгляд, не только невинная, даже "прогрессивная". Смысл ее заключается в том, что отныне (в прежней редакции этого не было) после признания КС той или иной нормы закона не соответствующей Конституции, законодательные органы обязаны привести закон в соответствие с решением КС. Но как это теперь трактуют сам законодатель и правоприменители? А так, что, пока поправка не внесена, решение КС можно не выполнять. То есть оно лишается той самодостаточности, на которую прямо указывал раньше не только закон о КС, но и сегодня указывает Конституция. А чего стоит запрет официальной публикации одновременно с основным решением особых мнений отдельных судей? Или непрекращающиеся разговоры об объединении - путем принятия законодательного решения - трех высших судов под одной крышей?

Но что меня сейчас беспокоит больше всего - это подбор кадров в состав судей Конституционного суда. Я говорю об общеизвестном, но благополучно забытом. В Законе о КС прямо записано, что судьями должны назначаться люди, "обладающие признанной высокой квалификацией в области права". То есть это должна быть элита, способная принимать решения с позиций высших принципов права. Раньше такой критерий отбора все же соблюдался, несмотря на острейшую политическую борьбу вокруг каждой кандидатуры. Я даже не буду говорить о назначенных судьях, назову нескольких отвергнутых Советом Федерации: Михаил Краснов, Михаил Федотов, Валерий Савицкий, Анатолий Венгеров, Сергей Вицин...

А теперь возьмите процедуру нынешних назначений. Кем оцениваются ученые труды кандидатов? Ну, пусть не труды, но какие-то правовые Поступки (с большой буквы)? Чем именно доказывается их признанный авторитет в области права? Существует ли конкурс, если кандидаты представляются Совету Федерации в единственном экземпляре? И это конкурс каких именно качеств? Что знает обо всем этом гражданское общество, да и то же самое судейское сообщество?

- Может быть, это как у Стругацких в "Трудно быть богом": "Нам не надобны умные, нам надобны послушные"?

- Это было бы гибельно для Конституционного суда и правосудия.

- Вы вообще о чем-нибудь думаете, кроме проблем права, процесса и суда? Чем-нибудь увлекаетесь?

- Ну почему же, я театр люблю, концерты, поэзию, цветы... Я увлекаюсь, например, дизайном. Дома, в саду - где придется - я сама себе дизайнер.

- Тамара Георгиевна, вас любят или не любят в Конституционном суде?

- Не знаю. Конечно, всякий человек по-человечески хочет, чтобы его любили. И это мне, конечно, не все равно. Но какой ценой? Для меня всегда было важнее - услышат меня или нет.

19.07.2004
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/51/16.html



Док. 298471
Перв. публик.: 19.07.04
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 210

  • Никитинский Леонид Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``