В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Никитинский: Показания взяткодатчиков Назад
Леонид Никитинский: Показания взяткодатчиков
Подполковник Игнатов оправдан судом. Мосгорпрокуратура проиграла

В сентябре прошлого года (см. "НГ" No 67) "Новая" писала о суде над подполковником Московского ЦРУБОПа Михаилом Игнатовым. В том числе мы рассказали, что взятка в несколько десятков тысяч долларов, которую Игнатов якобы получил от известного тренера по фигурному катанию Елены Чайковской за освобождение от уголовной ответственности ее сына, не нашла подтверждения в суде. Приговором Московского городского суда по эпизоду о взятке Игнатов оправдан, но осужден на три года по другим эпизодам за превышение служебных полномочий. В общей сложности он провел в заключении 2 года и 8 месяцев.

Прокуратура Москвы потребовала опубликовать ответ следователя по особо важным делам Т.А. Лучкиной на нашу публикацию. Между тем под самый Новый год Игнатов был досрочно освобожден из "Матросской Тишины". Мы публикуем выдержки из ответа прокуратуры Москвы, версию происшедшего с точки зрения Михаила Игнатова и краткий комментарий редакции.



Ответ прокуратуры (публикуется с сокращениями)

"...Сведения, изложенные в статье, во многом не соответствуют действительности... Так, Л. Никитинский указал, что "центральный эпизод обвинения, предъявленного Игнатову М.В. о вымогательстве им взятки от Елены Чайковской, "рассыпался в пух и прах"...

Обвинительным приговором установлено, что преступными действиями Игнатова Чайковской причинен материальный вред на сумму 150 тыс. долларов, которые по требованию Игнатова она была вынуждена передать Тростенцову Е.В. за освобождение ее сына... Оценив собранные доказательства, суд не усомнился в том, что вымогательство и передача денег продолжались, однако счел недоказанным факт участия в этом Игнатова...

Игнатову было предъявлено обвинение в совершении 9 эпизодов превышения должностных полномочий... сопряженных с причинением телесных повреждений, подбрасыванием оружия и боеприпасов. Все вмененные следствием эпизоды нашли подтверждение в суде...

Общий тон статьи Никитинского... оскорбляет честь и достоинство как прокуратуры в целом, так и конкретных должностных лиц, подрывает их деловую репутацию...".





Версия Михаила Игнатова

- Михаил Вячеславович, не все наши читатели помнят фабулу дела, поэтому мы просим вас еще раз рассказать об эпизоде со "взяткой".

- В апреле 2001 года мне позвонил помощник депутата Государственной Думы и попросил принять бизнесмена Евгения Тростенцова. Тростенцов рассказал, что за девять месяцев уплатил 150 тыс. долларов, как он считал, для передачи во фракцию "Единство".

Посредниками в передаче денег были некие Игорь Новиков и Денис Вороненков. Однако, когда возникли реальные сложности, контакты в Думе оказались бесполезными, а посредники потребовали еще 10 тыс. долларов для передачи "во фракцию".

Я попросил Тростенцова написать заявление, доложил о нем руководству ЦРУБОПа и получил "добро" на проведение оперативного эксперимента. Мы оборудовали кабинет Тростенцова средствами аудио- и видеозаписи, записали номера купюр, которые он должен был передать Новикову и Вороненкову. В назначенный срок посредники явились за деньгами, которые были им переданы. В ходе откровенного разговора посредники упоминали не только депутатов Государственной Думы, но и губернаторов, министров и других.

- В прошлогодней заметке мы цитировали расшифровку этой беседы (запись производилась на законных основаниях). По вашему ощущению, те связи, о которых говорили Новиков и Вороненков, действительно существовали?

- Когда я наблюдал за беседой с помощью специальной аппаратуры, мне показалось, что Новиков и Вороненков блефуют. На этот вопрос могло бы более точно ответить следствие, но в результате обвинения меня самого во взятке действия посредников так и не получили правовой оценки. Мне представляется, что они должны нести ответственность как минимум за мошенничество. Кроме того, при задержании Новикова и Вороненкова с десятью тысячами долларов у них из портфелей посыпались удостоверения государственных и правоохранительных органов, многие из них оказались фальшивыми - это еще один состав преступления.

Новикова и Вороненкова привезли в ближайшее отделение милиции, куда приехала следственная группа. Туда же подъехал некто Георгий Асюнин, который представился как бывший сотрудник группы "Альфа" и завел со мной разговор о возможности освобождения задержанных. Я объяснил, что это от меня уже не зависит. Асюнин продолжал крутиться рядом, я видел, как он разговаривал с одним из понятых - Александром Сидоровым. Через три дня органы прокуратуры освободили Новикова и Вороненкова под подписку о невыезде. К этому моменту я уже знал, что Новиков приходится сыном известному тренеру по фигурному катанию Елене Чайковской.

Вскоре мне позвонил понятой Сидоров и стал что-то плести о деньгах, которые он якобы должен мне передать. Я доложил руководству и назначил Сидорову встречу у проходной ЦРУБОПа. Как стало понятно в ходе встречи, она была подготовлена Управлением собственной безопасности МВД, задача Сидорова была в том, чтобы передать или, в крайнем случае, просто сунуть мне в карман пакет с деньгами. Я попытался его задержать. Тут вмешались сотрудники УСБ, а меня поддержали коллеги из ЦРУБОПа. После этой короткой потасовки я поднялся к руководству ЦРУБОПа и обо всем доложил.

Меня вызвали в прокуратуру, где после допроса задержали по обвинению в подстрекательстве к даче взятки со стороны Елены Чайковской.

- Вы когда-нибудь имели контакты с Еленой Чайковской?

- Никогда, даже по телефону. Возможно, она в самом деле передала кому-то какие-то деньги. Лучше всех об этом должен знать Асюнин: он дал показания на суде, что будто бы получил у Чайковской 150 тыс. долларов и якобы передал их Тростенцову. Тростенцов это опровергает. Действительно, от него уже ничего не зависело, так же как и от меня.



Комментарий редакции

В ответе прокуратуры Москвы не содержится сведений, которые опровергали бы нашу предыдущую публикацию, а также версию Игнатова. Как бы ни спорили прокуроры, но в части взятки суд не нашел убедительных доказательств участия Игнатова и вынес в отношении него оправдательный приговор.

Оправдав подполковника Игнатова в части взятки, суд вынес в отношении него обвинительный приговор в части превышения служебных полномочий по другим делам. "Новая газета" вовсе не утверждала обратного. Сейчас Игнатов пытается доказать отсутствие в своих действиях состава преступления также и по этим эпизодам, мы желаем ему в этом успеха.

На наш взгляд, вместо того чтобы спорить с газетой по поводу Игнатова, прокуратуре следовало бы еще раз (после нескольких попыток прекращения дела и возобновления следственных действий по нему) обратить свое внимание на наличие состава преступления в действиях Новикова и Вороненкова. Для убедительности мы еще раз процитируем расшифровку записи разговора, который был записан в апреле 2001 года:

"ТРОСТЕНЦОВ: Да, то, что заплатили туда, занесли... Ты мне говорил, что Грызлов сейчас не может встретиться с нами, поручил Францу (Клинцевичу. - Л.Н.). С Францем мы встретились, он мне дал визитку...

НОВИКОВ: Надо просто думать и выделять фонд на решение этих вопросов. Сейчас они все это пропихивают, а потом с этой суммы можно будет что-то выделять ежемесячно. Там администрация, правительство, там контрольно-ревизионное управление, ФСБ, менты...

ВОРОНЕНКОВ: На сегодняшний день у нас есть отношения с Клинцевичем и Грызловым по-любому.

НОВИКОВ: Эти деньги мы отдали, они все пошли на х... Эти шестьдесят, которые им на двоих, мы их отблагодарили, теперь какие-то вещи будут делать за бесплатно. То есть, поскольку эти деньги взяты...".

Мы полагаем, что, например, у бывшего министра внутренних дел, а ныне спикера Государственной Думы Бориса Грызлова, чье имя так часто употребляли в цитированной беседе Новиков и Вороненков, достаточно возможностей, чтобы потребовать у прокуратуры Москвы поставить точку в этом деле.

29.01.2004
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/06/23.html



Док. 298459
Перв. публик.: 29.01.04
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 258

  • Никитинский Леонид Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``