В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Земельный призрак Назад
Владимир Исаков: Земельный призрак
Выводы делайте сами...

Итак, это произошло. 7 марта 1996 года Б.Ельцин подписал давно обещанный указ "О реализации конституционных прав граждан на землю", которым объявил свободную, без ограничений, куплю-продажу земельных долей.

Остановимся сначала на вопросе, который "на скорости" проскакивают практически все комментаторы президентского указа - его несоответствии Конституции.

Статья 36 Конституции Российской Федерации устанавливает: "Условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА". Такого закона - Земельного кодекса - пока нет. Прежний Земельный кодекс был практически полностью приостановлен указами президента еще в 1993 году. Новый - принят Государственной Думой пока только в первом чтении. Совершенно очевидно, что Б.Ельцин НЕ ИМЕЛ ПРАВА подписывать указ по вопросам, которые, согласно Конституции, могут быть урегулированы ТОЛЬКО ЗАКОНОМ.

Эка невидаль - можно возразить. - Да мало ли президентских указов, которые в той или иной степени противоречат Конституции?

Увы, это так. Нарушения Конституции и законов президентскими указами вошли в систему, стали повседневной практикой. Но в данном случае последствия могут быть особенно разрушительными. Ведь речь идет об имущественных интересах миллионов людей, заинтересованных в той или иной степени в земельной собственности, в том, чтобы получить ее по закону.

Людям как бы говорят: берите участки в собственность, владейте, продавайте. Но имейте в виду: это незаконно. Переизберут президента - ваша собственность останется в ваших руках. Не переизберут - могут отобрать. Выводы делайте сами...

Ложь, обман, лицемерие - вот на какой основе формируются "полки" сторонников нынешнего президента! Превратить миллионы людей в соучастников беззакония, чтобы "повязать" их с нынешним режимом - до этого же надо было додуматься!

Двойной обман

Указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" пропитан иезуитством, напичкан скрытыми и тщательно замаскированными "ловушками". Для наглядности имеет смысл сравнить и сопоставить его с имеющимся в нашем распоряжении первоначальным проектом, раскрывающим цели принятия указа более откровенно.

Пункт 1 проекта предусматривал, что "земельные участки, находящиеся у граждан в пожизненном наследуемом владении, пользовании и аренде сверх установленных предельных размеров и используемые ими до 1 января 1991 г. для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного и дачного строительства, закрепляются за ними в собственность бесплатно".

Представляю себе радость граждан, которым простым росчерком президентского пера расширены земельные участки. Причем, бесплатно! Но посмотрим на проблему с другой стороны. Собственности, как известно, "ничьей" не бывает. И если кому-то что-то "закрепляют в собственность", то у другого (или у других) эту собственность соответственно "изымают".

За чей счет сделал свой подарок президент? Чью собственность конфисковал указом - государственную, муниципальную, частную? Почему не поинтересовался мнением субъектов Российской Федерации, тоже имеющих права собственности на землю? И на каком основании он изъял собственность без суда, без согласия собственника, своим волевым односторонним решением? Мыслимо ли подобное в правовом государстве?

Понимая ущербность предлагаемого решения, авторы указа решили поступить хитрее: вместо "закрепления в собственности" ограничились туманной формулировкой "участки... сохраняются за гражданами в полной мере". А нарушить закон и права собственников предложили... Правительству и Государственной Думе: "Правительству Российской Федерации в месячный срок внести в Государственную Думу... проект федерального закона о бесплатном закреплении в собственности граждан указанных в настоящем пункте земельных участков".

Великолепный бюрократических ход! Президент вроде бы и принял решение, но депутаты-де опять "волокитят", не принимают нужного закона. Одним словом, опять "мешают" президенту!

Даже "демократические" органы печати, с восторгом и упоением поддержавшие указ, обратили внимание на одну его деталь: указ предполагает закрепить в собственность "сверхнормативные" наделы земли под приусадебными, садово-огородными, дачными участками, но лишает этой льготы тех, кому она необходима больше всех - фермеров. Несколько гектаров под "генеральской дачей" - пожалуйста, в бесплатную собственность, расширить фермерский участок - нет, не положено. Так выглядит сегодня "социальный заказ".

...Припоминаю, как в декабре 1992 года, Верховный Совет Российской Федерации принял два популистских закона. Один - "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" - он якобы "гарантировал" право граждан на земельный участок и его продажу, другой - "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" - дал право на бесплатную приватизацию квартиры без ограничения размера жилплощади.

Прошло четыре года - каковы результаты? Что из обещанного выполнено? Как оценивает общество эти законы? Восторгов что-то не слышно. Тем не менее, ситуация повторяется "один к одному": не имея возможности реально помочь своим согражданам, Б.Ельцин бросает им (на самом деле, больше делает вид, что бросает) кусок земельной собственности, отнимая ее у тех, кто не знает своих прав или не в состоянии их защитить.

По новому кругу?

Пункт 3 указа предусматривает обязательную выдачу членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам - собственникам земельных долей, свидетельств на право собственности на земельные доли. Правительству предписано "обеспечить заключение в течение 1996 года договоров пользователей земельных участков независимо от форм собственности со всеми собственниками земельных долей". Органам исполнительной власти поручено "проводить разъяснительную работу среди сельского населения о правах собственников земельных долей и способах их использования".

Это что же, вновь "великий передел"? Массовое перезаключение договоров хозяйств с миллионами собственников долей? Выходит, что так. И как кстати - как раз накануне весеннего сева! Руководители хозяйств пожимают плечами: формально мы даже не имеем права вывести трактора в поле, потому что нет никакой уверенности, что собственник не выдернет из хозяйства свою долю.

И опять видим, что проект указа был прямее и откровеннее, чем принятый указ. В проекте вопрос дожимался "до упора" - предусматривалось, что тот, кто не использует свое право и не востребует земельную долю, теряет на нее право. В окончательном варианте это положение смягчили, подпустили туману: "Указанные сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с... положениями настоящего Указа с учетом ранее принятых обязательств собственниками земельных долей".

С трудом, но все же понимаю паталогическую ненависть нынешнего президента ко всему, что напоминает о социализме, советах, колхозном строе. Да, еще остались кое-где "недотоптанные" сельские кооперативы, бередящие его воспаленную, истово поверившую в капитализм коммунистическую душу. Но ведь основной удар его разрушительного указа обрушится уже на новые хозяйственные формы - товарищества и акционерные общества, возникшие в полном соответствии с предыдущими указами президента и новым Гражданским кодексом! Именно там начнется "по новому кругу" передел паев и долей! Кому понадобилась еще одна разрушительная перетряска в аграрном секторе? Какая вообще нормальная хозяйственная жизнь может развиваться в этих условиях?

Понятно, что это решение не случайно. Его цель - одним ударом развалить существующие хозяйственные структуры, заставить собственников выбросить на рынок свои земельные доли и запустить на этой основе в широких масштабах куплю-продажу земли. Дикий, немыслимый "рыночный эксперимент", который, это очевидно, может обернуться для страны подлинной экономической катастрофой.

Кто купит?

Согласно пункту 4 указа, собственник вправе передать долю по наследству, купить, продать, подарить, заложить, использовать для ведения личного подсобного хозяйства, изъять ее из уставного фонда сельскохозяйственной организации, обменять на имущественный пай или долю в другом хозяйстве, причем вправе сделать это "без согласия других участников долевой собственности".

Кто реально выступит покупателем этого "имущества"? В указе нет никаких ограничений. По смыслу указа, в качестве покупателей земли могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства. Таким образом, сбылась мечта башмачниковых, черниченок и прочих "московских комсомольцев" - землей разрешили торговать за валюту!

Только вот кто купит? В отличие от наших политических инфантилов, которые, принимая решение, не думают об отдаленных последствиях, западный покупатель разборчив и вряд ли бросится скупать в больших объемах "нелегитимную собственность", созданную неправомерными решениями шатающегося режима.

"Локомотивы" реформ

Получение земельной доли и свидетельства на нее - это, конечно, лишь призрак собственности. Можно ли получить земельный участок в натуре? Да, конечно, указом это предусмотрено, но и здесь вас ожидает преоригинальный "сюрприз": местоположение земельного участка определяется в месячный срок ПО СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ.

Как это будет выглядеть практически? Двести, триста, шестьсот "собственников" будут договариваться между собой о местоположении их земельных участков? Никогда не договорятся, скорее, схватятся на меже. В этом случае подключается районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, за которым и будет последнее слово.

Смысл этой схемы, как можно догадаться - исключить из процесса распоряжения землей руководителей действующих хозяйств, заинтересованных в сохранении производства, вбить клин между ними и районной номенклатурой.

Пункт 7 указа дает право руководителям и специалистам "сельскохозяйственных органов" в центре и на местах, органов местного самоуправления, а также другим руководителям и специалистам, проработавшим в сельскохозяйственных организациях не менее 5 лет, получить в собственность бесплатно земельные участки на условиях, предусмотренных для сельских товаропроизводителей. Словом, себя не обделили. Вот кто станет "локомотивами" очередного этапа "рыночных реформ" в сельском хозяйстве!

Чубайса нет, но дело его живет!

Итак, устав искать "консенсус" между сторонниками и противниками неограниченной купли-продажи земли, Ельцин наплевал и на Конституцию, и на законы, и на Договор об общественном согласии - и "пошел на радикальные решения". В его указе можно выделить два отчетливо различающихся аспекта - экономический и политический.

С экономической точки зрения задача указа - на основе тотального разрушения существующих хозяйственных структур запустить в аграрном секторе "сверхрадикальную" рыночную реформу, которая (это вынуждены признать и сами "реформаторы") полностью себя исчерпала и дискредитировала в промышленности. Рынок в очередной раз должен "сам собой" все поставить на место. На этот раз - рынок земли.

Политическая цель указа - продемонстрировать Западу "решимость продолжать реформы", поманить граждан в очередной раз призраком "наделения собственностью" и на этой основе согнать под свои знамена колеблющуюся часть электората. В случае провала указа (а это вполне реально) - иметь повод обвинить оппозицию в "сопротивлении реформам" и вступить с ней в жесткую конфронтацию, возможно даже силовую, мобилизовав для этого наиболее агрессивную часть общества, заинтересованную в продолжении "тотальной растащиловки".

Бывший "демократ" Ельцин решил сыграть "по-крупному". Один за другим он воспроизводит признаки "красного дракона", с которым обещал бороться по гроб жизни. Такова диалектика истории.

9 марта 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/67/1/Земельный%20призрак.htm


Док. 298396
Перв. публик.: 09.03.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 357

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``