В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Приватизация будущего Назад
Владимир Исаков: Приватизация будущего
Кто стреляет в прошлое...

Итак, оно состоялось. Третье и, видимо, последнее послание Бориса Ельцина к стране в качестве президента Российской Федерации. Послание делится на три главы - прошлое, настоящее, будущее - которые не так то просто отличить друг от друга, поскольку все они напоминают многократно слышанное и читанное.

Неслыханные "подвиги" и выдающиеся "победы" сияют особенно ярко на фоне черноты ночи и непроглядного мрака. Поэтому одна из главных задач послания - убедить будущих читателей и слушателей, что вся предшествующая "доельцинская" история - сплошной, непроглядный, непроницаемый мрак.

"В конце 1991 года - уверяет Б.Ельцин в речи перед депутатами - страна находилась на грани экономической катастрофы и банкротства. Только энергичные, решительные шаги могли спасти положение".

"Нарастал хаос. Страна стояла на краю пропасти" - драматически провозглашает он в президентском послании.

В чем состоял этот кризис и откуда он взялся?

Одно из центральных лобовых обвинений предыдущему строю выписано в духе Егора Тимуровича Гайдара: "талоны" - тогда противопоставлены "полным прилавкам" - сейчас.

Не собираюсь быть певцом-защитником талонов и колбасы по два двадцать. Но припоминаю, что Ельцин в бытность свою секретарем свердловского обкома отнюдь не был критиком и гонителем талонной системы. Напротив, расширял и совершенствовал, ежедневно интересовался состоянием "товарного наполнения".

Само противопоставление "талонов" и "полных прилавков" взято, если задуматься, из тех благословенных обкомовских времен, когда наличие товара на прилавках само по себе являло достаточное доказательство благосостояния и процветания. В рыночной системе, как известно, все иначе. Забитые товарами прилавки (да и то только в столицах и областных центрах) свидетельствуют не столько о росте благосостояния, сколько об узости внутреннего рынка и нижайшей покупательной способности населения.

По данным статистики, реальная заработная плата в России за пять "реформенных" лет сократилась примерно в три раза. Примерно во столько же - производство мясомолочных продуктов. Средний рацион питания россиянина с 3550 килокалорий в 1990 году снизился до 2550 килокалорий в 1995 году (летальным уровнем считается - 1500). И налицо результат: средняя продолжительность жизни мужчин за это время снизилась на 7 лет, женщин - на 4 года. Такова оборотная сторона "полных товарами прилавков".

"Дефицит торгового баланса вырос в 1991 году до 10 миллиардов долларов" - утверждается в послании #8722; "Ныне все наоборот - торговый баланс уже не первый год положительный". Однако прекрасно известно, какой ценой достигнут этот результат - за счет расширенного вывоза энергоресурсов и сокращения государственных закупок для населения, в том числе самого необходимого - лекарств.

Глухим барабанным рокотом проходит в послании тема внешней задолженности: "Внешняя задолженность СССР на начало 1992 года достигла 64,3 миллиарда долларов". И скромно умалчивается о том, что за время "реформ" она продолжала расти рекордными темпами, увеличившись более чем в 2,5 раза.

СССР ставится в вину "хищническое использование земель, вод, лесов, полезных ископаемых, которое в ХХ веке не могло себе позволить ни одно считающее себя цивилизованным общество". Увы, такое государство есть - это нынешний режим, бьющий все мыслимые рекорды хищнической эксплуатации природы, превративший Россию в зону экологических катастроф.

Время, назад!

Очень своеобразно, если не сказать более, интерпретируются в послании причины и условия распада СССР. В сокращенном пересказе дело выглядит так.

Борису Ельцину, пришедшему к власти, досталась полностью обанкротившаяся экономика, не имевшая выходов из системного кризиса. Да, конечно, предприятия работали, обеспечивая полную занятость населения и достаточный по европейским меркам уровень жизни, в отдельных областях СССР был даже лидером научно-технической революции, но на большее средств уже не хватало. А все дело в том, что старались сохранять военный паритет с "миром капитализма" и поддерживать "прогрессивные силы" по всему миру. (Читай: если бы пали перед "миром капитализма" на коленки, все было бы в порядке).

Неудачи в сфере экономики подтолкнули СССР к демократизации и гласности. (Тебе, Горбачев!). Но в результате стало еще хуже. В республиках Союза стали набирать силу местные руководители, компенсировавшие слабость союзного Центра. Пользуясь тем, что союзное руководство топталось на месте, они "частично развалили" государственный механизм.

Запоздалым ответом союзного Центра явился ново-огаревский процесс. (Безнадежная попытка поделить власть мирно, за столом переговоров). Не вышло. "Местные руководители" делиться властью не пожелали. ГКЧП было отчаянной попыткой скрепить Союз силой. Результатом действий путчистов (алчные до власти "местные руководители" здесь, конечно же, уже ни при чем) стало полное исчезновение каких-либо возможностей сохранения СССР.

Советский Союз взорвала "бомба замедленного действия" - принцип "самоопределение вплоть до отделения", заложенный при его основании. (Брошенный Ельциным лозунг "берите суверенитета, сколько сможете проглотить", по-видимому, не при чем).

Далее следует настолько замечательный текст, что пересказывать его бессмысленно, можно лишь процитировать дословно: "Провозглашение государственного суверенитета России... парализовало саму возможность использования Российской Федерации в качестве плацдарма в силовой борьбе с другими республиками и вместе с тем открывало путь к сохранению Советского Союза на принципиально новой основе".

Вот это да! Протрите глаза и прочитайте еще раз: оказывается, что в Беловежской пуще не развалили, а СОХРАНИЛИ Советский Союз!

Иного не дано?

Президентское послание вполне можно использовать как учебное пособие по политической мифологии. Разделавшись на двух десятках страниц с "ужасным", "прогнившим", "тоталитарным" коммунистическим режимом, он приступает к созданию следующего мифа - о рожденном в мучительных раздумьях "пути реформ", которому не было и нет реальной альтернативы.

Для этого на страницах послания конструируются две другие умозрительных "альтернативы" - исключительно для того, чтобы сбить их, как глиняные тарелочки, одним метки выстрелом: "Что можно было делать в создавшихся условиях? Различные политические силы предлагали обществу три варианта: вернуться к командно-административной системе; постараться провести реформы под жестким государственным контролем; положиться в большей степени на силу российского общества, на формирующиеся рыночные отношения и демократию".

Естественно, под мудрым руководством нынешнего президента было выбрано единственно правильное решение: "Стратегия заключалась в том, чтобы в условиях недостаточности рычагов государственного управления использовать энергию формирующихся рыночных институтов и стимулов, опереться на основной потенциал зарождающейся демократии - гражданскую ответственность людей и первые проявления свободной самоорганизации общества".

Находясь тогда в эпицентре российской политики, я, честно говоря, никакой особенной стратегии не заметил. Скорее наоборот: отпуск цен, провозглашение свободы торговли и внешнеэкономической деятельности, приватизация - все это делалось безо всякой подготовки, без формирования законодательной базы, наобум. Заявлялось, подписывалось, а затем многократно исправлялось и корректировалось уже на ходу. Как приятно узнать задним числом, что в этом была "глубоко продуманная стратегия"...

А между тем, авантюрным реформам были, да и сейчас еще не исчерпаны до конца, действительно реальные альтернативы. Кропотливое выращивание частного сектора в экономике - на собственной основе, а не путем ускоренного разваливания государственных предприятий. Сочетание государственного планирования и новых рыночных институтов. Постепенная, с соблюдением принципа справедливости, приватизация. Поиск общественного консенсуса, а не все новых и новых "врагов". Наконец, строгое соблюдение законности в процессе преобразований.

Именно такой путь реформ Ельцин обещал народу с высоких трибун. Именно о нем он вновь вспомнил сейчас, когда проложенный им "курс реформ" завел в глухой тупик.

Эх, дубинушка, ухнем!

Важнейшая задача, которую, по мнению Б.Ельцина, пришлось решать на пути "реформ" - восстановление российского государства. И здесь вновь не обойтись без сокращенного пересказа отдельных страниц президентского послания.

Итак, стремительно нарастал хаос, страна стояла на краю пропасти. Умеренные реформы в рамках законности не могли осуществляться, потому что государства в полном смысле слова уже не было. Не было властных механизмов, способных претворять директивы в жизнь. Любые пожелания российской власти не стоили и листа бумаги, на котором они написаны. (Вот ведь до чего успели докатиться!)

Правовую основу российской государственности к началу 1992 года составляло "лоскутное одеяло", в центре которого находилась "штопаная Конституция".

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли два несовместимых начала. Одно - новое. Его олицетворяла президентская власть, представлявшая собой пример подлинного федерализма, разделения властей и ответственности перед обществом. Другое - старое. Его воплощала в себе система Советов (КПСС к этому времени уже разогнали), построенная "по иерархическому принципу", сконцентрировавшая в себе монополию на власть и безответственность перед обществом. Разумеется, реформаторы сосредоточились в первых, в назначенных президентом органах исполнительной власти, а контрреформаторы - во вторых, в избранных народом Советах.

К сожалению, прежняя Конституция не давала президенту права "нормального" роспуска представительных органов власти, поэтому пришлось пойти на "крайние меры" и нарушить "отдельные положения" прежней Конституции. Но перед этим президент по максимуму пошел навстречу своим политическим противникам. Предложил им антиконституционное "конституционное соглашение", продавил под угрозой переворота апрельский референдум 1993 года, созвал "конституционное совещание". Все даром! Чем больше шагов делалось навстречу, тем наглее и ожесточеннее становилось сопротивление. Поскольку инфляция не прощает нерешительности, президент был вынужден принять "трудное, но неизбежное решение".

Следующий пассаж опять привожу дословно. В речи перед депутатами президент произнес его с подъемом, а в печатном тексте послания он выделен жирным шрифтом: "Да, нам трудно, политические и экономические преобразования еще не дали ожидаемого и ощутимого для большинства людей результата. Но нельзя не признать - это первые в истории России преобразования такого масштаба, осуществляемые без подавления и уничтожения политических противников".

Вот так. "Белый дом" почистили от копоти. Танковые пробоины кое-как залатали. Погибших тайно похоронили. И выясняется, что никакого "подавления и уничтожения политических противников" не было и в помине.

Призрак распада

В числе проблем, к которым Ельцин неоднократно обращается на страницах своего послания - опасность распада Российской Федерации. Она рисуется самым драматическим образом: "Стране грозил либо неуправляемый распад, либо военные столкновения при попытках сохранить Союз силой, которые привели бы к последствиям более страшным, чем в Югославии".

Затем тревога усугубляется: "Вспомним, с какими настроениями и ожиданиями встречали граждане России 1992 год. Были оптимисты: вот, победили тоталитаризм, сейчас дадим всем экономическую свободу, и все станет замечательно. Но так думали немногие. Гораздо чаще говорили о разного рода катастрофах. С тревогой ждали краха России, территориального распада, межнациональных конфликтов, прочили голод в замерзающих городах. Все эти угрозы были реальными".

Но вслед за этим читателя, уже вцепившегося в ручки кресла, ждет просветленный, успокаивающий финал: "Сегодня можно уверенно утверждать, что прогнозы катастрофического распада Российской Федерации не оправдались".

Не могу разделить этого оптимизма. Пять лет правления нынешнего президента сопровождались постоянными и крайне опасными рывками в национально-государственной политике. Сначала - Федеративный договор, точнее, три договора, поспешно заключенные под давлением субъектов Российской Федерации после распада СССР. Затем - сложные маневры, призванные столкнуть лоб в лоб национальный и региональный сепаратизм. Попытки объединиться с лидерами республик для свержения законной представительной власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Созыв конституционного совещания и принятие новой Конституции, которая фактически аннулировала ставшие обузой Федеративные договоры. В самое последнее время, #8722; заключение "двусторонних" договоров с некоторыми избранными субъектами Российской Федерации. Договоров, которые заключаются баз участия парламентов, фактически в обход Конституции, вступают в силу с момента их подписания и "на всякий случай" даже официально не публикуются...

И, наконец, венец национально-государственной мудрости - кровавая разборка с дудаевским режимом, который поддерживал Ельцина во всех его авантюрах и которого до этого терпели три года... Покажите мне, где здесь "последовательная, принципиальная твердая политика"? Я такой не вижу.

Национально-государственные основы Российской Федерации разболтаны и расшатаны до предела. Не могу не задать себе вопрос: что случится с Россией в случае острого кризиса власти в Москве (а предпосылок для этого немало)? Не станем ли мы свидетелями катастрофического распада государственных структур России по примеру Союза?

Алло, мы ищем виновных!

Отдельный разговор - тема "ошибок", идущая лейтмотивом через все президентское послание. При ближайшем рассмотрении, таковых набирается немало.

- "Ситуация в экономике все еще остается сложной. Производство стабилизируется на низком уровне, а сама тенденция остановки спада еще неустойчива. В ряде отраслей продолжается кризис..."

- "Не удалось начать стратегический структурный маневр в пользу наукоемкой промышленности. По сути дела мы не имеем полноценной промышленной политики. Вновь оказался нереальным оборонный бюджет, не преодолен кризис платежей..."

- "Минувший год так и не стал годом реальной аграрной реформы..."

- "Не удалось справиться с кризисом механизма государственного управления..."

- "Плохо собираются налоги и таможенные пошлины..."

- "Не заработала как следует система управления принадлежащей государству собственностью, не организован надежный контроль за движением бюджетных ресурсов..."

- "Властные структуры оказались неспособными противостоять давлению лоббистских группировок..."

- "Уже в годы реформы, при участии или непростительном бездействии органов государственной власти появились новые способы перетекания богатства к избранным - перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности и т.п."

- "Наконец, главное, что мы не успели сделать - надежно защитить социальные и экономические права, гарантировать гражданам неприкосновенность их прав..."

Все перечисленные и тому подобные пассажи послания призваны создать впечатление, что в Кремле "в курсе", все знают, все понимают, туго держат руку "на пульсе" и вовремя примут "надлежащие меры".

Тогда тестовый вопрос: а кто во всем этом виноват? Кто виноват в том, что коррупция поразила все этажи власти, вплоть до самого верха? Кто почти два года держал в кресле "исполняющего обязанности" Генерального прокурора, обживающего ныне камеру следственного изолятора? Кто своими волевыми решениями о разного рода льготах привел к полнейшему хаосу налоговую и финансовую системы?

Ответ на эти вопросы немедленно обнаруживает грань, до которой намерен идти автор послания в своих разоблачениях: "Вывод может быть только один: больше так работать нельзя. Это относится к Федеральному Собранию, к органам власти субъектов Федерации и, особенно, к Правительству". Короче, всем досталось "на орехи", кроме самого президента. Определяя, согласно Конституции, внутреннюю и внешнюю политику государства, он по-прежнему ни перед кем не отчитывается и ни за что не отвечает.

Больше других, как и следовало ожидать, перепало правительству. Ельцин прямо заявил в своем выступлении перед депутатами: "Либо оно сумеет решить поставленные перед ним задачи... либо это будет делать уже другое Правительство". Участники совещания в Кремле рассказывают, что Черномырдин при этом сидел красный, как рак, и даже после окончания действа не мог взять себя в руки, его била крупная дрожь. Таковы люди власти: человек, который без колебаний приказал расстрелять парламент, обмяк и пал духом, как только под ним зашаталось руководящее кресло.

Узелки на память

"Позитивной" части выступления Ельцина перед палатами парламента можно было бы не касаться, она построена по стандартному правилу всех политиков: обещай, обещай, обещай, после разберемся. Некоторые из обещаний (построить свой дом за 25-летний кредит) были, помнится, еще в его предвыборной программе пятилетней давности.

Поэтому интересны даже не обещания, а некоторые детали механизма их реализации, рассыпанные по тексту президентской речи.

"Пока не соблюдаются законодательные приоритеты, определенные предыдущими посланиями, не упорядочен законотворческий процесс, считаю, что Президент должен выпускать указы по тем ключевым вопросам, которые не урегулированы действующим законодательством".

Вот вам и "правовое государство"! Стало быть, правом издания указов, подменяющих законы и Конституцию, президент намерен пользоваться и впредь. О единстве законодательного регулирования придется мечтать еще несколько лет.

Важным направлением во внешнеэкономических связях России он называет "размещение за рубежом ценных бумаг российского правительства". Но ценная бумага потому и ценная, что имеет под собой материальное обеспечение. Что же собирается заложить правительство за рубежом в виде "ценных бумаг": крупнейшие российские предприятия? Месторождения полезных ископаемых? Золотой запас? Землю? Что у нас сталось из того, что еще не заложено и не вывезено за рубеж?

В конце выступления президент в очередной раз вспоминает о том, что Конституция обязывает его "обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти": "Поэтому считаю необходимым ввести в действие в 1996 году механизмы координации работы федеральных контрольных органов".

Так-так, интересно. Помнится, даже собственное контрольное управление в период, когда им командовал Юрий Болдырев, доставляло Ельцину немало неприятностей. В итоге "неуправляемого" Ю.Болдырева сняли, его заменил на его посту "свой в доску" А.Ильюшенко. Какие же еще федеральные контрольные органы намерен "координировать" президент? Подчинить себе прокуратуру? Лишить самостоятельности Счетную палату?

Кое-что о грунтовых водах

Президентское послание заканчивается выразительным образом, взятым как бы из строительного прошлого президента: "Как строитель, могу сказать: мы уже давно прошли "нулевой цикл", воздвигли стены, подвели их под крышу... И мы все живем на этой стройке в разгар строительства. Это и неуютно, и опасно. Мы видим здесь беспорядок, строительный мусор, грунтовые воды, подмывающие заложенный нами фундамент".

Не стану спорить о степени готовности "здания" российской государственности. Лично я вижу в нем пока лишь плохо перекрашенный облезлый фасад, который только очень наивному человеку можно выдать за новое здание. Но не о том в данном случае речь. Что представляют собой "грунтовые воды", которые "подмывают" возведенное державным строителем "здание"? Кто выступает в этой роли?

Как бы кто не относился к двухпартийной системе, следует признать, что в ходе парламентских выборов и особенно накануне президентских Россия сделала заметный шаг к ее осуществлению. На глазах формируется "правоцентристский" блок вокруг партии власти и ее наиболее вероятного кандидата - Ельцина. Российские "демократы" в очередной раз решают для себя вопрос: лечь в постель с партией власти или поступить "принципиально". Бог в помощь, я здесь им не советчик.

На противоположном фланге образуется "левоцентристская" коалиция. Но не вокруг безликого "блока Рыбкина", как хотели бы "архитекторы реформ", а вокруг действительно оппозиционной силы - КПРФ.

И вот тут выясняется, что двухпартийная система им больше не интересна. Демократия по-ельцински - это когда гарантированно выигрывают "свои". И она тут же заканчивается, когда выясняется, что по тем же правилам могут реально победить "чужие".

Через все последние публичные выступления Б.Ельцина проходит мысль: "Реформы будут продолжены, во что бы то ни стало", "Возврат назад был бы гибелью", "Стабильность - это то, о чем мечтает каждая семья, каждый гражданин". Послание добавляет к этому важный нюанс: "Рамки демократической государственности России уже заданы Конституцией. Но демократия не сводится к юридическим нормам..." То есть вновь, как и в 1993 году, "сухие" нормы Конституции противопоставлены "фундаментальным идеалам и ценностям", которые могут быть, если потребуется, защищены и помимо закона, с нарушением Конституции.

КПРФ и ее союзников Послание выталкивает за кромку политического поля. "Левоцентристская" оппозиция видится Ельцину не как участник политического процесса, а как "внесистемная" разрушительная сила, с которой можно только воевать. До полного ее уничтожения.

...В последних абзацах своей речи перед депутатами палат Федерального Собрания Б.Ельцин заявил: "Кто бы ни пришел к власти на очередных президентских выборах, он должен помнить: назначение лидера страны в том, чтобы укрепить в России свободу и демократию". Не будем наивными: это не более чем вежливый жест, обращение к своему отражению в зеркале. Укрепление "свободы и демократии" Ельцин однозначно связывает со своим пребыванием у власти. Выборы нужны ему для легитимного переоформления своей власти. Если же эта задача не будет решена или для нее возникнет угроза, то никаких выборов не будет.

25 февраля 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/67/1/Приватизация%20будущего.htm


Док. 298379
Перв. публик.: 25.02.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 350

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``