В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Абхазии - мир! Назад
Владимир Исаков: Абхазии - мир!
19 января 1996 года на встрече глав государств СНГ в Москве было принято решение "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия". В тот же день, ознакомившись с проектом этого документа, депутаты Государственной Думы нового созыва выразили свое беспокойство и обратились к Б.Н.Ельцину с рекомендацией при подписании этого документа исходить из того, что он должен быть внесен на ратификацию в Госдуму. Другими словами, дали понять, что данный документ не устраивает депутатов и ратифицирован он, скорее всего, не будет. Почему?

Беспокойство депутатов вызвало то, что данное решение предусматривает жесткую экономическую и политическую блокаду против многострадального населения Абхазии. Экономический бойкот Абхазии Россия ввела давно, после того как попытка Грузии ликвидировать абхазскую самостоятельность закончилась провалом. В декабре 1994 года, с началом боевых действий в Чечне, под предлогом предотвращения возможного проникновения туда абхазских боевиков к существовавшим на тот момент экономическим санкциям Россия добавила новые: фактически закрыла свои границы по реке Псоу и таким образом отрезала Абхазию от внешнего мира.

В канун 1996 года по распоряжению Правительства России боевые суда Черноморского флота встали на рейде Сухумского морского порта и закрыли последнюю возможность для Абхазии получать продовольствие извне. Состоявшееся на днях решение глав государств СНГ еще более ужесточает эти санкции, которые приобретают более масштабный характер и получают политическую окраску.

Еще более неприемлемыми представляются меры военного характера, решение о которых было принято главами государств СНГ в тот же день. Российским миротворческим силам придаются по существу полицейские функции, чтобы под их прикрытием Грузия могла восстановить свой контроль над Абхазией.

На наш взгляд, всякое искусственное нагнетание страстей вокруг Абхазии подталкивает эту республику на позиции второй Чечни. Это недальновидная, ущербная политика, противоречащая национальным интересам России. Мы должны исходить из того, что на границах России, особенно на Кавказе, в нынешней ситуации худой мир лучше доброй ссоры. Мы не должны допустить появления новых "горячих точек". На опыте самой Абхазии, на опыте других регионов бывшего СССР (прежде всего Приднестровья), на собственном печальном опыте в Чечне можно убедиться, что силовой путь решения подобных проблем ведет в тупик.

Если в Абхазии вновь разгорится военный конфликт, пламя этого пожара запылает по всему Кавказу. Абхазы проживают в большом количестве в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, не останется равнодушной к их судьбе Конфедерация народов Кавказа, многомиллионная кавказская диаспора за рубежом. Только в Турции проживает более 500 тысяч абхазов.

Силового конфликта пока еще можно избежать. Существует переговорный процесс, и каким бы мучительным, трудным, противоречивым он ни был, отказываться от него нельзя. Нужно использовать все возможности для мирного диалога.

Основой для решения абхазской проблемы может быть только свободное волеизъявление народов. Напомним о референдуме 1991 года, других известных событиях того времени, когда Республика Грузия не пожелала жить в союзе с Россией в составе СССР. И Россия с уважением отнеслась к ее воле. Но когда народ Абхазии на том же референдуме, а затем на сходе 16 апреля 1995 года высказался за союз с Россией, с которой имеет общую историю, Абхазии объявили блокаду.

Не есть ли это пример двойного стандарта? Никто насильно не тянет Абхазию в Россию, но и отталкивать ее нельзя. И тем более - насильственно принуждать к сожительству с Грузией.

Можно говорить, разумеется, о недопустимости нарушения целостности границ государства Грузия. Да, это один из важных принципов международного права. Но существует и другой принцип: право каждого народа на самоопределение. И если в каком-либо многонациональном государстве права национального меньшинства нарушаются, ему ничего не остается, как воспользоваться этим своим правом.

Существует много других факторов, требующих поиска мирного разрешения грузино-абхазского конфликта. Прежде всего, необходимость возращения беженцев. Грузия справедливо требует, чтобы грузины, покинувшие Абхазию в ходе военных действий, вернулись в места своего проживания. Но ведь ни силой, ни блокадой этого не обеспечить.

Не следует забывать, что в Абхазии проживает немалое количество русского населения (по некоторым данным, около 90 тысяч человек). Сегодня они являются наиболее страдающей, незаслуженно забытой частью населения. И эта проблема не менее остра, чем проблема грузинских беженцев.

Свято место пусто не бывает - это общеизвестная истина. Если Россия бросит Абхазию на произвол судьбы, откажется от своей активной роли в миротворческом процессе, это заставит Абхазию искать более надежного союзника. Можно не сомневаться, что таким союзником станет для нее Турция.

Если Россия не будет участвовать в политическом урегулировании грузино-абхазского конфликта, не докажет, что может служить гарантом мирного сосуществования двух народов, мир и спокойствие в этом регионе вряд ли воцарятся. Тлеющий конфликт у самых границ России будет постоянным фактором нестабильности на ее Юге - в Ставропольском и Краснодарском краях. Новый виток грузино-абхазского противостояния может оказаться тем запалом, который окончательно подорвет неустойчивое стратегическое и геополитическое равновесие в этом регионе.

Статья написана совместно с Г.И.Тихоновым,
народным депутатом СССР, руководителем депутатской группы "Союз",
депутатом Государственной Думы

11 февраля 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/67/1/Абхазии%20-%20мир!.htm

Док. 298373
Перв. публик.: 11.02.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 346

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``