В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Первый день Назад
Владимир Исаков: Первый день
Начало работы

Говорят, существуют колдуны и волшебники, способные по первому писку младенца распознать его характер, способности и предугадать судьбу на долгие годы вперед. Так или не так, но первый день работы новой Думы вышел очень показательным. Предлагаю читателям рабочую запись первого заседания с небольшими комментариями и ремарками автора.

В 10.00 открылось первое заседание Государственной Думы нового созыва. У входа в Думу - полный комплект болельщиков всех цветов и оттенков. Развеваются знамена, раздают газеты, суют листовки и буклеты.

Дума начала работу спокойно и чинно. Заседание открыл академик Г.Галазий от НДР - старейший депутат Думы. Краткая речь, гимн, минута молчания в связи с человеческими жертвами в Первомайском. Зачитывается приветствие Думе от президента России (в числе важнейших достижений предыдущей Думы он называется Гражданский кодекс и законы о выборах). Сообщается о телеграмме от В.Черномырдина. Затем заседание входит в деловое русло.

Все культурно, пристойно, никто не кричит, не рвется к микрофонам. Чувствуется, что депутаты сделали выводы из ошибок и заботятся о собственном имидже. Но все же как-то скучно без Марычева (говорят, его пригласили на ведущие роли в Санкт-Петербургский театр оперетты: талант все-таки оценен).

Первый вопрос - избрание временных рабочих органов Думы - рабочего секретариата, комиссии по контролю за системой электронного голосования и других. И - первое осложнение. Слово просит Е.Мизулина: мы - новый орган власти, поэтому Регламент, принятый предыдущей Думой, для нас недействителен. Надо принять новый или подтвердить действие имеющегося... Странная постановка вопроса. Дума приняла сотни постановлений. Что же теперь, переголосовывать все решения предыдущей Думы? Вряд ли Мизулина заблуждается на этот счет. Очевидно, что "ЯБЛоко" решило подложить под Думу небольшую юридическую "бомбочку".

Галазий: предлагает работать по прежнему Регламенту.

Лукьянов: предлагает использовать Регламент в полном объеме.

Депутаты голосуют. На табло высвечивается: 416 - за. Это 92 процента состава Думы. Первая атака отбита.

Утверждается комиссия по контролю за электронной системой голосования.

Утверждается временная счетная комиссия.

Утверждается временная комиссия по Регламенту. Семаго предлагает дать ей право официального толкования Регламента, который уже начали толковать вкривь и вкось.

Утверждается временный секретариат.

Утверждается мандатная комиссия.

После перерыва

После перерыва депутаты приступают к следующему пункту повестки дня - выборам Председателя Думы.

От КПРФ выступает Зюганов - выдвигает Селезнева Г.Н.

От ЛДПР выступает Митрофанов - выдвигает "крупного политического деятеля, политика с мировым именем" В.В.Жириновского.

От НДР выступает Беляев... и отказывается от выдвижения: наше мнение - пусть выдвинут кандидата от независимых. Стоило ли выходить ради этого на трибуну?

От "ЯБЛока" выступает Явлинский - выдвигает Лукина В.П.

Выдвижение от фракций закончено. Переходят к выдвижению от отдельных депутатов.

Депутат Мальцев А.Н. - выдвигает Рыбкина И.П.

Депутат Столяров Н.С. - поддерживает выдвижение Рыбкина.

Депутат Сулакшин С.С. - снял свое выступление.

Депутат Бученков Е.В - поддерживает выдвижение Селезнева Г.Н.

Других выдвижений нет, по предложению председательствующего подводится черта.

Далее - выступления от фракций с обоснованием выдвижения кандидатов. Два необычных сюжета обратили на себя внимание. От НДР выступил С.Беляев, поддержал выдвижение И.Рыбкина (зачем тогда надо было тень на плетень наводить?). Следом депутат Мальцев, выдвинувший И.Рыбкина, сказал, что не согласовывал свое выдвижение с НДР, поскольку находится к этой фракции в оппозиции (в зале - смех).

Далее выступили кандидаты, ответили на вопросы.

Заседание идет спокойно, ровно. "ЯБЛоко" (Шейнис, Мизулина) вновь попыталось сбить Думу с пути - предложило устроить "рейтинговое" голосование по кандидатам, дать право депутатам, вопреки Регламенту, голосовать в первом туре за двух, за трех кандидатов - но и эта атака совместными усилиями регламентной комиссии и депутатов также отбита.

Непосредственно перед голосованием В.Жириновский снимает свою кандидатуру. Отработал "номер" - любо-дорого посмотреть. Выступил, покрасовался, а под голосование не подставился - зачем ему это надо? Его фракция, выступая "довеском", находится в Думе в исключительно выгодных условиях. Может бесконечно маневрировать, "состригая" дивиденды как с "правых", так и с "левых". Разумеется, никакой твердой политической линии, принципиальной позиции тут и близко не просматривается. Все подчинено политической коньюнктуре.

Объявляется перерыв для голосования. Результаты первого тура: получено бюллетеней - 447 (из 450), обнаружено в урнах - 446, признаны недействительными - 8. Голоса распределились следующим образом: Г.Селезнев - 216, В.Лукин - 56, И.Рыбкин - 166.

Простой арифметический подсчет показывает, что ни одна из сторон не имеет абсолютного большинства (226 голосов), необходимого для того, чтобы провести своего кандидата. Стало быть, снова - споры, дискуссии, переговоры, компромиссы.

Второй тур

И тут - начинается. В.Жириновский, заявив, что "наши люди уже ушли", сообщает, что не будет принимать участия в голосовании и вместе со своей фракцией покидает зал. Его любимый прием: сработать "на срыв", показать свою силу и значение: без меня вы - ничто.

Журналисты рассказывают, что на заседании фракции В.Жириновский приказал голосовать за Рыбкина. Аргумент прост: иначе нас "подомнут" под себя коммунисты. В предыдущей Думе Жириновский и его партия многократно и грубо "наезжали" на Рыбкина, инициировали вопрос о его отставке. Но я ни минуты не сомневался, что в борьбе за председательское кресло Жириновский будет голосовать за Рыбкина. Тем самым он срывает изрядный куш с "партии власти", которая сделала ставку на Рыбкина, затем - с самого Рыбкина, который все четыре (или сколько там) года будет обязан ЛДПР своим избранием. Получает мощный рычаг для давления на председателя, вытягивания из него разнообразных поблажек и уступок ("Смотри, а то ведь мы передумаем!"). Наконец, "утирает нос" коммунистам, доказав им, что они в Думе не всесильны. Упустить все это по чистой случайности во втором туре голосования? Не бывать этому! И лидер ЛДПР, пытаясь сорвать голосование, уходит сам и уводит свою фракцию (ни много, ни мало - 51 депутат).

Объявляется электронная регистрация. В зале - 271 депутат. Кворум есть, Дума голосует за продолжение работы.

И тут по примеру ЛДПР поступает... Как бы вы думали, кто? Фракция "Наш дом Россия"! Не спросив разрешения у Думы и не поставив вопрос на голосование, "нашдомовцы" заявили, что берут перерыв для обсуждения на 1 час. Председательствующий, кажется, сам обескуражен тем, что вытворяют его коллеги. Шли на выборы под лозунгами "стабильности", "профессионализма", "порядка" в нашем доме, а пришли - и устроили в нем элементарную анархию.

Слово берет Г.Явлинский. ЛДПРовцев, по его мнению, следует проучить: взять и решить вопрос без них. Но и спешить не надо. К сожалению, "пакетного" соглашения пока выработать не удалось. Необходим перерыв для дополнительных консультаций.

На трибуне - Г.Зюганов. Партия власти и ЛДПР сомкнулись в своем желании разрушить нормальную работу Думы. "Пакетное соглашение" было разрушено именно по вине НДР. Мы готовы искать согласие дальше. Предлагаем перерыв на 1 час.

Перед перерывом просит слово представитель временного секретариата для сообщения о зарегистрировавшихся депутатских группах. Их образовалось три: "Российские регионы - независимые депутаты" - 42 чел., "Народовластие" - 37 чел., "Аграрная группа" - 35 чел. Таким образом, число участников за столом переговоров мгновенно возрастает с четырех до семи.

По залу молнией разносится весть: подписан указ об отставке А.Чубайса. Как вовремя! И как кстати! Уже не первый раз, когда весы власти качаются, в последний момент откуда из-за кулис на них подбрасывается тщательно подобранная жертва.

Согласия не нашли

Перерыв кончился. Депутаты ждут сначала НДР, затем "ЯБЛоко", которое по обыкновению "задерживается". Но тут не выдерживают нервы у Рыбкина и он выходит на трибуну:

- Надо ли нам торопиться? Хотел бы оградить будущего председателя от "шероховатостей" при избрании. Подумайте. Я мог бы и свою кандидатуру снять...

Крики:

- Ну и снимай!

Рыбкин (уже с места):

- Что я имею в виду? Я заметил шероховатости регламентного свойства. Ряд депутатов не прочитали Регламент и ушли с заседания. Это может поставить под сомнение его результаты.

Депутат Михайлов (от КПРФ):

- Рыбкин отлично знает, что могут отсутствовать и 70 депутатов, но если кворум есть, заседание действительно.

По предложению Г.Зюганова, поддержанному С.Бабуриным, проводится поименная регистрация депутатов: 265 - зарегистрировались, 185 - отсутствуют. Депутата А.Шохина публично уличают в том, что, находясь в зале и ведя дискуссию с оппонентами, он вынул электронную карточку, когда объявили регистрацию.

Г.Зюганов докладывает о результатах переговоров. Согласия, к сожалению, найти так и не удалось. Вновь подчеркнуто: инициатива в разрушении "пакетного соглашения" исходила от НДР.

По предложению председателя счетной комиссии Братищева, на утверждение Думы выносится бюллетень для тайного голосования. Зал замер... 247 - за, 4 - против! Бюллетень утвержден! Теперь можно провести второй тур голосования. Никто не сомневается, что он пройдет впустую. Но важен в данном случае уже не результат, а принцип. День не должен закончиться полным провалом. Нельзя позволить двум фракциям (ЛДПР и НДР) сорвать работу Думы, завести ее в тупик.

На трибуне появляется бледный и какой-то подавленный Г.Явлинский. Извинился за опоздание, за то, что заставил Думу ждать. Подтвердил, что переговоры с НДР не привели к каким-либо новым результатам. В прессе и по телевидению, сообщил Явлинский, развязана оголтелая кампания с обвинениями его в "пособничестве партии, победившей на выборах", в том, что "ЯБЛоко" в погоне за комитетскими портфелями "упало" до взаимодействия с коммунистами. В этой ситуации, блюдя "политическую невинность", "ЯБЛоко" решило не отдаваться никому. "Мы рассчитываем на долгую политическую жизнь и поэтому должны продемонстрировать свою политическую суть" - закончил свой спич Григорий Алексеевич.

Наивность? Политический инфантилизм? Да, и это тоже, но не только это. С некоторой долей фантазии могу себе представить, какой разговор состоялся за кулисами политической сцены, если обычно вальяжный и самоуверенный Явлинский так не на шутку разволновался. "Григорий! - сказали ему, - мы достаточно долго терпели твои "демократические" чудачества. Будем терпеть их и дальше, они для нас неопасны. Но если ты посмеешь прислониться к коммунистам, тебе конец! Не только президентом не будешь, но вообще выгоним из политики..." Не ручаюсь, что именно эти слова были сказаны Явлинскому, но общий смысл, полагаю, передал достоверно. Ну и кто же после этого - партия войны в российском обществе? Кто подрывает устои гражданского мира и согласия? Кто толкает страну к насилию, ненависти, социальной непримиримости?

Депутаты приступают к процедуре тайного голосования. Вновь длинная, томительная пауза. По радио передают: группой террористов, предположительно чеченцев, в турецком порту Трабзон захвачено судно-паром "Аврасия", курсировавшее между Трабзоном и Сочи. На борту - 151 пассажир, в том числе 95 - русских, имеются человеческие жертвы. По приказу террористов судно направилось в Стамбул. Требование террористов: освободить группу Салмана Радуева, в противном случае пассажиры-русские будут уничтожены, а судно - взорвано...

Как и ожидалось, второй тур голосования не принес результата. Бюллетени получили 279 чел., в ящиках обнаружено - 275, недействительных - 5. За Селезнева - 219 голосов, за Рыбкина - 51. Для избрания не хватило всего семь голосов... После объявления результатов депутат Лопатин (его тут же поддержал Шейнис) потребовал провести поименную регистрацию: а вдруг в зале по причине позднего времени не окажется кворума? Тогда только что проведенное голосование можно будет дискредитировать! Последний арьегардный бой этого безумного дня... На электронном табло высвечивается итог: присутствуют 338 человек. Кворум есть! Смотрю на ручные часы - стрелка перевалила за 12 ночи...

* * *

Председателя Государственной Думы избрали на следующий день при повторном голосовании. Им стал депутат от фракции КПРФ Геннадий Николаевич Селезнев. Еще через день, 18 января, Дума избрала шестерых заместителей Председателя (гордое "ЯБЛоко", блюдя "принцип", отказалось выдвигать своего представителя в руководство Думы, его место зарезервировано). А 19 января - Дума утвердила "пакетом" структуру комитетов и назначила их руководителей. Парламентская машина начала понемногу набирать обороты... Но первый, самый тяжелый день, останется в памяти надолго: он показал, насколько хрупка парламентская демократия и сколько сил порой приходится затратить для решения совершенно простых, ясных, само собой разумеющихся вопросов.

Вновь избранному Председателю Государственной Думы пришло множество поздравлений из стран дальнего и ближнего зарубежья. Но телеграммы Президента России среди них нет...

16-19 января 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/67/1/Первый%20день.htm


Док. 298349
Перв. публик.: 16.01.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 354

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``