На прошедшей неделе Государственная Дума приняла документ во многих отношениях исторический - федеральный закон "О порядке вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Уникальность этого закона заключается в том, что до самого последнего времени нужды в нем просто не возникало: руководители государства менялись... как бы это помягче выразиться... естественным путем. Теперь эта проблема встала в полный рост.
Закон вводит новый правовой институт - принцип "официального согласия" прежнего и вновь избранного президента на время передачи властных полномочий. Официальное согласие включает обязанность высших должностных лиц взаимодействовать при передаче дел. Вновь избранный президент информируется о всех решениях, связанных с введением военного и чрезвычайного положения, по вопросам войны и мира, иного использования Вооруженных Сил. Предосторожность, скажем прямо, не лишняя.
Прежний президент обязан передать вновь избранному символы государственной власти - президентский штандарт, государственную печать, а также скромный черный дипломат с кодами для применения ядерного оружия.
Достаточно подробно регулируется процедурная часть - где, когда и как организуется процедура принесения присяги, с момента которой, согласно Конституции, власть переходит к новому президенту. Согласно закону, эта процедура происходит в официальной резиденции президента, Московском Кремле, и транслируется в прямом эфире на всю страну.
Ну, а если не выйдет? Если действующий президент, как многие опасаются, "не пустит" нового в Кремль? Согласно закону, это не является препятствием: вновь избранный президент по согласованию с Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы сам определяет место и время принесения присяги. Закон предупреждает должностных лиц об уголовной ответственности за воспрепятствование вступлению в должность вновь избранного президента Российской Федерации.
Дискуссию в Государственной Думе вызвал лишь один пункт упомянутого закона - требование к вновь избранному президенту приостановить свое членство в политических общественных объединениях и прекратить партийную деятельность. Соглашусь, что в этом положении закона ощущается некоторый "перебор". Действующая Конституция сконструирована так, что президент независим не только от партий, но и от парламента, суда, самой Конституции и даже народа. В этих условиях формальное "приостановление членства" выглядит смешным и ненужным ритуальным жестом. Тем не менее, по итогам дискуссии депутаты посчитали необходимым это положение сохранить.
Закон предусматривает, что после вступления в должность составляется акт сдачи и принятия полномочий главы государства. В акт включается передача государственного имущества, связанного с осуществлением полномочий главы государства, атрибутов президентской власти, средств управления ядерным оружием, документации и архива президента Российской Федерации. Акт подписывается вновь избранным президентом.
Не забыто в законе и будущее президента, покидающего свой пост. Ему обеспечивается пожизненное пенсионное содержание в размере 50-кратного минимального размера пенсии по старости в месяц. За ним закрепляется охрана, государственный автотранспорт и государственная дача (в ходе своей неутомимой борьбы с номенклатурными привилегиями Борис Николаевич так не успел их ликвидировать). За президентом и членами его семьи сохраняется медицинское обслуживание в порядке, установленном для членов правительства.
Закон, как классическую партитуру, хочется цитировать и цитировать. Впервые в истории России он устанавливает корректную, цивилизованную процедуру передачи власти от одного главы государства к другому, избранному путем всенародных выборов. Однако ни у кого нет уверенности, что его не постигнет судьба множества других хороших законов, принятых в России...
26 мая 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/68/1/Сдать%20по%20акту.htm