В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Послесловие к несостоявшемуся перевороту Назад
Владимир Исаков: Послесловие к несостоявшемуся перевороту
Политколлаж

В период выборов политическая жизнь несется бешеным аллюром, события наскакивают одно на другое. И вот уже все, что было связано с принятием известных постановлений Государственной Думы, кажется делами минувших дней, едва ли не глубокой историей. Давайте "отмотаем ленту" на несколько недель назад. Что же произошло в эти дни со страной? Что могло произойти?

Государственную Думу предупреждают...

"Борис Ельцин прокомментировал предложение коммунистов в Госдуме поставить на голосование вопрос о денонсации... документов, которые подвели черту под окончательным распадом Союза ССР. В стране, где глава государства Президент, такие вопросы не могут решаться без его ведома, подчеркнул Борис Ельцин... Президент заявил, что будет вынужден принять "крайние меры" в случае денонсации Государственной Думой Беловежских соглашений. (ИТАР-ТАСС)".

("Российская газета", 16 марта1996 г.)

Шахрай бьется в истерике

В день голосования в Думе постановлений о правовой оценке беловежских соглашений в зале было распространено в письменном виде выступление депутата С.Шахрая, датированное 14 апреля 1996 г.:

"Уважаемые депутаты!

Я не займу у Вас много времени. Всего три минуты.

Я хочу поздравить всех нас и жителей бывшего СССР с новым этапом в работе российской Государственной Думы.

Наконец-то мы всерьез занялись делом!

И проект об отмене Постановления Верховного Совета РСФСР о денонсации договора об СССР - первый важный шаг, первая ласточка. Пусть маленькая, но уже всем становится ясно - весна идет!

Тут в кулуарах я слышал разные мнения: и то, что документ безграмотный, и то, что он не имеет юридической силы, и много чего еще.

Уверен - никакого криминала в том, что проект Постановления Думы не соответствует каким-то юридическим нормам, - НЕТ!

Когда на повестке дня стоит вопрос о политической целесообразности - всякому крючкотворству надо дать бой!

Теперь пришло время серьезных решений!

Пора постепенно, поэтапно денонсировать выход из состава России Финляндии; вернуть России территории прежнего княжества Польско-Литовского; отменить Договор о продаже Екатериной Аляски Америке.

Проекты соответствующих дополнений в Постановление Государственной Думы я внес на обсуждение уважаемых депутатов.

Единственное, чего я опасаюсь, так это чтобы в наш законодательный орган не пришли члены конституционно-монархической партии или движения за историческую справедливость: тогда придется восстановить монархию времен Николая Кровавого и извиниться за Казань, которую взял Иван Грозный, и за Сибирь, которую покорил Ермак!

С историческим почином всех нас!"

Поправки Шахрая к проекту постановления:

"5. Признать утратившими силу государственные акты Российской Федерации, регламентирующие участие Российской Федерации в деятельности Совета Европы и Совета Безопасности ООН, как государства с неопределенным правовым статусом.

6. Распустить Совет Глав государств СНГ, Совет Глав правительств СНГ и Межпарламентскую Ассамблею СНГ.

7. В одностороннем порядке отказаться в пользу государств - бывших республик СССР от прав собственности на объекты недвижимости, расположенные за рубежами бывшего СССР.

8. В целях содействия углублению и развитию братских связей народов и в интересах скорейшего разрешения Армяно-Азербайджанского, Грузино-Абхазского, Осетино-Ингушского, Чеченского и Таджико-Афганского региональных и международных конфликтов рекомендовать руководителям бывших республик СССР отказаться в одностороннем порядке от национальных вооруженных сил и сформировать на их основе Вооруженные Силы СССР.

9. Приостановить деятельность Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и объявить выборы Народных депутатов СССР на территории РСФСР.

10. Отменить выборы Президента Российской Федерации, назначенные на 12 июня 1996 г.

11. Поручить Народным депутатам СССР от РСФСР, избранным в соответствие с п.10 настоящего Постановления, внести в повестку дня очередного Съезда Народных депутатов СССР вопросы "О денонсации Договоров царского правительства по продаже Североамериканским штатам полуострова Аляска", "О денонсации Договоров царского правительства в отношении Польши", "О денонсации решений ВЦИК и СНК РСФСР в отношении Финляндии."

(Текст поправок за подписью автора, распространенный в зале заседаний Государственной Думы).

Б.Ельцин выразил сомнение в возможности проведения президентских выборов

"Соглашение о создании СНГ (включая Протокол от 21 декабря 1991 года) констатировало, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Принятые Думой постановления не способны воскресить Советский Союз, а могут лишь породить неопределенность в отношении правового положения Российской Федерации... Их принятие можно рассматривать как попытку Думы ликвидировать нашу государственность. Они ставят под сомнение легитимность государственных органов, в том числе ныне действующей Государственной Думы, СТАВЯТ ПОД СОМНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ...

Гарантирую российским гражданам, народам Стран Содружества Независимых Государств и мировому сообществу:

Российская Федерация сохраняет свой статус и придерживается всех заключенных ею договоров.

Интеграция в рамках Содружества будет продолжаться. Уже в марте здесь можно ожидать прорывных решений.

Как гарант Конституции не допущу никаких попыток подорвать основы российской государственности, дестабилизировать положение в стране".

(Из заявления Президента Российской Федерации, 16 марта 1996 года)

С.Юшенков предлагает "варианты"

"Что должен предпринять Президент как гарант Конституции? Для защиты Конституции у Президента есть два варианта действий.

Первый вариант связан с запретом КПРФ и ЛДПР, попытавшихся совершить антиконституционный переворот. В этом случае Президент может приостановить деятельность названных партий до решения Конституционного Суда о соответствии Конституции принятых постановлений Госдумы. До решения высших органов судебной власти деятельность Госдумы может продолжаться в обычном режиме.

Второй вариант не связан с резкими шагами. Президент делает соответствующие заявления, призванные успокоить мировое сообщество и прежде всего государства СНГ; обращается в Конституционный Суд с просьбой дать заключение на соответствие Конституции принятых постановлений Госдумы; предпринимает усилия по преодолению негативных последствий провокационных решений Госдумы."

("Аргументы и факты", 1996, No 12)

А.Шохин ищет "мягкие способы"

"Неконституционное поведение Думы может породить небольшие нюансы в толковании Конституции со стороны Совета Федерации. СФ вправе устанавливать дату выборов президента. Можно принять решение о другой дате. Дума начнет спорить, что это неконституционно, мол, да, дату назначает СФ, но есть ряд статей, по которым полномочия президента истекают в июне. И начнется длительный спор по поводу конституционности этого решения.

Дума дает СФ повод, например, дословно истолковать беловежское постановление как действующее. А истолковать, по думской же логике, его можно так: в связи с неясностями со статусом государства (поскольку на территории России восстановлен СССР), единственным легитимным должностным лицом является президент Борис Ельцин, избранный президентом РСФСР в составе СССР, а не Дума и не СФ...

Другой вариант - тоже абсурдистский: признать, что постановление Госдумы "по Беловежью" есть ее самороспуск, а СФ, как орган не избранный, а назначенный, объявляет себя временным парламентом. А единственным легитимным лицом все равно остается президент...

Есть и более мягкие способы. СФ назначает новую дату выборов. А если бы назначить, к примеру, на декабрь, то отменяется положение статьи Конституции, запрещающее роспуск Думы за полгода до выборов президента..."

("Коммерсант-DAILY", 1966, 21 марта)

Б.Ельцин обращается к Совету Федерации

"15 марта 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановления "Об углублении интеграции народов, объединившихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года" и "О юридической силе референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик".

Этими постановлениями Государственная Дума отменила решения Верховного Совета РСФСР о ратификации "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" и о денонсации Договора об образовании СССР.

В связи с этим мною было сделано соответствующее заявление о возможных последствиях такого шага. Не повторяя изложенных в нем аргументов, хотел бы обратить ваше внимание на следующие политико-правовые обстоятельства.

Если признать названные постановления Государственной Думы юридически состоятельными, то окажется, что на территории Российской Федерации восстанавливается действие Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Вместе с тем из всех органов государственной власти, предусмотренных указанными конституциями, можно говорить о бесспорной легитимности только одного органа государственной власти. Истек срок полномочий Съезда народных депутатов СССР и образованных ими органов, включая Президента СССР, а также Съезда народных депутатов РСФСР и образованных им органов.

По логике депутатов Государственной Думы, лишь Президент России, избранный гражданами в 1991 году в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, является единственным конституционным органом власти, срок полномочий которого не истек.

Принятие этих постановлений не только ставит под сомнение легитимность самой Государственной Думы, но и вносит неопределенность в порядок принятия законов и других важнейших решений государства. Могут возникнуть непредсказуемые юридические последствия принятия таких решений, включая их игнорирование международным сообществом.

Подобные действия Государственной Думы подрывают единство государственной власти в Российской Федерации.

В связи с этим прошу членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обсудить сложившуюся ситуацию на заседании Совета Федерации".

(Письмо Б.Ельцина в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 17 марта 1996 г.)

В Совете Федерации ставится вопрос о переносе выборов

"Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак отметил, что "постановление Госдумы - это политическая авантюра, это акт, принятый с превышением полномочий, и потому он юридически ничтожен". Однако, по словам Собчака, политические последствия этого решения, принятого с подачи "одного из идеологов путча 1991 года, а ныне председателя думского комитета по законодательству Анатолия Лукьянова, сравнимы с последствиями того самого путча, из-за которого было сорвано подписание нового Союзного договора". Теперь те же самые люди, которые не позволили создать обновленный Союз, пытаются, как подчеркнул Собчак, "подорвать основы интеграции уже в рамках СНГ".

В то же время, по мнению Собчака, недопустимы попытки связывать это решение Думы с возможностью переноса президентских выборов в России. Это уточнение оказалось не случайным. Днем раньше, как выяснилось, на встрече с некоторыми членами верхней палаты руководитель администрации президента РФ Николай Егоров сообщил, что осложнение политической ситуации в стране может привести и к таким последствиям, хотя это и нежелательно. Слова Егорова пришлись по душе ряду сенаторов, которые пошли дальше и предложили Совету Федерации отложить вопрос выборов президента РФ с 16 июля на более поздний срок.

Сенаторы Александр Ковалев и Анатолий Тяжлов даже настаивали на том, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня... С предложениями Ковалева и Тяжлова согласился и губернатор Самарской области Константин Титов. Он заявил, что Госдуме нужно предъявить ультиматум: "Либо вы отменяете свои постановления, либо мы отменяем прежнее решение Совета Федерации о назначении выборов президента на 16 июня"...

Лужков назвал решение Думы "политической диверсией, предпринятой государственным органом", и потому ставшей "государственной диверсией, разрушающей устои государства российского". При этом, как тонко подметил мэр, если считать это решение законным, то тогда нелегитимными оказываются все органы государственной власти РФ, кроме президента, так как последний был избран еще до подписания беловежских соглашений..."

("Независимая газета", 1966, 20 марта)

"Президентские меры" приняты

"С 17 марта 1996 г. обе дивизии (Таманская и Кантемировская) приведены в повышенную боевую готовность. Части и подразделения доукомплектованы личным составом до 80 процентов. Специально для этих и некоторых других соединений произведен досрочный выпуск механиков-водителей танков и других специалистов в учебной дивизии в г. Коврове. Ведется формирование танковых экипажей. Впервые после октября 1993 года выдано по два боекомплекта боеприпасов в подразделения, ими загружены танки и боевые машины пехоты. На все виды боевой техники выдано по две заправки горючего... По мнению офицеров и прапорщиков той и другой дивизий, их готовят, видимо, для захвата Государственной Думы, разгона коммунистических и народно-патриотических организаций..."

("Правда", 1996, 27 марта)

"17 марта были подняты по боевой тревоге дежурные подразделения Таманской и Кантемировской дивизий. На Ходынское поле снова был переброшен спецназ из 16-й Чучковской бригады специального назначения Главного разведывательного управления. Прогревали моторы БМП и танков в бригаде, расположенной в Теплом Стане. Готов был к броску особый батальон десантников в Сокольниках. В здание Госдумы на Охотном ряду не пускали депутатов. Более 300 спецназовцев якобы искали там чеченскую бомбу...

На утреннем совещании 18 марта в Кремле, где решался вопрос о введении чрезвычайного положения, Грачев даже не присутствовал. Видимо, вспомнили его колебания в октябре 1993 года и не пригласили. Павлу Сергеевичу больше не доверяют.

Куликов же, действительно, робко возражал президенту. Мол, нельзя воевать на два фронта. А лучшие силы МВД сейчас в Чечне задействованы. Да и без армии не справиться. Войска же крайне раздражены чеченской войной и хроническими задержками в выплате денежного довольствия...

Куликов попробовал апеллировать и к мнению главных законников России. Он заметил в конце своего доклада, что генеральный прокурор и председатель Конституционного суда считают постановление о роспуске Думы неконституционным актом.

В ответ Ельцин раздраженно заявил: "Я вами недоволен, министр. Мне в этой стране судить, что конституционно, а что - нет". Но подготовленные указы все-таки не подписал.

Позже против силовых мер по отмене выборов выступили также Черномырдин и Лужков... Спасибо же в первую очередь надо было сказать товарищу Биллу Клинтону. Именно он вежливо, но решительно не поддержал планов Ельцина на силовое решение кризиса и, самое главное, высказался против отмены или переноса президентских выборов... Клинтон сам в этом году переизбирается. И поддержать Ельцина с авантюрой по новому разгону парламента - это значит досрочно сойти с дистанции американской президентской гонки".

"Новая газета", 1996, 1 апреля



Док. 298323
Перв. публик.: 01.04.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 315

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``