В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Бег в мешке Назад
Владимир Исаков: Бег в мешке
Страх, ложь и ненависть опять победили

Случилось, на первый взгляд, невероятное, не укладывающееся в рамки здравого смысла. Глава государства, который разорил страну, снизил более чем вдвое жизненный уровень граждан, развалил армию, расстрелял собственный парламент, который развязал на территории страны кровопролитный гражданский конфликт, пожравший тысячи людей - переизбран на новый срок, причем с убедительным перевесом голосов! Россия, ты действительно одурела или за твоим выбором стоят какие-то более серьезные, существенные причины? Попытаемся разобраться.

Отметим факторы очевидные, лежащие на поверхности. Грубое попрание властью законодательства о выборах, включая "волевой" перенос дня голосования, беззастенчивое использование административных рычагов давления, гражданскую войну ненависти, развязанную в телерадиоэфире и на страницах газет. Вопли "коммунисты придут, все отберут" и "если не мы, то - гражданская война" - конечно же, оглушили и напугали какую-то часть общества - ту ее часть, которая не ждет от власти ничего хорошего, и неоднократно убеждалась за последние годы, что все перемены - к худшему.

Мне теперь понятно, почему все "демократические преобразования" у нас непременно заканчиваются гражданскими столкновениями и кровью. Под вопли и призывы "разрешить все проблемы бюллетенем" над гражданами было учинено такое насилие, какого давно не видывали в цивилизованном мире. В Россию всадили такой заряд ненависти, лжи, циничного неуважения к закону, к истории, к взглядам, мыслям и чувствам немалой части общества, что будет просто удивительно, если он не вернется через некоторое время волной ответного насилия.

Пригласив на футбольный матч, Зюганову и его команде на самом деле предложили игру без правил, где "противная сторона" была заведомо в выигрышном положении, командовала всем - судьями, администрацией стадиона, прессой. Беззастенчиво использовала для своей победы все государственные ресурсы, и под конец, что вообще обессмыслило выборы, перенесла их "второй тайм" на более выгодное для себя время. Все это так. И все же, взятое вместе и по отдельности, оно не объясняет главного: почему объединенная левая, народно-патриотическая оппозиция не смогла стать силой, которая противостояла бы безумию и произволу, которой измученное "реформами" общество безусловно и однозначно отдало бы свои симпатии?

И пораженья от победы...

Главная причина поражения левых, народно-патриотических сил, заключается, на мой взгляд, в том, что разрушительная, критическая часть их программы оказалась значительно сильнее конструктивной, созидательной ее части. Для многих так и осталось загадкой, что будут делать эти самые левые силы после прихода к власти? По каким траекториям поведут страну, плотно засевшую в системном кризисе?

И дело даже не в том, что в программе левых сил было мало слов на эту тему. Слова и обещания были. Но не было ощущения, что у левой оппозиции есть понимание сложности стоящих перед страной проблем и четкое видение путей их решения. А такое ощущение складывается, разумеется, не только из программных заготовок в период выборов, но из всего комплекса социальных инициатив, стиля поведения оппозиции задолго до выборов.

Одно из излюбленных обвинений в адрес левого, народно-патриотического блока заключалось в том, что "коммунисты не принесли покаяния" за причиненное стране зло. Среди тех, кто особенно усердно требовал покаяния, изумленные сограждане могли видеть бывших секретарей ЦК КПСС, ключевые фигуры бывшего партийно-идеологического аппарата и даже известных своей "прогрессивной деятельностью" платных агентов спецслужб... Уродливая гримаса российской политики: оперативно перекрасившиеся коммунисты требовали от неперекрасившихся "покаяться перед народом за грехи КПСС"!

Но, говоря по совести, проблема здесь все же есть. КПРФ как ядро и основа левого, народно-патриотического блока не провела "переоценку ценностей", не определила четко и однозначно своего отношения к событиям и лицам давнего и недавнего прошлого, а значит, не разорвала до конца пуповину, которая соединяет ее с этим прошлым. Покаяние - великая сила, залог того, что, придя к власти, левая оппозиция не установит вновь идеологический и политический диктат над обществом, навсегда отказалась от мер "революционного насилия".

Левый, народно-патриотический блок сложился незадолго перед выборами и страдал заметной рыхлостью. Его естественным центром стала самая крупная и организованная политическая сила - КПРФ. В несколько месяцев, разделявших парламентские и президентские выборы, что-либо другое трудно было придумать. Но для многих участников блока было ясно, что это не самый лучший вариант, что оголтелая кампания под лозунгом "Коммунисты возвращаются!" оттолкнет немалую часть избирателей, осуждающих нынешний режим, но пока не готовых вернуться под красные знамена. Если же формировать внутри блока новый, привлекательный для избирателей и формально не коммунистический центр, то об этом надо было думать заранее, задолго до парламентских выборов.

Коммунистам не удалось до конца восстановить отношения с Аграрной партией из-за своей жесткой позиции (фактически противоборства) на парламентских выборах. И хотя коммунисты, победив на тех выборах, помогли аграрникам создать в Думе свою депутатскую группу, обида до сих пор не забыта.

На взаимоотношения внутри блока наложила отпечаток известная закрытость ее коммунистического крыла, стремление решать и обсуждать вопросы в узком кругу "своих" и принятое решение "доводить до исполнителей". В политической коалиции нет и не может быть "исполнителей". Все ее участники, малые и большие, должны чувствовать свою сопричастность к выработке политического курса. В противном случае никакой коалиции, умножающей силы ее участников, просто не будет.

24 июня Г.Зюганов на пресс-конференции объявил состав коалиционного правительства народного доверия и членов Совета национального согласия. Смысл оттяжки с объявлением персонального состава команды, которая придет к власти в случае победы блока на выборах, вполне понятен: не дать прессе облить грязью и дискредитировать входящих туда деятелей, не позволить вбить клинья противоречий между участниками блока.

И все же, на мой взгляд, это было слишком поздно. Коалиционное правительство должно было начать работу задолго до выборов, анализируя текущую социально-экономическую политику, выступая с альтернативными предложениями, заявлениями, законопроектами - и тем самым завоевывая себе деловой и политический авторитет. Совет национального согласия надо было собрать несколько раз до выборов для обсуждения, например, пакета поправок в Конституцию, причем, не только в составе столичных деятелей, но и наиболее заметных представителей регионов.

Одним словом, профессиональным и политическим структурам блока не удалось до выборов продемонстрировать эффективность и деловую хватку. Но это не поздно сделать и после выборов, начиная буквально с сегодняшнего дня.

Левый, народно-патриотический блок, на мой взгляд, явно недостаточно воспользовался плодами своей победы на парламентских выборах в декабре 1995 года. За полгода парламент можно было бы сделать витриной своих достижений, витриной будущей экономической и социальной политики. К сожалению, этого не произошло. Парламентская стратегия блока ознаменовалась лишь одним крупным событием - постановлением о недействительности Беловежских соглашений, в котором, как впоследствии оказалось, политические плюсы и ущерб оказались практически равнозначны.

Главным препятствием, тормозящим законодательную деятельность Думы, сегодня является "вето" президента, последовательно накладываемое на все сколько-нибудь существенные законодательные инициативы оппозиции. К тому же, Конституционный Суд значительно расширил и укрепил законодательные прерогативы президента, предоставив ему право возвращать в парламент любой законопроект (в том числе и такой, на которое он право вето не имеет) по процедурным мотивам. Но и в этой ситуации, как мне кажется, есть выход. Например, президент уже неоднократно возвращал принимаемый Думой Земельный кодекс, требуя радикального расширения права купли-продажи земли. Ну и что? Можно принять этот кодекс как модельный и направить его в регионы, в субъекты Российской Федерации, большинство которых сегодня ближе к позиции парламента и понимают опасность бесконтрольной купли-продажи земли.

Вообще, опора на регионы должна быть альфой и омегой парламента, если он действительно собирается сделать что-либо полезное. Руководителям регионов, становящимися все более самостоятельными, сейчас вообще безразлично с кем иметь дело - коммунистами, демократами. Согласно известной пословице, им неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила - то есть понимала и помогала решать их проблемы.

Разбитые армии хорошо учатся

В сложившейся после выборов ситуации существуют, на мой взгляд, две различных стратегии действий.

Одна - пассивная, исходящая из предположения, что "мы все делали правильно", но "ситуация несколько не дозрела". А потому, нужно лишь "чуть-чуть" подождать и "обанкротившийся антинародный режим" рухнет сам собой.

Думаю, что это ошибка. Никуда он не рухнет. Ибо, как бы ни плоха была экономическая и социальная обстановка (а она на самом деле продолжает ухудшаться), в стране все равно останется какая-то власть.

Вторая стратегия - активная, наступательная. Надо критически проанализировать итоги выборов, работу региональных организаций. С кое с кем из сторонников, исчерпавших творческий ресурс, расстаться. Пересмотреть программу партии, состав ее руководящих органов. Надо разрушить старательно создаваемый имидж "партии пожилых людей".

Должны заработать в полную силу коалиционное правительство, Совет национального согласия. Учитывая опыт избирательной кампании, очевидно, что оппозиция должна создать собственную независимую информационную структуру, не позволяющую (как это случилось на этих выборах) парализовать ее общение с народом.

По ходу движения кое-кто из левых радикалов, по-видимому, окончательно отколется от левого, народно-патриотического блока, завопив "об измене делу Ленина". Ну что ж, партия, идущая к власти в государстве, не может ориентироваться на радикалов.

Для победы на выборах в нашей стране оппозиция должна иметь троекратный запас прочности. Надо либо добиться такого преимущества, либо "очистить сцену". Третьего не дано.

А новые выборы, по-видимому, не за горами...

7 июля 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/69/1/Бег%20в%20мешке.htm


Док. 298264
Перв. публик.: 07.07.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 323

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``