В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: EXIT Назад
Владимир Исаков: EXIT
Вместо эпилога

Жизнь не знает ни пауз, ни остановок. Не будучи избранным во вторую Государственную Думу, я пошел на работу в аппарат Аграрной фракции. Спустя несколько месяцев, меня пригласил Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев и предложил возглавить Правовое управление - один из крупнейших департаментов Аппарата Государственной Думы, ответственный за правовую поддержку законотворческой деятельности. Поразмышляв, я принял это предложение.

И пошли трудовые будни. Аппаратная работа в парламенте по-своему напряженна, не лишена драматизма и острых коллизий. Только вот интересны эти коллизии узкому кругу профессионалов и крайне редко выходят из аппаратных глубин на поверхность.

В один из дней, в конце рабочего дня, меня пригласил к себе руководитель Аппарата Государственной Думы:

- Мне надоело отвечать на телефонные звонки. После каждой твоей публикации мне звонят и спрашивают: "Это что - официальная позиция аппарата или личная точка зрения господина Исакова?" Выбирай: "Или - или".

Да я и сам начал к тому времени ощущать, что мои выступления в оппозиционной газете среди сотрудников аппарата вызывают совсем не ту реакцию, что когда-то в депутатском корпусе.

Одно дело, когда сидишь в депутатском кресле, среди единомышленников. Через проход - оппоненты. Ты их "мочишь", и они, соответственно, не стесняются. И свою позицию выбираешь не по начальственному указанию, а по тому, понимают тебя твои избиратели или нет.

И совсем другое - работник аппарата. За тобой - коллектив без малого в 120 человек со своими проблемами, надежами, ожиданиями. Над тобой - руководитель, которому ты административно подчинен. В рабочем кабинете каждый день - правые, левые, коммунисты, демократы, жириновцы со своими вопросами, проблемами, документами. Активная политическая позиция в этом случае уже не на пользу, а во вред делу.

Что же делать? Начать осторожничать, выбирать нейтральные темы, обходить острые углы, тщательно взвешивать политические оценки? Ну, и кому будет нужно такое творчество? Мне - не нужно, да и читатель, привыкший к определенному уровню откровенности, вскоре почувствует фальшь.

Одним словом, "парламентские дневники" пришлось задвинуть в дальний ящик стола. Надолго или, может быть, навсегда? Как знать...

...Без малого десять лет спустя после описываемых в этой книге событий я прилетел в Киев на празднование дней России в Украине. Как это принято, в аэропорту официальную российскую делегацию встречал посол России в Украине В.С.Черномырдин. Услышав мою фамилию, Виктор Степанович удивленно поднял бровь: "Какой Исаков? Бывший депутат что ли?" Ему подтвердили, что тот самый. После этого Черномырдин не только не подал мне руки, но постарался даже не смотреть в мою сторону. Единственный из всей делегации, я остался вечером в гостинице, поскольку не получил приглашения на официальный прием в российском посольстве.

Досадно, конечно. Но, с другой стороны, греет душу мысль, что вечера и ночи, потраченные на написание "парламентских дневников" не пропали даром. По крайней мере, на бронированной шкуре одного из крупных российских политиков они оставили след, который чешется до сих пор.

март 2004 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/70/1/EXIT_Вместо%20эпилога.htm


Док. 298253
Перв. публик.: 01.03.04
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 355

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``