В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Эпоха запоя Назад
Владимир Исаков: Эпоха запоя
"Квартет"

Итак, формирование правительства практически завершено. Политический сюжет, волновавший воображение журналистов наравне (если не более) кровопролитных событий в Грозном, постепенно сходит со страниц газет. Можно подвести некоторые предварительные итоги.

Формирование правительства произошло по известному с незапамятных времен принципу "квартета": одна часть "исполнителей" перекочевала из Белого дома на Старую площадь, другая - в обратном направлении, третьи - энергично изображали "шаг на месте" и, в конечном итоге, просто поменяли таблички на дверях кабинетов.

Все члены правительства назначены указами президента и одинаково получают зарплату из государственной казны, но одни едва ли не официально именуются "президентскими", а другие - "черномырдинскими". Видимо, по принадлежности к какой-то тайной политической секте. Помимо прочего, это указывает, что правительственная команда не столь едина, как об этом говорят, и в любой момент в ней может созреть раскол.

...Черномырдин называл фамилию, министр выходил из партера и садился в президиум. Затем - следующий, следующий... Процедура оглашения указа о назначении членов кабинета будила какие-то глубинные, давно забытые воспоминания. Одному из журналистов эта процедура напомнила формирование состава олимпийской команды. У меня, каюсь, возникла другая ассоциация - с раздачей подарков в детском саду: "хорошие дети" вышли к елке и подарки получили, "плохие" - остались сидеть на месте...

Чья рука произвела деление на "хороших" и "плохих"? Было ли, например, публичное обсуждение отчета правительства о проделанной работе? Не было. Или результатов деятельности вновь назначаемых кандидатур? Тоже не было. Почему, например, министр топлива и энергетики Шафраник, который, по общему мнению, работал неплохо, "конфету" не получил? А министр культуры Сидоров, к которому было немало претензий, ее удостоился? Никому не ведомо. В назначении исполнительной власти по-прежнему царствует принцип: "Дают - бери, бьют - беги". И главное - не задавай глупого вопроса "Почему?" А потому!

Процедура формирования кабинета еще раз оттенила обстоятельство, о котором пишет сегодня не только оппозиционная, но и проправительственная пресса: уродливость заложенной в Конституции схемы разделения властей. Никакого "разделения", по сути дела, нет. Президент сосредотачивает в своих руках абсолютную бесконтрольную власть, которой от его имени орудуют скрытые в тени группировки. По вонючим пузырям политических скандалов, всплывающих на страницах печати, можно судить, что "орудуют" далеко не самым лучшим образом и вовсе не в государственных интересах.

Исполнительная власть разделена на две неравнозначных части - администрацию президента и собственно правительство. Первая, приближенная ко "двору", постоянно и не без успеха тянет на себя "одеяло власти" и сбрасывает вниз груз ответственности. Вторая исполняет роль "начхоза", который изображает, будто слушается "начальника", но на самом деле делает то, что считает нужным.

И самое печальное - практически полное отсутствие эффективного парламентского контроля. Парламент был торжественно лишен контрольных полномочий по Конституции. Единственный независимый парламентский орган, который ими обладает - Счетная палата - вызывает столь откровенное раздражение президента и правительства, что со дня на день ожидается "усекновение" ее полномочий.

Каждая эпоха имеет свое правительство. Формирование правительства эпохи "запоя и постзапойных явлений" свидетельствует о том, что в России полностью восстановлена бюрократическая система власти в ее худших проявлениях - беззакония, бесконтрольности, безответственности и бесправия. По-другому править обществом российская элита, по-видимому, не умеет. Окостенелая, негибкая, глубоко антидемократическая система власти уже дважды в этом столетии привела Россию на грань национальной катастрофы. И похоже, ведет к беде в третий раз.

Мы выбираем, нас выбирают...

Особняком в ряду последних кадровых изменений стоит сюжет с назначением в правительство Амана Тулеева. Каждый, кто наблюдает путь этого политика, вряд ли может бросить ему обвинение, что Тулеев "продался", "предал своих" и "перешел на службу режиму". Тулеев пошел в правительство не за деньгами, не должностью, не за славой, не за тем, чтобы, выбрав момент, эффектно хлопнуть дверью. Это тот редкий случай, когда человек пришел просто работать, открыто и честно. Масштаб личности и человеческое обаяние Тулеева таковы, что даже самые оголтелые "демократические" средства массовой информации постеснялись (пока!) мазать его смолой и валять в перьях.

Лучший комментарий к своему назначению дал, по-моему, сам Тулеев. Время не ждет. Лучшие творческие годы уходят, и вместе с ними - возможность сделать что-то полезное, реализовать себя. Приходится выбирать из тех предложений, которые есть.

Чисто по-человечески понимаю Тулеева и все же не могу не задать вопроса: а сознает ли он всю тяжесть своего выбора? Понимает ли, что перейти в "команду Черномырдина" - значит замолчать о том, о чем надо кричать? Согласиться с "правилами игры", принятыми в этой команде? Разделить с этой командой ответственность за то, что она сделала и делает со страной? Подъемный ли это груз?

Грустно, конечно. То, что человек такого масштаба не нашел возможности реализовать себя в рядах оппозиции - проблема не только для Тулеева, но и для самой оппозиции. Не слишком ли затянулось формирование рабочих структур недавно созданного народно-патриотического союза?

Ну почему мы не англичане?

Назначение членов кабинета сопровождалось двумя указами - о структуре и о системе исполнительной власти - которыми в российской государственной машине произведена очередная "реформация".

Упразднены министерство образования и госкомитет по высшему образованию, на месте которых воздвигнуто министерство общего и профессионального образования. Аналогичная судьба постигла министерство труда, министерство социальной защиты и федеральную службу занятости. Они слились в экстазе в министерство труда и социального развития. При этом сами функции этих органов, разумеется, сохраняются. Просто их "сливают" и "разливают", передают из одного ведомства в другое.

...С точки зрения нормального здравого смысла трудно постичь логику подобных "преобразований". Что за ними стоит: желание поддержать "своего" и притопить "чужого"? Сократить вместе с министерством кресло неугодного чиновника? Показать свою власть, выстроив всех "по ранжиру"? Или, может быть, это просто очередная "перетасовка карт", предпринятая от скуки и безделья?..

Министерство науки и технической политики понижено до госкомитета по науке и технической политике. Федеральная комиссия по ценным бумагам, напротив, повышена в звании до государственного комитета. Госкомдрагмет, Госсанэпиднадзор - упразднены.

Нет, я тоже считаю, чтобы неприлично разбухший российский государственный аппарат надо приводить в порядок. Но к чему приводят систематические, по большей части декоративные "сокращения"? К тому, что из аппарата разбегаются последние толковые специалисты, а торжественно отрубленный "хвост" через некоторое время вновь отрастает в еще более уродливом виде.

Весь заключительный раздел указа посвящен нашему любимому занятию - переименованиям. Комитет по государственным резервам переименован в государственный комитет по государственным резервам (стало много лучше!), комитет по рыболовству - в государственный комитет по рыболовству (ловись, рыбка, большая и маленькая!), ВАК РФ теперь будет гордо именоваться "ГВАК" и т.д. и т.п. А дальше пошли и вовсе смешные переделки: Служба внешней разведки украсилась словом "федеральная", Федеральная служба охраны Российской Федерации (совсем недавно, кстати, называвшаяся Главным управлением охраны), переименована в Федеральную службу охраны России... Эпидемия переименований на этот раз бушевала в легкой форме, и свелась к тому, что восьми правительственным ведомствам в наименования вставили слово "государственный" и еще десяти слова "Российская Федерация" заменили на слово "Россия". Легко отделались, собаки!

Англичане не первое столетие спорят: нужна им монархия или нет? Но пока вопрос "не созрел" - все на своих местах. Никто ни одной вывески не тронул. Ну почему мы хоть немного не англичане?

Искусство надувать щеки

Мало кто сомневался, что собравшаяся на внеочередную сессию Государственная Дума утвердит предложенную президентом кандидатуру председателя правительства. Но все же мало кто ожидал, что это произойдет так: с первой подачи, ошеломляющим большинством в 314 голосов.

Утверждение председателя правительства - один из тех немногих моментов, когда бесправная в целом Дума может продемонстрировать свою значимость. Важно распорядиться этим "козырем" умело и грамотно.

Некоторые горячие головы предлагали кандидатуру премьера "для первого раза" завалить. На второй раз - подвесить в неопределенности. И лишь с третьего захода - пропустить. На мой взгляд, это чересчур "круто". Военные действия Думы против президента, которому выразили доверие избиратели (хотя бы и под сильнейшим прессингом) вряд ли вызвали бы одобрение и понимание в обществе. Да и сама Дума (в этом следует согласиться с Жириновским), отвергнув "относительно умеренного" Черномырдина, могла спровоцировать политический кризис, который вполне мог закончиться ее роспуском и назначением куда более радикального лидера.

И все же, убежден, что обсуждение кандидатуры на должность премьер-министра должно было проходить иначе. Нынешняя Конституция не обязывает президента учитывать мнение депутатов при формировании правительства. Напротив, она исходит из того, что основные направления внутренней и внешней политики определяет один человек - сам президент (хотя и добавлено для приличия "в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами"). Эта Конституция содержит множество механизмов и уловок, которые позволяют, в случае противостояния президенту, легко кинуть Думу "через коленку"...

И, тем не менее, как показывает опыт других стран, недостатки Конституции вполне могут быть компенсированы цивилизованной практикой ее применения. Вряд ли Ельцин заинтересован в политическом кризисе, непосредственно после своего избрания. Это давало возможность парламентскому большинству настоять на широком туре политических консультаций, развернуть публичное обсуждение кандидатур. Начать, извините, торговаться. Короче, делать все то, что делает оппозиция в любой стране, для того чтобы показать свою силу и влияние и заставить с собой считаться.

Необходимо было настоять на отчете председателя правительства о проделанной работе, заслушать и обсудить программу предстоящей деятельности, получить исчерпывающий ответ на вопрос о членах кабинета. В итоге все свелось к часовому выступлению претендента и часу ответов на вопросы, причем на вопрос о членах кабинета так и не было дано никакого ответа.

Голосование по кандидатуре главы правительства - кульминационный момент политического спектакля. Оппозиция должна была довести до сознания всех и каждого драму выбора: "Да, мы против этого правительства, мы не согласны с его программой, считаем неприемлемой представленную президентом кандидатуру, но в сложившейся ситуации не видим другого выхода..."

Что-то похожее, кстати, было сказано с трибуны лидерами оппозиционных фракций, но последовавшее за этим дружное голосование "за" придало их словам оттенок неискренности, дало повод для обвинений в "соглашательстве" не только со стороны противников, но и (что особенно прискорбно) сторонников.

Чрезвычайно важный раунд, связанный с назначением членов правительства, оппозиция, на мой взгляд, проиграла, вызвав разочарование и дав ненужные козыри "противной" стороне. Следующий раунд - утверждение бюджета. Надо бы "сыграть" его лучше.

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...

Будучи более чем туманным и таинственным в ответах на вопросы депутатов, Виктор Степанович Черномырдин выложил все без утайки в заявлении о среднесрочной стратегии правительства, адресованном Мировому банку и Международному валютному фонду. Любопытно, что это заявление родилось 13 августа, когда сам Черномырдин уже был назначен на должность, но правительство как таковое еще не сформировано.

Сразу отмечу, что далеко не все в этом заявлении подлежит остракизму и осуждению. Есть несколько пунктов, с которыми лично я вполне согласен. Предусматривается, например, что правительство Российской Федерации "усилит контроль за займами, осуществляемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также окончательно утвердит план действий, направленный на стимулирование указанных органов власти к проведению взвешенной политики в сфере заимствований". Нет возражений на этот счет. Хотелось бы только надеяться, что и само правительство будет следовать своему мудрому плану.

Но далеко не все в заявлении правительства вызывает чувство трогательного согласия. Пункт 2, например, утверждает, что "правительством Российской Федерации будут реализовываться программы последовательного сокращения объемов финансирования на цели создания и сохранения рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости". Как же так? Ведь в своем выступлении перед депутатами Черномырдин толковал прямо об обратном: укреплении "социальной направленности" будущего бюджета и всей политики правительства. Чему же верить?

Следующий пункт свидетельствует о намерении правительства "в течение 1996 года подготовить предложения о том, что минимальные выплаты в социальной сфере, в том числе пособия по безработице, не будут увязаны с минимальным размером оплаты труда". Вот так фокус! Отлично помню ликование, когда минимальные выплаты в социальной сфере в свое время связали с минимальным размером оплаты труда. Это рассматривалось как важнейшая гарантия государственной поддержки "социально незащищенных" слоев. Теперь, что же, эту поддержку побоку?

Как уже отмечалось, не обойдена вниманием Счетная палата: "К 1 сентября 1996 года Правительство Российской Федерации подготовит новый закон о Счетной палате, ограничивающий ее роль проведением аудиторских проверок по факту". Короче, пообещали дать по рукам Счетной палате.

В области структурной политики ключевое место отведено купле-продаже земли, которую уже в самое ближайшее время намерены пустить в широкий рыночный оборот. Тех, кто будет сопротивляться, ничего хорошего не ждет: "Правительство Российской Федерации введет... штрафные санкции по отношению к регионам с целью обеспечить выполнение действующего законодательства в отношении продажи сданной в аренду земли". При этом никто не строит иллюзий, что данные мероприятия будут поддержаны парламентом: массовую куплю-продажу земли, в том числе в городах, планируется запустить на основе указов президента...

Судя по заявлению, правительство прислушалось к широкой общественной критике хода и результатов приватизации. Но у него свое мнение на этот счет: "В течение 1996 года Правительство Российской Федерации... продаст как минимум 1000 остающихся в государственной собственности предприятий, приватизированных по ваучерной схеме... Кроме того, до конца 1996 г. Правительство Российской Федерации намерено приватизировать не менее пяти принадлежащих государству крупных объектов, включая, возможно, объекты недвижимости. Такие торги будут открыты для международных инвесторов". Налетай, ребята!

Если трудовые коллективы все еще рассчитывают что-либо выиграть от приватизации, то совершенно напрасно: "В течение 1996 года Правительство Российской Федерации не будет увеличивать долю доходов от денежной приватизации, поступающую на предприятия... Эта доля будет использоваться в первую очередь для погашения задолженности по налоговым недоимкам".

Любопытно читается раздел, посвященный естественным монополиям, которых у нас осталось немало (газ, связь, энергетика, транспорт и др.). Вопреки здравому смыслу и уже имеющемуся печальному опыту, правительство планирует широкую приватизацию естественных монополий. Одной из первых жертв должна стать государственная корпорация "Газпром", успешно действующая на мировом рынке и вызывающая тем самым жгучую зависть наших зарубежных "благодетелей". РАО "Газпром" планируется разделить на несколько самостоятельных предприятий "осуществляющих сделки друг с другом и другими структурами на открытой контрактной основе".

Наглядный опыт деления естественной монополии на самостоятельные предприятия "осуществляющие сделки друг с другом" мы уже имеем - Аэрофлот. Результат налицо: по оценке специалистов, к 2010 году Россия рискует лишиться практически всего парка самолетов, а заодно и отечественной авиационной промышленности. Теперь этот "передовой опыт" хотят повторить еще и на примере "Газпрома"...

Можно поздравить также и пассажиров: "К 31 декабря 1996 года федеральный орган по регулированию транспорта обеспечит прекращение перекрестного субсидирования тарифов на пассажирские перевозки дальнего следования". Стало быть, стоимость билетов резко возрастет.

Задыхаясь от острейшего недофинансирования всего, невыплат заработной платы, инвестиционного кризиса, потеряв многие миллиарды долларов на экспортных пошлинах, правительство, тем не менее, обещает своим зарубежным "партнерам" снизить также и ввозные пошлины "не менее на 20 процентов к 1998 году и на 30 процентов к 2000 году". Я думаю, что еще немного и все таможенные барьеры можно будет вообще безбоязненно убрать: в экономическое и криминальное болото, в которое превратили Россию, никто по доброй воле не сунется.

От бдительного западного ока не укрылась сфера народного образования, которая также причислена к "естественным монополиям". В этой сфере правительство обещает способствовать развитию "механизма нормативного и подушевого финансирования в общеобразовательных школах, которые будут заложены в проект федерального бюджета на 1997 год". Одновременно правительство упростит "включение новых образовательных учреждений в систему образования, их лицензирование и доступ к государственному финансированию". Другими словами, речь идет не просто о развитии частного образования (против чего, разумеется, никто не возражает), а о развитии его за счет переадресовки и перераспределения жалких крох бюджета, выделяемых на народное образование.

И все же есть что-то символическое в том, что заявление правительства было принято в августе. Пополнило ряд привычных нам "великих августовских событий".

Смех, переходящий в истерику

Но еще больше, чем заявления Международному банку и Международному валютному фонду, впечатляют первые практические шаги нового правительства. Опубликован пакет указов и постановлений, призванных наполнить доходами выметенный под метелку российский бюджет. Первыми под удар попали "челноки", которым вдвое снижена норма беспошлинного провоза товаров и установлена новая повышенная норма таможенного тарифа. По оценке экономистов, эта мера вряд ли серьезно скажется на наполнении бюджета, но обернется ростом цен на рынках и массовым недовольством в регионах, где, не имея других источников к существованию, миллионы людей выживали именно за счет "челночного бизнеса".

Не менее интересен другой указ, призванный упорядочить сбор подоходного налога и страховых платежей с физических лиц. Он "прижимает" другую категорию мелкого бизнеса - предпринимателей, ведущих свою деятельность без образования юридического лица. Через банковскую систему государство решило взять их доходы и расходы под жесткий контроль. Удивительно, как скоро - и месяца не прошло! - российскому обывателю предметно показано, кому служит и на кого ориентируется новое правительство, из чьего кармана намерено возместить "непредвиденные расходы" по выборам президента.

Пункт 2 упомянутого указа устанавливает, что "подоходный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды удерживаются... со всех поступлений гражданам денежных средств, как при перечислении денежных средств на их счета, так и при получении ими наличных средств по любым видам платежных документов". Другими словами, если читать указ буквально, любое движение денежных средств стало рассматриваться как получение дохода и обложено подоходным налогом. Мало того, что государство по закону получило подоходный налог при начислении заработной платы в бухгалтерии, теперь оно по указу еще раз взыщет его при перечислении денег на счет в сбербанке, затем - при получении их со счета, при отправке и получении почтового перевода, и так далее. До такой нелепости надо было додуматься!

В очередной раз (уж не помню, который) вышел грозный указ об отмене всех и всяческих льгот. И почти одновременно с ним - постановление правительства, разрешившее "Сибирской нефтяной кампании" продать за рубеж 3 млн. тонн нефти "из собственных ресурсов, а также приобретенных на внутреннем рынке" для финансирования некоего "эксперимента по компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах". Так что вкладчикам Сбербанка, имеющим омскую прописку, рекомендуется запастись ведрами, корытами и тазами, ну, на худой конец, старой шапкой. Ожидается "золотой дождь". Ждите.

Словом, неплохо открыло сезон новое правительство. С почином вас, дорогие товарищи!

Гороскоп

Вектор политической жизни России в предстоящие недели и месяцы будет определяться противоборством двух основных политических сил - банковско-финансового капитала, концентрирующегося вокруг Лужкова, и сырьевого лобби, считающего своим лидером Черномырдина. Другие политические группировки (промышленники, силовики, ВПК) уже не играют сколько-нибудь заметной самостоятельной роли.

Банковско-финансовая группа находится в динамичном наступлении. Она уже обеспечила себе стратегический перевес в средствах массовой информации. С устранением из Кремля Грачева, Коржакова и Барсукова она значительно укрепила свои позиции в силовых структурах. Следующей жертвой должен стать Куликов, после чего практически все силовые структуры, играющие роль во внутренней политике, перейдут под ее контроль.

При формировании правительства этой группе удалось продвинуть своего человека в самое сердце - на пост первого вице-премьера. В.Илюшин послан в правительство выполнять роль "рефери" - следить за тем, чтобы "банкиры" и "сырьевики" соблюдали приличия и случайно не пожрали друг друга.

В банковско-финансовой группировке есть открыто прозападное крыло, возглавляемое Чубайсом. Оно имеет традиционный перевес в СМИ, которым нередко пользуется (например, именно им был организован массированный удар по Наздратенко). Отдельные шероховатости, которые существовали между Чубайсом и Лужковым, отошли в прошлое. Сегодня по большинству вопросов их позиции совпадают (прежде всего, о продаже земли).

С началом рассмотрения государственного бюджета против Государственной Думы будет организована оголтелая кампания с обвинениями в "организации экономического хаоса" и "провоцировании гражданской войны". После нескольких неудачных попыток принятия бюджета, президент утвердит его указом, а Думу - распустит. Точнее, "полураспустит" - депутаты не будут лишены своего статуса, но им запретят собираться на пленарные заседания. Выборы в новую Думу объявлены не будут.

Региональные выборы покажут, что технологии, опробованные на выборах президента, недостаточно эффективны на местном уровне. Избиратели, разозленные обманом после президентских выборов, будут голосовать "не за тех". В результате Совет Федерации заметно "полевеет". Региональные элиты обретут в нем мощный инструмент давления на правительство и президента.

Выборы сделают региональную власть еще более самостоятельной и независимой от "центра", она на словах и на деле дистанцируется от "надоевших всем московских разборок". Экономически сильные регионы от этого выиграют, экономически слабые, живущие за счет помощи центра, - станут еще слабее.

С.Глазьева удалят из Совета безопасности "в связи с переходом на другую работу". А.Тулеев уйдет из правительства сам.

ФСБ разоблачит в Академии наук законспирированную группу "Анти-Сорос", действующую под лозунгом "Деньги бери, но работай на нас!"

Несмотря на попытку переноса, Новый год придет, как обычно, в ночь с 31 декабря на 1 января.

25 августа 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/70/1/Эпоха%20запоя.htm


Док. 298228
Перв. публик.: 25.08.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 323

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``