В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир исаков: Дешевле некуда Назад
Владимир исаков: Дешевле некуда
Шаг к единству

Прошедшая неделя была насыщена событиями самого крупного масштаба. В Парламентском центре собрался давно ожидаемый съезд народно-патриотических сил России. Съезд заседал полный день, утвердил проект Устава, принял Программное заявление, избрал руководящие органы. Председателем нового движения избран Г.Зюганов, председателем исполкома - Н.И.Рыжков, сопредседателями - С.Говорухин, М.Лапшин, А.Подберезкин, А.Руцкой, А.Тулеев (материалы съезда опубликованы в предыдущем номере "Советской России").

Несмотря на скромное для подобных мероприятий количество делегатов (327 человек), съезд достаточно полно отразил географию и политический спектр народно-патриотических сил России. 104 делегата представляли "центр" и 223 - регионы России. КПРФ на этом форуме представляли 82 делегата, АПР - 54, Союз коммунистов - 22, Союз офицеров - 7, Трудовую Россию - 4 и т.д.

Понимая, что реальное объединение левых, народно-патриотических сил может стать важнейшим фактором политического процесса, пресса по достоинству оценила исторический вес съезда. Журналистов на нем было едва ли не больше, чем делегатов. Корреспондентам не хватило места в зале и они заполнили резервный зал для прессы, коридоры, проходы, хватая за рукава каждого входящего-выходящего в надежде получить дополнительную информацию.

Удастся ли на этот раз объединиться? Будучи свидетелем не менее десятка попыток объединения, я не могу испытывать на этот счет особого оптимизма. Но все говорит о том, что на съезде сделан важный шаг к объединению.

Необходимость такого объединения понимают, кажется, все. Прошедшие выборы еще раз доказали, что лишь при условии полного единства всех сил левой, народно-патриотической ориентации можно реально рассчитывать на победу. Но...

Но объединению противостоят существенные различия во взглядах, в походах, в политической стратегии и тактике. Правительственные средства массовой информации зорко следят за любым расхождением, любой трещиной в стане оппозиции, тут же вклиниваясь и расширяя ее до размеров пропасти. Но главная проблема - властные амбиции лидеров, их плохая личная совместимость, которая уже не раз взрывала подобные коалиции.

Хватит ли сил и терпения на этот раз? И что перевесит: центробежные силы или все же стремление к объединению? Хотелось бы надеяться...

Новорожденному левому, народно-патриотическому, аграрному блоку предстоит решить массу политических, идеологических, организационных задач. Прежде всего - разобраться с собственными "радикалами", которые, претендуя на ведущие роли, способны превратить любое движение в пародию и всенародное пугало. В этом смысле показательны альтернативные по смыслу выступления С.Говорухина, всей силой незаурядного оратора обрушившегося на "консерваторов, которым ничего невозможно доказать" и В.Анпилова, едко критиковавшего "социал-демократический уклон" и "уход с классовых позиций".

Грустно видеть, что серьезные политические проблемы сводятся порой к борьбе окаменелых стереотипов. Да, социал-демократические идеи и лозунги, густо обсиженные людьми типа И.Рыбкина, Г.Попова и А.Собчака, сегодня во многом ими дискредитированы. Но из этого вовсе не следует, что от этих идей надо срочно отмежеваться. Очевидно, что политическая платформа нового блока должна формироваться на основе традиционных социалистических ценностей, в русле прагматичной левоцентристской политики, способной привлечь симпатии широких слоев населения.

Движению предстоит создать собственный общественный имидж, освободив его от негативных черт, которыми в изобилии наделили сформировавшийся на выборах народно-патриотический блок. Выработать простую и привлекательную программу, донести ее до народа. Уже в самое ближайшее время должны начать свою работу исполнительные структуры - теневой кабинет, исполнительный комитет, информационное агентство и другие. Но самое важное - пройти без потерь этап "дележа портфелей" в центре и в регионах, который погубил уже не одну объединительную идею.

Осень президента

Ровно в половину одиннадцатого вышел из Думы, намереваясь отправиться на церемонию вступления в должность президента, именуемую в последнее время вычурным и явно избыточным словом "инаугурация". Хотел пойти пешком (до Кремля 10 минут ходу), но депутаты пригласили в автобус. До Боровицких ворот ехали минут сорок, задыхаясь в бензиновом чаду. Все праздничное настроение, если какое и было, после этого начисто сдуло.

На берегу Москва-реки, у кремлевской стены, выстроена батарея "сорокопяток", видимо, для праздничного салюта. Рядом расставлены артиллерийские тягачи, суетится обслуга. Один из депутатов, в прошлом офицер, окинув картину острым взором, заметил: "Разве так раньше готовились к салюту? Все было новенькое, с иголочки. А у них - машины старые, побитые, вымыты кое-как. О белых ободах на колесах и речи нет, лень заела. Солдаты слоняются, где попало. Везде развал..."

Подъехали к Кремлевскому дворцу съездов (у него теперь новое название, но все по привычке пользуются старым). День отличный: солнечно, не жарко. Лучшее время для торжественной церемонии. Но она пройдет под крышей дворца. И дело вовсе не в экономии средств - на избирательную кампанию деньги швыряли, не задумываясь. Причина, видимо, в другом: все убеждены, что Ельцин по состоянию здоровья не в силах без посторонней помощи спуститься по лестнице и выстоять всю церемонию на ногах. Об этом же говорит отсутствие на церемонии глав других (кроме СНГ) государств и внезапная отмена заранее запланированной встречи с президентом Белоруссии Лукашенко.

Предъявляю придирчивой охране приглашение, прохожу в зал. И тут - неожиданная удача: в первых рядах остались незаполненные места, охрана сама предлагает мне пройти туда. Таким образом, оказываюсь вблизи у сцены, явно не по чину, рядом с членами правительства и Патриархом. Но зато все отлично видно.

На часах 11.55. Медленно открывается занавес, обнаруживая сцену, украшенную красно-сине-белыми цветами. Гвардейцы президентского полка вносят Государственный флаг Российской Федерации и Президентский штандарт (оба введены указами Ельцина и до сих пор официально не узаконены). Вносится специальное издание Конституции Российской Федерации и орден - знак президентской власти.

И опять по привычке фиксирую для себя, что последний атрибут официально не узаконен. Даже точного имени у него нет: одни называют его "знаком президентской власти", другие - орденом "За заслуги перед Отечеством" 1 степени. Кто ввел этот орден? Кто утвердил описание? Кто присвоил? Без правильного государственно-правового оформления награды, "орден" - не более чем дорогой театральный реквизит. И пристало ли лицу, вступающему в должность, в качестве аванса вручать орден "За заслуги"? За какие такие "заслуги" - в избирательной кампании что ли? Логично вручать такой орден не в начале, а в конце срока правления. И получить его, например, от парламента, а не от самого себя...

Течение мыслей на эту тему прерывает голос диктора. Для участия в церемонии приглашается председатель Конституционного Суда Владимир Туманов. Он поднимается на сцену, берет текст Конституции, раскладывает его на белом овальном столе.

Для участия в церемонии приглашаются Председатель правительства Виктор Черномырдин, Председатель Совета Федерации Егор Строев, Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, Председатель Центризбиркома Николай Рябов и Патриарх Всея Руси Алексий II. Все поднимаются на подиум. Томительная пауза...

Наконец, на мониторах, установленных по краям сцены, - Спасская башня Кремля. Крупно - часы. Куранты бьют 12 часов и исполняют несколько тактов российского Гимна (увы, официально тоже до сих пор не утвержденного).

Диктор объявляет: "Президент Российской Федерации!" Гремят фанфары. Из двери справа, откуда обычно появлялось политбюро, выходит Ельцин. Шаг чуть замедленный, но в целом обычный, не шаркающий, как многие опасались. Проходит, становится в центре сцены.

Николай Рябов торжественно объявляет, что по итогам "свободных, демократических выборов" Борис Николаевич Ельцин избран президентом Российской Федерации. Поздравляет и вручает ему удостоверение Президента (Вот это по-нашему! Любовь к разного рода мандатам - это явно деталь из нашей истории). Ельцин молча смотрит в удостоверение, складывает его и прячет в грудной карман пиджака. Ни улыбки, ни жеста. Лицо - застывшая маска. Чувствуется, что участие в церемонии стоит ему громадных усилий.

Председатель Конституционного Суда предлагает принести присягу на Конституции, и поясняет, что с момента принесения присяги он считается вступившим в должность президента Российской Федерации.

Ельцин подходит к столу, кладет руку на Конституцию и, глядя перед собой (точнее, на стеклянную пластинку электронного суфлера), начинает произносить слова присяги. Голос ужасный - натужный, глухой, булькающий. Но, кажется, все же натуральный, а не в записи.

На мониторах картинка: над Кремлем на флагштоке возносится президентский штандарт. Егор Строев возлагает на вступившего в должность президента знак президентской власти. Звучит торжественная музыка.

Слово предоставляется Патриарху Всея Руси. Речь Алексия II была, безусловно, наиболее продуманным элементом церемонии. Патриарх поздравил президента с избранием, напомнил, что народ живет трудно, но верит. В конце речи еще раз поздравил президента от лица верующих всех религиозных конфессий и благословил. (Ельцин слушал Патриарха чуть повернув к нему голову, и покачиваясь от напряжения).

На мониторах в зале: артиллерийский салют из 30 залпов. Оркестр играет "Славься!"

Ельцин поворачивается и... молча уходит со сцены замедленным деревянным шагом (я смотрел затем по трансляции - ни один оператор не рискнул показать его уход крупным планом). Диктор объявляет, что церемония окончена. На часах - 12.18...

В зале - легкое недоумение: как, все? И речи не будет? Участники церемонии начинают медленно подниматься. Одни - стыдливо прячут глаза, другие, напротив, с интересом наблюдают за реакцией публики. Думали, что будет какой-нибудь "ляп", но такого конца все же не ожидали...

Во второй половине дня состоялся банкет, на котором ваш корреспондент не присутствовал. На банкете Ельцин выступил с коротким двухминутным тостом, который, стараясь заполнить зияющую пустоту, телевизионщики "подверстали" затем во все выпуски новостей. Тост по официальному велеречивый и рыхлый, но есть в нем следующие слова: "Волей народа я продолжу дело, которое начал пять лет назад. Народная поддержка дает мне право действовать решительно и твердо".

Действовать твердо? Что-то подобное, кажется, мы уже слышали. В 1993 году...

Президентский опекун

Если бы не держал его в руках, никогда бы не поверил, что такое может быть. Речь идет о распоряжении президента от 3 августа 1996 года номер 413-рп.

Первый пункт этого уникального документа устанавливает, что во изменение принятого ранее порядка подготовки и внесения указов и распоряжений любой документ, вносимый на подпись президенту, должен быть доложен руководителю администрации президента, который лично определяет его о готовность к подписанию либо отправляет на доработку. Другими словами, распоряжением устанавливается "входной контроль" А.Чубайса за тем, кто, что и как несет на подпись президенту.

Но и это еще не все. Пункт 2 распоряжения определяет, что документы, подписанные президентом в обход руководителя его администрации, не выпускаются из канцелярии до тех пор, пока президент не подтвердит своего решения руководителю администрации или начальнику канцелярии.

Все тайное когда-нибудь становится явным. Известно, например, что и раньше президент мог сходу подписать указ о многомиллиардных льготах, не утруждая себя проверкой фактов и изучением экономических обоснований: "Ладно, получай, не обеднеем!" Рассказывают, что Коржакову, озабоченному его безумной щедростью, приходилось даже обыскивать некоторых просителей и валить их на пол, на кремлевские ковры, чтобы изъять у них "случайно подписанные" президентом бумаги. Так что новое распоряжение ничего нового, в сущности, не изобретает, а лишь вводит в бюрократическое русло известную, давно устоявшуюся рутину. (Сомневаюсь, впрочем, что Чубайсу удастся устоять на своих позициях. Напор страждущих льгот и привилегий таков, что сметет любую плотину).

Проблема, собственно, в другом. В государственном управлении существует немало ситуаций, которые требуют немедленного и точного решения главы государства. Например, о ядерном (не дай Бог!) нападении, введении военного и чрезвычайного положения, применения войск для опора боевикам. Как поступить в этих случаях: докладывать все сначала Чубайсу? Дожидаться, пока президент подтвердит руководителю своей администрации, что подписал указы в здравом уме и твердой памяти? И кто будет отвечать, если стратегически важное решение катастрофически запоздает? Скажите же, наконец, кто на самом деле управляет Россией?

Россия - особенная страна. Как показали выборы, немалая часть народа слепо верит власти, наивно надеясь на ее покровительство. Но бойтесь обмануть это патриархальное чувство, оно имеет оборотную сторону! Всякая неуверенность власти, проявление ею физической и интеллектуальной немощи, создает в обществе опасный вакуум, рождает чувство вседозволенности, ощущение свободы от закона и морали... С разваленной экономикой, коррупцией, проевшей все этажи власти, могучим зарядом взаимной ненависти между полюсами расколотого общества и под руководством президента-инвалида страна въезжает в новое Смутное время.

11 августа 1996 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/70/1/Дешевле%20некуда.htm


Док. 298224
Перв. публик.: 11.08.96
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 342

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``