В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Слиска: Оркестр, в котором одни солисты Назад
Любовь Слиска: Оркестр, в котором одни солисты
Дума подобна оркестру, где все депутаты- солисты. Как в этих условиях организовать слаженную работу законодательного механизма? Об этом рассказывает первый заместитель Председателя нижней палаты парламента Любовь Слиска .
Каков механизм рассмотрения законопроектов в нижней палате российского парламента и почему порой интересные и полезные законодательные инициативы ложатся в долгий ящик?
На эти вопросы в интервью "ПГ" отвечает первый заместитель Председателя Госдумы Любовь СЛИСКА .
- Любовь Константиновна , наряду с другими заместителями Председателя Госдумы вы ведете пленарные заседания. Как они планируются и в чем особенность работы председательствующего?
- Государственная Дума планирует свою законодательную деятельность на основе двух документов: примерной программы законопроектной работы на сессию, утверждаемой на одном из первых пленарных заседаний, и календаря рассмотрения вопросов на текущий месяц, составленного по предложениям депутатских объединений, комитетов и комиссий и утверждаемого на заседании палаты.
Что касается работы председательствующего, то она чем-то напоминает роль дирижера оркестра, в задачу которого входит управление большим коллективом людей, объединенных общим замыслом, изложенным в партитуре. У председательствующего тоже есть партитура - это порядок работы заседания Государственной Думы.
Специфика и особая сложность ведения заседания парламента в отличие от управления оркестром состоит в том, что у нас нет второстепенных "партий" - одни солисты! А председательствующий на заседании в отличие от оркестрового дирижера должен быть еще и дипломатом, и психологом, чтобы не дать эмоциям взять верх, а направлять заседание в конструктивное русло. И, конечно, ведущему заседания Госдумы необходимо обладать достаточным личным авторитетом.
- По какому принципу законопроекты выносятся на рассмотрение? - Этот принцип определен думским Регламентом.
В соответствии с его нормами законопроекты включаются в проект порядка работы Государственной Думы в определенной последовательности: вначале рассматриваются законопроекты в третьем чтении, потом во втором и в первом чтениях.
Впрочем, палата может внести любые изменения в собственный порядок работы, предоставив преимущество любому законопроекту. Как правило, это касается законопроектов, внесенных Президентом или Правительством Российской Федерации в качестве приоритетных.
- Порой депутаты выступают с достаточно интересными и нужными законодательными инициативами, но они надолго "ложатся под сукно". Почему это происходит? - Как правило, это происходит по двум причинам.
Первая связана с юридическими и техническими недоработками.
Приходится возвращать достаточно много законопроектов, внесенных с нарушениями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. Их исправление, естественно, затягивает срок рассмотрения законопроектов в палате.
Вторая, достаточно распространенная, причина заключается в том, что Правительство Российской Федерации часто задерживает представление официальных отзывов на тот или иной законопроект. Дума имеет право рассматривать законопроекты и без официально заявленной позиции Правительства, но у подобных законодательных инициатив слишком мало шансов стать законами. Поэтому думские комитеты и стараются не выносить законопроекты на рассмотрение палаты до получения ответа из Правительства. К сожалению, на ожидание этого ответа уходит масса времени.
- Что еще входит в круг ваших обязанностей?
- Я отвечаю за взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации, представляю Государственную Думу в Совете Федерации и являюсь заместителем председателя президиума Совета законодателей. Кроме того, в круг моих обязанностей входит организация взаимодействия Государственной Думы с органами государственной власти Центрального федерального округа и Конституционным Судом Российской Федерации. Одним из направлений моей деятельности как первого заместителя Председателя Государственной Думы является участие в международной межпарламентской деятельности.
Я возглавляю делегации Федерального Собрания в парламентской ассамблее ОБСЕ, АЗЕС и НАТО, являюсь руководителем депутатской группы по связям с парламентом Италии и сопредседателем Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины.
Главная задача парламентариев, сотрудничающих с международными организациями, - представлять государство, а не политические объединения. Именно в этом качестве мы входим в структуры, представленные в парламентских ассамблеях международных организаций. Следует отметить, что зарубежные визиты, как правило, завершаются подписанием важных двусторонних документов - меморандумов о сотрудничестве.
- Вы помогаете детскому дому. Хотелось бы спросить о вашем видении проблемы социального сиротства в стране?
- Социальное сиротство - увы, непременный спутник развития цивилизации.
Войны, стихийные бедствия, эпидемии, катастрофы и революционные потрясения всегда приводили к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей при живых отцах и матерях. И в нынешней России, столько пережившей к тому же и в самое недавнее время, большинство сирот - это те дети, от которых отказались...
Проблема огромная, грозящая нам в будущем неисчислимыми бедами, и болезненная, потому что пока нет лекарства от этой болезни. Никакая заграница нам тут не поможет.
Правда, многое делается сейчас в этом направлении религиозными и общественными организациями, отдельными гражданами России и зарубежья, но, на мой взгляд, нужно активнее работать органам исполнительной власти всех уровней, всем партийным структурам на местах вне зависимости от предстоящих или прошедших выборов.
- Как Госдума работает с законодательными инициативами регионов? Находят ли они свое место в федеральном законодательстве? - На рассмотрении палаты находится большое количество законопроектов, внесенных законодательными органами государственной власти субъектов Федерации. В настоящий момент таких законопроектов более 520. Многие из них отражают реальные потребности общества. К сожалению, только 80 законодательных инициатив регионов стали в течение этого созыва законами. О причинах я уже говорила выше: как правило, это юридические и технические недоработки.
- Какие приоритеты у Думы до окончания весенней сессии?
- Главный приоритет - завершение работы над новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации, закладывающего правовые основы реформирования бюджетного процесса. Новая редакция Бюджетного кодекса предполагает сокращение процедуры рассмотрения бюджета в Думе до трех чтений.
В настоящее время бюджет рассматривается в четырех чтениях.
Хочется подчеркнуть, что впервые федеральный бюджет и, что особенно важно, бюджет на трехлетку будут приняты до окончания весенней сессии. В апреле будет завершена работа над законом о повышении минимального размера оплаты труда и о введении механизмов, позволяющих регионам повышать его опережающими темпами во внебюджетной сфере.
МРОТ с 1 сентября 2007 года увеличится до 2300 рублей в месяц.
Во втором чтении будут рассмотрены проекты федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости " и "Об исполнительном производстве".
Кроме того, в первом чтении планируется рассмотреть законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенный Правительством Российской Федерации.
- Любовь Константиновна, вы единственная женщина в руководстве Думы и одна из немногих женщин-законодателей в российском парламенте. Как вы думаете, есть ли у женщины-депутата какая-то особая миссия?
- Вы знаете, я постоянно выступаю за вовлечение большего числа женщин в политическую жизнь страны, за то, чтобы в Государственной Думе больше депутатских мандатов принадлежало женщинам.
И чем больше я работаю в законодательной власти, тем больше вижу оснований для такой позиции. Женщины-депутаты не только более ответственно относятся к своим депутатским обязанностям, они побуждают к тому же и мужчин-коллег, облагораживают и гармонизируют саму атмосферу в Госдуме. А это, согласитесь, в интересах успешной работы нашего парламента. Что касается миссии...
Быть женщиной с большой буквы в современной России - это сама по себе непростая задача.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 4 Апреля 2007

Док. 298212
Перв. публик.: 04.04.07
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 609

  • Слиска Любовь Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``