В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: У амбразуры Назад
Владимир Исаков: У амбразуры
Россию захватили террористы

"Дорогой папочка! Пока тебя не было, у нас произошло много разных событий.

Дядя Ельцин отправился в Галифакс на встречу семерки, которую по телевидению почему-то называют "восьмеркой". Там он немного посидел вместе со всеми за столом и рассказал сказочку о страшном бандите и террористе Дудаеве. И хотел даже заплакать. Но его похвалили и пообещали приехать весной в Москву, чтобы все могли увидеть, за кого надо голосовать. Он очень обрадовался и не стал плакать.

Был там еще дядя Билл, которого он обнимал, хлопал по плечу и что-то кричал. Все это снимали корреспонденты. Дядя Билл сидел с красными пятнами на лице и ему было очень стыдно.

А еще больницу в Буденновске захватили террористы - то ли Дудаев, то ли Басаев, то ли Ерин. Была перестрелка, в которой погибли люди. Дяди милиционеры придумали хитрый план, который заключался в том, чтобы убить как можно больше людей, испугать террористов и заставить их сдаться. Но местные жители стали кричать и не дали его осуществить.

После этого дядя Черномырдин очень вежливо говорил по телефону с Басаевым и извинялся.

Затем террористам дали автобусы и они отправились домой. Заложников, которые поехали вместе с ними, объявили добровольцами, чтобы в случае чего о них никто не жалел. По дороге им готовили подарки, но автобусы проехали мимо и террористы приехали домой без подарков, но их все равно встречали как героев. А заложники плакали и радовались тому, что их не стали освобождать.

А еще к нам пришел дядя милиционер - искал лиц кавказской национальности. Говорит, что в милиции наводят порядок: теперь она будет защищать граждан от бандитов, а не наоборот. И больше не будет стрелять в кого попало просто так.

Возвращение дяди Ельцина из Галифакса по телевизору почему-то не показали. Журналисты очень хотели его встретить, но их не пустили.

Но зато дядю Ельцина показали в воскресенье. Он сидел в темноте и говорил страшным голосом, совсем как наш дворник дядя Вася, когда сильно выпьет. Он очень рассердился, что у депутатов опять повысился рейтинг, а у него - опять упал. Мы поняли, что он это скоро поправит.

Затем дядя Ельцин объявил траур по погибшим. На телевидении отключили музыкальные заставки, а все остальное оставили по-прежнему. Дядю Черномырдина очень хвалят за то, что в Буденновске убили только сто пятьдесят человек.

Бабушка говорит, что страну захватили террористы. А мама ничего не говорит и мне не разрешает, потому что у нас в доме какие-то жучки, которые нас слушают. Приезжай скорее, мне страшно."

По полному профилю

Бурный поток политических событий на прошлой неделе сменился настоящим водопадом, который едва не смел хрупкие конструкции относительного гражданского мира. Депутаты, принадлежащие к различным фракциям оппозиции наконец-то собрали необходимое количество голосов и поставили в Думе вопрос о недоверии правительству. По случайному стечению обстоятельств это совпало с окончанием операции в Буденновске. Но спикер парламента и председатель правительства настояли, чтобы вопрос о недоверии был рассмотрен именно в этот день.

Претензии к правительству были высказаны по полному профилю - падение экономики, развал армии, катастрофические последствия внутренней и внешней политики, утрата страной экономической и продовольственной независимости, явная неспособность правительства защитить граждан от наступления уголовного террора... Да с таким "букетом" не в отставку, а в тюрьму надо отправлять!

Обещание обеспечить прямую трансляцию заседания (по инициативе Рыбкина за это проголосовала Дума), было тут же аннулировано. Оказалось, "не готовы". А отснятым материалом телевидение распорядилось по своему обыкновению: самые яркие выступления (например Константина Затулина) в трансляцию не попали.

Результаты голосования: 241 - "за", 72 - "против", 20 - воздержались. Правительству объявлено недоверие.

Не остановившись на достигнутом, депутаты во второй половине дня проголосовали за поправки к Конституции о восстановлении парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. В них предусматривается, что отныне палаты парламента могут контролировать действия федеральных органов исполнительной власти и федеральных должностных лиц, создавать следственные комиссии, давать согласие на назначение премьера, его заместителей, силовых министров и министра иностранных дел, Государственная Дума получила право выразить недоверие не только правительству в целом, но и отдельному проштрафившемуся министру.

В поправках нет никакой чрезвычайщины. Взятые в совокупности, они несколько смягчают ненормальное положение, при котором Дума лишена всяких рычагов влияния на правительство и не имеет права контролировать исполнение законов, которые она принимает. Принятые Думой поправки переданы в Совет Федерации для рассмотрения и утверждения. В случае принятия, они вступят в силу после их одобрения двумя третями субъектов Российской Федерации.

Ностальгия по октябрю

Лети с приветом, прилетай с ответом! И ответ не заставил себя ждать. На расширенном заседании правительства Б.Ельцин заявил, что полностью поддерживает правительство и в обиду его не даст: "Работайте не спустя рукава и ничего не бойтесь". Улыбнувшись в телекамеру характерной кривой улыбкой, от которой мороз по коже, он добавил: "Дума может сама себе подписать приговор".

Снова язык угрозы. Как это знакомо: "сверхбоевая осень", "артподготовка", "приговор"... Хор угодливых голосов тут же подхватил: никуда не годная, ленивая, распустить! А Черномырдин без промедления направил в Думу письмо, смысл которого предельно прост: "Или мы, или Дума!"

Признаюсь, с чувством внутреннего замешательства дочитал до конца этот "выдающийся документ". Никогда еще официальная власть не опускалась до такого открытого издевательского цинизма:

"В настоящее время возникла неопределенность положения Правительства России в связи с выражением ему вотума недоверия Государственной Думой, с чем Президент Российской Федерации не согласился.

Длительная, до трех месяцев, неопределенность положения Правительства приведет к резкому ухудшению социально-экономической ситуации, оставит страну без бюджета на 1996 год, разрушит взаимодействие исполнительной и законодательной власти и тем самым вызовет политическую дестабилизацию, а также затруднит международно-правовые действия Правительства России.

В результате ухудшится криминогенная обстановка, обострится положение на Северном Кавказе, осложнится разрешение чеченского кризиса, что сыграет на руку террористам и сепаратистам.

Создается угроза стабильному функционированию государственной власти в стране..."

Что же надо сделать, чтобы избежать всех этих напастей? Всего ничего: выразить доверие правительству или самораспуститься. Оказывается, для того, чтобы в стране заработали наконец заводы и фабрики, был составлен вовремя бюджет, прекратилась чеченская война, остановилось повсеместное наступление преступности нужен всего-то сущий пустяк - разгон Государственной Думы! Глава правительства повел себя как уличный хулиган, который прихватил интеллигента за галстук: "Ах, ты мне не доверяешь? Стало быть, и не уважаешь? А ну повтори, я тебе щас врежу!"

Перед Думой встала дилемма: повторять или не повторять?

Юридические нюансы

Статья 103 пункт "б" Конституции Российской Федерации предусматривает, что в числе других полномочий Дума может рассмотреть вопрос о доверии правительству. Это вопрос рассматривается в двух вариантах: по инициативе депутатов (часть 3 статьи 117) и по инициативе правительства (часть 4 статьи 117).

Различие между ними существенное. В части 3 статьи 117 заложена длинная и нудная процедура: Дума должна проголосовать ЗА НЕДОВЕРИЕ правительству, после чего президент получает право (но не обязан) отправить правительство в отставку. Учитывая, что президент по Конституции сам имеет право на отставку правительства, решение Думы мало что к этому добавляет. Затем Конституция дает три месяца на размышление. Если в течение этого срока Дума подтвердит вотум недоверия, президент обязан отправить в отставку правительство либо распустить Думу.

Напротив, часть 4 статьи 117 облегчена до предела: председатель правительства может в любой момент поставить вопрос о доверии правительству. Дума обязана ПОДТВЕРДИТЬ ДОВЕРИЕ правительству (которое она не избирает и не формирует и которое никак не контролирует), а если не подтвердит, то президент получает право отправить в отставку правительство (он и без Думы это может в любой момент) либо распустить Думу. Учитывая, что депутаты уже проголосовали за недоверие правительству и вряд ли переменят свою позицию, часть 4 статьи 117 превращается в безотказный механизм для роспуска Думы.

В принятом в свое время Регламенте Государственной Думы (проект был подготовлен комиссией законодательных предположений при президенте под руководством М.Митюкова) предусмотрительно записали, что Совет Государственной Думы обязан назначить вопрос к рассмотрению в течение 10 дней со дня внесения представления правительством, и далее: "Если решение, упомянутое в части первой настоящей статьи, не принимается, это означает, что Государственная Дума отказывает в доверии Правительству..." Такой вот "капкан" для парламента был предусмотрительно установлен авторами Конституции и проекта Регламента.

И еще один любопытный нюанс. Высказав полное доверие правительству на словах, Ельцин очень своеобразно закрепил свое решение на бумаге. В своем ответе парламенту он сослался на часть 2 статьи 117 (право президента самому отправить правительство в отставку), а не на часть 3 этой статьи, на основании которой был объявлен вотум недоверия Думой. С формальной точки зрения Дума не получила ответа на свой вопрос, а Ельцин - не связал себя обязательствами о дальнейшей поддержке правительства перед Думой.

В этой ситуации мнение юристов было однозначным: повторное рассмотрение вопроса о доверии правительству не вытекает ни из Конституции, ни из существа дела. Конституция дает 3 месяца на размышление. Суетливое возвращение к вопросу о доверии правительству снижают значение и политический вес решения, принятого Думой.

Портрет на фоне

Но кроме юридической логики есть другая логика - политическая. На заседании Совета Думы под давлением спикера парламента вопрос о письме Черномырдина был все же включен в повестку дня. Несмотря на знойное лето, под Думой затрещал тонкий лед.

В создавшейся острой политической ситуации парламентские фракции и группы повели себя очень по-разному. Большинство фракции коммунистов решило рвануть на груди рубаху: "Стреляй, гад! Стреляй коммуниста!"

Однако Геннадий Зюганов не стал исключать возможность компромисса, вполне справедливо полагая, что хороший спортсмен должен падать не на старте, а на финише политической кампании, под аплодисменты болельщиков.

Жесткую позицию на этот раз заняло обычно осторожное "ЯБЛоко". Его лидер Г.Явлинский заявил: "Избиратели нас не поймут, если в сложившейся ситуации мы будем держаться за кресло и уклоняться от повторного вотума недоверия правительству." Рыцарство, конечно, прекрасно. Но уместно ли оно при встрече с бандой, которая не только рыцарских, но вообще никаких законов не признает? И не придется ли господину Явлинскому кусать локти в досаде, получив итоги выборов, которые отдаются им под полный контроль правительства?

Аграрники почти единогласно проголосовали за недоверие, но освободили от голосования членов фракции, состоящих в правительстве, и потребовали от них не подавать заявления об отставке. Прагматичные аграрники не приемлют сути правительственной политики, считают ее разрушительной, но работать на земле надо и кормить семьи - тоже. А крестьянин по-прежнему круто зависит от милости правительства.

Фракция ЛДПР проголосовала за вотум недоверия и категорически против роспуска парламента. В прессе сообщалось, что В.Жириновский до последнего момента вел закулисный торг, пытаясь обменять голоса своей фракции на несколько мест в правительстве. Видимо, не сторговались.

"Женщины России" под руководством Е.Лаховой заняли обычную для них позицию полусогласия-полуотрицания. Да, они согласны, что правительство заслуживает отставки, но вполне удовлетворятся отставкой нескольких силовых министров.

Пропускаю так называемых "регионалов", о позиции которых трудно сказать что-то определенное - они голосовали индивидуально, как Бог на душу положит. Кстати, это еще один аргумент в пользу сохранения партийной структуры парламента. Против вотума недоверия правительству открыто выступили только проправительственные фракции "Стабильность" и ПРЕС, да гайдаровский "Выбор России".

Последний, это теперь вполне очевидно, широкими шагами уходит в политическое небытие. Не берусь судить, какой Гайдар экономист, но политик он неважный. Фракция "Выбор России" была среди тех, кто резко и бескомпромиссно осудил авантюру в Чечне. Но общественное мнение к тому времени еще не сформировалось - общество думает медленнее политиков, живущих в атмосфере политической борьбы. Людям надо обсудить, осознать происходящее... В результате в партии произошел раскол - часть влиятельных "выбросов" покинула ее ряды.

Гайдар умерил публицистический пыл, занял более осторожную позицию. Но как раз к этому времени антивоенные настроения достигли пика и его умеренность выглядела как сдача позиций. Теряя политическое влияние, Гайдар заметался - выступил в поддержку правительства, но осудил президента. Вышло совсем смешно: да кто же не понимает, что правительство и президент - единое целое? В конечном счете и здесь получился провал: "Выбор России" и иже с ним не смогли предотвратить вотума недоверия правительству и тем доказали свое бессилие. Как неловкий сапер, Гайдар высовывается всякий раз, когда над его головой пролетает мешок с песком. Можно только пожелать, чтобы "Выбор России" как можно дольше не расставался с таким лидером!

Ну а впереди всех на вороном коне гарцует Сергей Михайлович Шахрай - комментируя, разъясняя, подзуживая, стравливая, подстрекая. Ему не терпится стяжать лавры участника очередной политической авантюры.

Немаловажна зарубежная реакция на реальную угрозу роспуска Государственной Думы - она резко негативна. В отличие от наших политических инфантилов, западные лидеры отлично понимают, что второй за два года роспуск парламента ставит государство на грань социального хаоса и крушения всех демократических институтов.

Куда плывет Рыбкин?

Все счастливые парламенты счастливы по-своему, все несчастные - одинаковы. Мне довелось видеть в стрессовых ситуациях Верховный Совет и Государственную Думу. Парламенты ведут себя практически одинаково: бурным потоком льются речи, депутаты рвут друг у друга микрофоны, внося десятки предложений - и разумных, и нелепых. Решающая роль в этих ситуациях принадлежит спикеру парламента - его умению охладить страсти, прекратить "панику на корабле", найти правильный выход и твердо к нему вести. Пришел момент, о котором я писал год назад: настало время "ложиться на амбразуру".

Рыбкин на этот раз не стал противиться рассмотрению вопроса о вотуме недоверия правительству. Но после голосования фактически дискредитировал решение Думы тем, что начал голосовать предложения о недоверии отдельным членам кабинета. Депутаты изумились: "Зачем?" - не стали голосовать. Непринятие решения было тут же расценено прессой как разброд в депутатском корпусе и даже как ВОТУМ ДОВЕРИЯ наиболее проштрафившимся членам кабинета. Довольный улыбающийся Грачев так и заявил по телевидению: "Спасибо депутатам, которые высказали мне доверие!"

Задача спикера - уберегать парламент от подобных ошибок, эта же была буквально навязана. Не стал он возражать и против повторного рассмотрения вопроса о доверии правительству, хотя отлично понимал, что это капкан, который может закончиться роспуском Думы. Каковы причины столь странного поведения?

Радикальная часть депутатского корпуса полагает, что Иван Петрович "продался" и специально ведет корабль на скалы, потому что ему уже приготовлено хорошее место в правительстве или в президентских структурах.

Умеренная часть склонна видеть здесь тонкую игру: на Совете Безопасности Ельцин "сдаст" нескольких министров и довольная Дума, поворчав, проголосует за доверие правительству. Эту же версию усиленно пропагандируют и правительственное телевидение и радио: депутаты-де не захотят расставаться с уютными кабинетами и тут же сменят гнев на милость, как только им сделают символическую уступку.

25 июня 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/58/1/У%20амбразуры.htm


Док. 298189
Перв. публик.: 25.06.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 260

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``