В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Похабный мир Назад
Владимир Исаков: Похабный мир
Есть у нас одна унтер-генеральская вдова

Во вторник Центральное телевидение практически беспрерывно показывало довольного, улыбающегося президента Ельцина. Еще бы! Он славно потрудился. Почти двухнедельные "посильные размышления" над вопросом "Быть или не быть избирательному закону?" завершились категорическим: "Не быть!"

Что же не устроило главу государства в принятом с таким трудом, преодолевшем все мыслимые и немыслимые препятствия законе о выборах депутатов Государственной Думы? Во-первых, злосчастная пропорция "50x50". То есть 225 депутатов по партийным спискам и столько же по одномандатным территориальным округам. Президент считает эту пропорцию "несправедливой". Но позвольте! Кто, как не сам он два года назад сформировал Государственную Думу именно по этой "несправедливой" пропорции? А теперь одумался и требует "родить ее обратно". Причем тут "справедливость"? Лучше уж прямо признать, что дело - в голом политическом расчете, желании посодействовать черномырдинскому блоку, которому удобнее пробиваться в одномандатных округах, по возможности не засвечивая номенклатурного происхождения своих кандидатов.

Вторая претензия - статья закона о выборах, которая обязывает кандидата в депутаты, находящегося на государственной службе, после регистрации временно приостановить свои должностные полномочия, дабы не было искушения использовать их в целях получения депутатского мандата. Разумеется, это тоже не устраивает номенклатурно-аппаратное лобби. Куда как удобно - стать депутатом, даже не отрывая зада от министерского кресла. Лишить этот блок "подсоса" из государственного бюджета значит - заведомо обречь его на поражение.

Но простите! Разве кто-нибудь отменял принцип разделения властей? В "цивилизованных" капиталистических странах, на которые мы сегодня держим равнение, подобное требование само собой разумеется. Стоит, наверное, напомнить, что аналогичное требование закреплено и в нынешней ельцинской Конституции, переходные положения которой разрешили совмещение поста министра и депутатского мандата только в Государственной Думе первого созыва. Но "исключение" так понравилось, так пришлось по вкусу, что теперь его хотят сделать правилом.

Третья претензия - еще "круче". Президент настаивает, чтобы на выборах депутатов Государственной Думы была установлена единая с президентскими выборами 50-процентная норма явки избирателей при двухтуровой системе голосования.

Никто не спорит, что такая система лучше, демократичней. Но ведь сам Ельцин отказался от нее на выборах в декабре 1993 года, как только обнаружилось, что реальная явка избирателей в первом туре едва перевалит за 25 процентов, а во втором туре будет и того меньше. Если бы требование, на котором он сегодня настаивает, было применено два года назад - нынешняя Государственная Дума просто не состоялась.

Что же изменилось с тех пор? В лучшую сторону - ничего. Явка избирателей на очередных выборах будет, скорее всего, еще ниже, чем два года назад - промежуточные выборы это доказали. Устанавливая планку явки на уровне "не менее 50 процентов", президенту следовало бы прямо сказать народу, что он не хочет никаких выборов.

Самое любопытное, что три положения из четырех, послуживших основанием для президентского "вето" - 25-процентная явка, один тур голосования и несовместимость статуса кандидата с государственной службой - были в проекте закона о выборах депутатов, внесенном самим президентом в Государственную Думу. Четвертое - пропорция "50х50" - как я уже сказал, взято из президентского указа, по которому в свое время формировалась Дума. То есть все это было предложено самим президентом! На недоуменный вопрос: "Что же произошло?" - Г.Сатаров ответил: "Президент, как и всякий человек, может изменить свою позицию".

Политическое лицемерие президентского письма настолько очевидно, открыто, что просто диву даешься. Ну разве трудно было целому штату президентских помощников и советников прикрыть его сияющую наготу хоть какими-то словесами насчет "демократии", "законности" и "прав человека"? Глядишь, может быть, и нашлись еще где-нибудь простаки (особенно за рубежом), которые бы через силу этому поверили.

А собственно, зачем? Что это меняет? Потому, наверное, и написали едва ли не открытым текстом: "Выборов не хотим", "Разделения властей не желаем", "Власть никому не отдадим". И вообще, ну ее к черту, демократию. Надоела!

Политические партии и парламент страны поставлены перед выбором, чем-то напоминающим Брестский мир. Похабный, унизительный для страны мир. Кто-то, вероятно, попытается броситься перед "супостатом" на колени, кто-то начнет тянуть время, кто-то без церемоний перебежит в лагерь нынешних "победителей". Я полагаю, есть один достойный выход из сложившейся ситуации - этот похабный мир принять. И пусть они ищут новые зацепки, новые аргументы, чтобы сорвать, отменить выборы!

Но уж если выборы все-таки состоятся... Не завидую я господину Черномырдину и иже с ним! На последних союзных парламентских выборах номенклатура чего только не нагородила - и окружные предвыборные собрания, и "партийную сотку". Ничего не помогло! Волна народного возмущения смела все препятствия. Так будет и в этот раз, если выборы состоятся. Надо, чтобы состоялись!

Рука бойца колоть устала

Поднявшись к себе после заседания, обнаружил на столе увесистый пакет, украшенный двуглавыми орлами и прочими регалиями президентской почты. Сердце екнуло: "Табе пакет". И точно - от президента.

В сопроводительном письме на трех страницах пояснялось, что президенту надоело получать законы из двух источников - из Думы и из Совета Федерации. И, рассердившись на бестолковый парламент, он возвращает все накопившиеся за последнее время законы без рассмотрения и подписания - числом пять штук.

Здесь необходимо пояснить, что по действующей (а точнее, бездействующей) ельцинской Конституции, принятый Думой закон должен поступить на одобрение в Совет Федерации. Будучи не рассмотренным в течение 14 дней, закон автоматически считается одобренным (изъятия касаются незначительного круга законов, предусмотренных статьей 106 Конституции). Но В. Шумейко взял за правило - вылеживать законы в сейфах сверх всяких сроков, не отправляя на подпись президенту. Поэтому Дума вынуждена направлять законы на подпись в обход Совета Федерации, дабы обеспечить соблюдение конституционных сроков.

До последнего времени система действовала безотказно. Например, в Совете Федерации Гражданский кодекс "тормознули", а президент по инициативе Думы - взял да и подписал. Но на этот раз в пачке оказались законы, которые Б.Ельцину подписывать, видимо, не хотелось: "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания", "О моратории на одностороннее сокращение Черноморского флота", "О внесении изменений в закон "О воинской обязанности и военной службе"... И особенно закон "Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который восстанавливал некоторое равновесие властей на местах, нарушенное октябрьским (1993 года) государственным переворотом. Но вот как наложить на него "вето", если этот закон значится в "Договоре об общественном согласии" в числе первоочередных?

Президентские мудрецы подсказали выход: смахнуть всю пачку законов со стола, как макулатуру. Вернуть в Думу без рассмотрения. Пусть расхлебываются! Надо ли объяснять, что по Конституции у Ельцина нет такого права. Либо - подписать, либо - отклонить, третьего не дано. Выступая на словах в защиту "конституционности", он вновь самым грубым образом нарушил Конституцию.

24 мая 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/58/1/Похабный%20мир.htm


Док. 298186
Перв. публик.: 24.05.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 263

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``