В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Эффект домино Назад
Владимир Исаков: Эффект домино
Кого назначат "фашистом-95"?

Отгремели праздничные салюты, потянулись чередой трудовые будни. Имеет смысл оглянуться на прошедшие праздники, попытаться оценить их значение.

Приятно, что даже при наличии серьезных разногласий большинство политических лидеров планеты все же смогли подняться над текущей коньюнктурой и сиюминутными расчетами и приехали отдать должное подвигу советского народа во второй мировой войне. Несмотря на все попытки коньюнктурщиков (в том числе отечественных "историков" школы Волкогонова) принизить значение этого подвига, он по-прежнему остается одной из величайших вершин человеческого духа и самопожертвования.

Потомки оказались плохими наследниками - утратили практически все, за что боролись, отдавали свои жизни их отцы и деды. Утратили экономическую и политическую независимость страны. Утратили идеалы. Утратили военно-стратегический паритет. Утратили братскую общность народов. Утратили государство - Союз ССР, не сегодня-завтра могут потерять и Россию. Поистине праздник со слезами на глазах.

Выскочившая перед трибунами во время военного парада дворовая собачка зримо подчеркнула унижение России, второсортность места, избранного для демонстрации ее величия и силы. Парад около мусорных баков.

Гуляя с детьми на Поклонной горе, я старался вообразить себе, станет ли это место центром притяжения, предметом любви народной, очагом возрождения народного духа.

Не станет. И дело даже не в том, что Поклонная гора была густо заставлена в этот день рядами пестрых ярмарочных балаганов, завалена горами отбросов. Расторопный Лужков (надо отдать ему должное) мусор вывезет и киоски уберет. Но это не вернет картине лик святости. Скачущие опереточные амазонки на крыльях здания... Летящие со штыка трубящие ангелочки... Юноша-воин с лицом восточного витязя... Как все это далеко от духа, от идеи народного подвига!

Красив и наряден храм Георгия Победоносца. Но здесь ли ему место? Рядом, говорят, хотят поставить мечеть и синагогу и будут по-своему правы: за Родину умирали не только православные. Выходит, страну защищали вместе, не делились, а молиться пойдем в разные храмы? Кто и зачем такое придумал?

Во всем, куда ни кинешь взгляд, - недодуманность, недотянутость. Отсутствие концентрации мысли и воли, случайность решений. Нет здесь духа Победы. Но незримо витает надо всем дух сегодняшнего поражения.

И отечественные, и зарубежные средства массовой информации обратили внимание на назойливо повторяющийся мотив праздничных выступлений Б.Ельцина - опасность "возрождения фашизма" в России: президент-де сделает все, чтобы этого не случилось. Еще одно доказательство того, что тема "борьбы с фашизмом", усиленно раздуваемая средствами массовой информации, возникла не случайно. Ей предназначена ключевая роль в том, чтобы дестабилизировать обстановку в стране накануне выборов. По осени следует ждать новых сенсационных разоблачений "связей с фашистами" оппозиционных движений и партий, ведущих политических деятелей, не исключен и новый "поджог рейхстага". Подверстывая в свои речи тезис об "опасности возрождения фашизма" в России, Б.Ельцин готовит оправдание своих будущих антиконституционных действий.

Наш дом - "Газпром"

Итак, учредительный съезд движения "Наш дом - Россия" состоялся. Все было очень просто. Рассказывают, что около сорока глав администраций "из глубинки" получили накануне правительственную телеграмму: прибыть самому, взять с собой заместителя, третьим прихватить "деятеля искусства или бизнесмена". Так сформировался состав "участников съезда".

Ожидалось, что глава правительства, как человек осторожный, даст новому движению только имя, а возглавит его кто-нибудь другой, но В.Черномырдин не стал играть в прятки и возглавил движение лично. Над заместителями тоже не долго думали: одним стал первый вице-премьер О.Сосковец, другим - глава администрации Самарской области К.Титов. Последний же не стал наводить тень на плетень и перед телекамерами откровенно признал, что одна из главных целей движения - "сохранить нас у власти".

Оригинальная, согласитесь, ситуация. В "нормальных" странах партии и движения борются на выборах, завоевывают голоса избирателей, приходят к власти, формируют правительство. У нас - наоборот. Правительство, находящееся у власти по воле президента, вместо того чтобы управлять страной, образует блок для борьбы на предстоящих выборах. При этом, делая круглые честные глаза, уверяет всех, что "ни-ни", "ни на маковую росинку" не будет использовать в предвыборной борьбе государственные ресурсы.

Народ у нас, конечно, доверчивый, всему поверит. Но все же как-то настораживает, что не успел прозвучать призыв, как в приемных глав администраций выстроился длинный хвост предпринимателей, банкиров и коммерсантов, желающих поучаствовать "морально и материально" в новом предвыборном блоке. Разумеется, "абсолютно бескорыстно", без всякого расчета на золотой дождь, который прольется в случае победы блока на выборах...

Автора этих строк на учредительный съезд НДР, разумеется, не пригласили. Но и того, что показали по телевидению, опубликовали в печати, вполне достаточно, чтобы оценить прелесть и "аромат" состоявшегося события.

Отцы-основатели нового движения уверяют, что оно будет опираться на "простого человека". "Наша задача - подчеркивают они в программном заявлении, - сформировать цивилизованные механизмы принятия экономических решений, в которых бы учитывались интересы всех, кто хочет и может на деле строить новую российскую экономику". По всему документу разбросаны прекрасные, вдохновляющие призывы и лозунги: "укреплять позиции отечественных товаропроизводителей", "стабилизировать работу высокотехнологических и наукоемких производств", "обеспечить продовольственную независимость России" и т.д. и т.п. Простите, кто мешал вам осуществлять эти цели раньше? Кто мешает сейчас, когда вы реально находитесь у власти? И ничего не можете сделать.

В раже предвыборной агитации авторы программного заявления не погнушались популизмом самого дешевого пошиба. Например: "Важнейшая функция государства - защита трудовых сбережений россиян от посягательств различного рода махинаторов". Думаете, народ уже позабыл, кто произвел одномоментный отпуск цен, в ходе которого сгорели эти самые "трудовые сбережения"? Кто воевал против закона о компенсации вкладов граждан в Сберегательном банке, объявляя его "инфляционной мерой"? Кто уклоняется от расчета по долговым товарным обязательствам государства перед гражданами? Кто напек в ходе приватизации кучу жульнических "инвестиционных фондов", растворившихся без осадка вместе со вкладами населения?

Абзацем ниже пускают слезу: "Мы заботились и будем заботиться о наших пенсионерах, которые честным и тяжелым трудом заслужили себе право на спокойную старость". А кто же блокировал все законопроекты Думы о повышении пенсий? Кто опустил пенсию ниже прожиточного минимума? Кто, используя Пенсионный фонд как резервную "заначку", задолжал ему триллионные суммы, за счет которых можно было бы повысить пенсии? Думаете, пенсионеры об этом забыли? Каким редкостным бесстыдством надо обладать, чтобы, зная все это, утверждать: "Мы заботились и будем заботиться..."

Среди прочих тем авторы предвыборной правительственной программы не обошли и вопрос государственного устройства России: "Мы видим Россию сильным, демократическим, подлинно федеративным государством". И это в тот самый момент, когда без выборов, указом президента, назначен глава Карачаево-Черкесской республики (сидел на учредительном съезде в первых рядах). А другим указом, "в порядке исключения" разрешено провести выборы главы администрации Свердловской области. Ситуация понятна: поклонись барину в ножки - любой вопрос решит. Тут вам и "демократия", и "федерализм"!

"Мы заявляем о поддержке нашей российской армии - пишут авторы программного заявления. - Ее честь и достоинство для нас неотделимы от чести и достоинства Родины". Но о какой "чести и достоинстве" может идти речь, когда армии до сих пор не объяснили, что она делает в Чечне? Президент России на весь мир заявил: "Мы в Чечне не воюем, армии в Чечне нет." И тут же подписал указ о моратории на боевые действия. Армии нет, а "боевые действия", выходит, есть?

По какому-то странному совпадению в день проведения учредительного съезда в Думу пришла среднесрочная программа действий правительства "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". Не буду в очередной раз занудно объяснять, что в "нормальных" странах правительство не утверждает само себе программу, а представляет ее в парламент и добивается одобрения (а как же иначе, ведь правительство - исполнительная власть). Не стану в очередной раз удивляться, что правительство, которое собирается победить на выборах, утверждает себе программу всего на полтора года. Не будем мелочиться.

Но нельзя не обратить внимания, что многим существенным моментам предвыборная правительственная агитка расходится с тем, что то же самое правительство записало себе в рабочую программу. Например, в предвыборной агитке читаем обещание "обеспечить права граждан на бесплатное медицинское обслуживание". В программе правительства - иное: "Планируется постепенный переход к финансированию основной части услуг здравоохранения путем введения индивидуальных счетов обязательного медицинского страхования, средства которых формируются из личных обязательных взносов..." А в обещаниях Международному валютному фонду туман окончательно рассеивается: "Будут приняты меры по стимулированию приватизации медицинских и образовательных учреждений". Так чему же верить?

Закругляя поток красивых слов и невыполнимых обещаний, авторы правительственного предвыборного программного заявления без лишней скромности провозглашают: "Наша программа - это программа серьезных людей, привыкших к серьезному делу. Программа профессионалов, знающих что и как нужно делать, чтобы возродить и обустроить Россию." И делают вывод: "Не народ должен жить ради государства, а государство должно существовать ради народа."

А вы, часом, не перепутали?

Сладкая парочка

Интригуя телезрителей, информационная программа НТВ сообщила, что в программе "Итоги" в прямом эфире встретятся Е.Гайдар и Г.Явлинский и сделают сенсационное заявление. Встреча действительно состоялась и "сенсационное заявление" прозвучало. Суть его сводится к тому, что "Выбор России" и "Яблоко" решили создать предвыборный блок. Радостно квохчущий, наподобие удачливой свахи, Е.Киселев лично освятил этот "брачный союз".

Хотя Е.Гайдар попытался разыграть сцену, что "брачный контракт" состоялся прямо здесь, в студии, на глазах телезрителей, роли в этом контракте оказались уже распределены: Г.Явлинскому определен пост президента, Е.Гайдар удовольствовался портфелем премьер-министра. Разумеется, в случае победы блока на выборах.

Г.Явлинский слегка приоткрыл центральную идею будущей избирательной кампании: от "прошлого" (коммунистов, аграриев), через "настоящее" (партию власти В.Черномырдина) - к "будущему" (яблочному выбору России).

Не стану с этим спорить: в конце концов, на то и выборы, чтобы избиратели определили, кто - прошлое, а кто - будущее. Символично другое: "демократы" демонстративно отграничили себя от черномырдинской "партии власти", бросили ей недвусмысленный вызов. Ничего хорошего для "партии власти" такой поворот событий не сулит: она лишается столь необходимого ей "идеологического прикрытия". Но и "демократы", лишившись поддержки "партии власти", увидят на выборах, чего они стоят сами по себе.

Объединение двух "демократических" фракций, о котором объявили Г.Явлинский и Е.Гайдар, неплохой знак и для других частей политического спектра: хватит делить будущие "лавры", пора по-настоящему объединять силы.

Аплодисменты в студию!

Среди разных тем, поднятых на учредительном съезде правительственного блока, была и тема принятого Думой выборного закона. Подводя итог, В.Черномырдин в свойственной ему манере провозгласил: "Этот закон не очень хороший. Там есть не только 225 на 225. Там есть и другие вопросы, которые требуется уточнить". И дал понять, что президент Б.Ельцин, скорее всего, этот закон не подпишет.

Советник президента Г.Сатаров, напротив, выступил с утверждением, что президент обязательно подпишет закон. Проблему "подпишет - не подпишет" тут же подхватила сметливая околоправительственная пресса. Минорной нотой по всем телеканалам зазвучала тема "процедурных нарушений" якобы допущенных при принятии закона...

История принятия федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, действительно, изобилует детективными сюжетами и драматическими поворотами. Сначала И.Рыбкин, оберегая престиж президента, не поставил внесенный им законопроект на голосование под явный провал, а проголосовал его вкупе с тремя поправками, на которых настаивали большинство фракций. Президент не оценил его деликатности: в Думу пришло письмо, в котором депутаты обвинялись в неуважении к президентскому законопроекту.

После принятия законопроекта о выборах об этом "процедурном нарушении" заговорили вновь. Но при этом замалчивается следующее обстоятельство: Дума давно исправила свою ошибку. При принятии закона во втором чтении президентский законопроект был поставлен на голосование в "чистом виде", без поправок, и, как ожидалось, не прошел. Так что "процедурная чистота" в этом вопросе полностью восстановлена.

Более чем драматически развертывалось обсуждение законов о выборах в Совете Федерации. Ласково улыбающийся с экранов телевизоров В.Шумейко предпринял все возможное и невозможное, чтобы собрать свою палату в "мертвый сезон" между 1 и 9 мая (иначе законы могли вступить в силу по истечении срока, "автоматом"). Каждый член Совета Федерации получил по четыре телеграммы, в которых его обязывали прибыть на заседание. Не удовлетворившись этим, С.Филатов продублировал вызов по каналам администрации президента.

Надо ли говорить, что судьба закона о выборах была в этих условиях предрешена? Несмотря на положительное заключение комитета Совета Федерации по законодательству, закон "прокатили" с разгромным счетом: 11 - за, 114 - против. Выполнив обещанное, главы администраций неспешно потянулись к выходу...

Здесь бы В.Шумейко остановиться, попридержать резвых коней, но натура не позволила - понесло. И он допустил то, что категорически возбраняется не только народным артистам, но и народным депутатам - переиграл. Раззадорив репликами Совет Федерации, проголосовал за полную ликвидацию выборов по партийным спискам. А затем начал издевательским тоном поучать: "Так будет до тех пор, пока не будет компромисса". И пустился совсем уж в сомнительные политические комментарии (цитирую по стенограмме): "Этот закон полностью отметает участие этого (правительственного - В.И.) блока, потому что по этому закону всем министрам надо оставить свою работу, а потом уже участвовать... Этот закон как раз полностью подрывает все, что объявлено Черномырдиным. Поэтому и по этой причине его еще раз надо будет долго и нудно смотреть."

Масла в огонь подлил опытный, казалось бы, политик - Г.Сатаров, который на согласительной комиссии открытым текстом заявил: "Я уполномочен довести до уважаемых членов согласительной комиссии следующую позицию президента, хотя она уже оглашалась... По существующей Конституции выборы не могут проходить на основании указа. В Конституции есть четкая запись о том, что выборы в Государственную Думу проводятся на основании Конституции и соответствующего федерального закона. Поэтому непринятие закона в допустимые сроки приводит к ситуации конституционного кризиса. Одновременно есть в Конституции запись о том, что депутаты на переходном положении избраны на два года. Отсутствие закона обрекает страну на то, что в ней не будет нижней палаты."

Нахальство Шумейко и явно преждевременная откровенность Сатарова взорвали ситуацию в Государственной Думе. Противники закона о выборах жалко мямлили что-то об "интересах избирателей", но всем стало ясно, что этот закон мешает прежде всего "партии власти".

Ибо выборы по партийным спискам практически не контролируются президентской и местной администрацией (кого включать в список решает партийный съезд). Ибо выборы по партийным спискам меньше зависят от давления "денежных мешков". Ибо, выходя на выборы по партийным спискам, "партия власти" вынуждена просить вотума доверия не у депутатов, а у народа, а это куда более опасный для нее "сюжет".

Первая попытка... закон не принят. Вторая... С третьей попытки, после перерыва, в течение которого прошли бурные обсуждения по фракциям, Дума все же проголосовала за принятие закона о выборах конституционным большинством. "Вето" Совета Федерации было преодолено!

Здесь, наверное, самое время пояснить, почему в центре предвыборных баталий оказался именно закон о выборах депутатов Государственной Думы, а не значительно более важный закон о выборах президента. Полагаю, это лишний раз свидетельствует о том, что выборы президента всерьез никто не собирается проводить. Но их будет трудно остановить, если "процесс пойдет", если не удастся сломать или хотя бы взять под контроль выборы в Государственную Думу.

Ситуация напоминает "эффект домино": пока первая косточка стоит, держатся и остальные. Упала первая - валится весь ряд: Козырев, Грачев, Черномырдин, Чубайс... сам президент. Вот почему столько сил и энергии тратится на то, чтобы взять под контроль казалось бы "маловажные" выборы в Государственную Думу.

Существование в Думе четырех открыто проправительственных фракций ("Стабильность", "Россия", "Новая региональная политика" и ПРЕС - фракция Шахрая) на первый взгляд стопроцентно исключало принятие какого-либо закона конституционным большинством голосов. Но случилось то, что редко, но все же случается в Думе: перед лицом серьезного ответственного решения депутаты собрались с мыслями, сконцентрировались - и проголосовали совсем не так, как предсказывали компьютерные расчеты. Вмешался непредсказуемый "человеческий фактор".

В прошлый раз, когда Дума поддержала решение о политической амнистии, телекамера выхватила из толпы остекленевший взгляд Гайдара. В этот раз, обернувшись, я увидел остолбеневшего от неожиданности лидера "Новой региональной политики" Владимира Медведева: "Какой "прокол"! Какое поручение провалил!"

В итоге президентская команда в очередной раз влетела в капкан, который расставляла другим: ведь авансы насчет подписания закона президентом выдавались в полной уверенности, что по ним не придется платить.

После некоторого замешательства в воздух полетели одна за другой разноцветные "тарелочки": "Подпишет" - "не подпишет" - "подпишет" - "не подпишет"... Важно посеять в умах мысль о том, что может и не подписать. На следующей фазе (она уже собственно началась) пойдут подробности, бурным потоком польются обвинения депутатов в "процедурных нарушениях". Наконец, на завершающем этапе "возмущенная общественность" заявит по всем теле- и радиоканалам, что принятый с такими "ужасными" нарушениями закон подписывать ни в коем случае нельзя. Следует наложить на него "вето" или вернуть в Думу без подписания...

Аплодисменты в студию! Ждем-с!

13 мая 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/58/1/Эффект%20домино.htm


Док. 298185
Перв. публик.: 13.05.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 273

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``