В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Война в Крыму? Назад
Владимир Исаков: Война в Крыму?
17 марта радио и телевидение передали неопределенно-тревожную информацию: идет закрытое заседание Верховного Совета Украины, на которое приглашены руководители Республики Крым. К вечеру обстановка прояснилась и худшие опасения, к сожалению, подтвердились: Конституция Крыма отменена, пост президента упразднен, республика прекратила свое существование. Отряд ОМОНа Украины, прибывший накануне в Симферополь, разоружил президентскую охрану, отключил связь, заблокировал правительственный транспорт и "взял под охрану" радиотелецентр. Президент и Верховный Совет Крыма обратились к населению, однако их заявления не были переданы средствами массовой информации. У местного "Белого дома" проходит митинг протеста...

Как Никита Крым Украине подарил

Для того чтобы понять подоплеку происходящих событий, надо хотя бы бегло рассказать их предысторию. 5 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР передал Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР, как было записано в постановлении, "учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи". Постановлению предшествовали закулисные переговоры с тогдашним руководителем государства Н.С.Хрущевым. Имеются свидетельства, что окончательное решение было принято во время отдыха Н.С.Хрущева в Крыму, едва ли не "между рюмками". Однако я отношусь к подобным свидетельствам осторожно: трудно сказать, чего в них больше - исторической правды или стремления подыграть политической конъюнктуре, изображающей всю послевоенную историю как один сплошной "застольный период". Во всяком случае, очевидно, что для передачи Крыма в состав Украины имелись и некоторые объективные экономические причины.

Решение о передаче Крыма явно превышало конституционные полномочия Президиума Верховного Совета и противоречило тогдашней Конституции РСФСР (это к вопросу о соблюдении Конституции), но было узаконено затем поправками в Конституции СССР, РСФСР и Украинской ССР. Так "в целях укрепления братских связей России и Украины" и "в ознаменование 300-летия их объединения" Крым оказался в составе Украины.

В условиях единого Союзного государства административная принадлежность Крыма была делом сугубо формальным и мало беспокоила граждан, приезжающих загорать на крымские пляжи. Заключив двустороннее межгосударственное соглашение от 19 ноября 1990 г., Россия и Украина подтвердили отсутствие территориальных претензий друг к другу.

Все изменилось после августа 1991 г., когда освобожденные от "гнета преступного Центра" и захмелевшие от нахлынувшей свободы республики принялись делить союзное наследство по принципу "что с возу упало, то - мое". Встал вопрос о принадлежности Крыма, русскоязычных областей Казахстана и тому подобных территорий.

Российское руководство тогда дало понять, что не приемлет в данном случае "свершившихся фактов" и не считает вопрос о границе закрытым. По поручению президента Ельцина пресс-секретарь П.Вощанов сделал заявление: "Российская Федерация не ставит под сомнение конституционное право каждого государства и народа на самоопределение. Однако существует проблема границ, неурегулированность которой возможна и допустима только при наличии закрепленных соответствующим договором союзнических отношений. В случае их прекращения РСФСР оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ." ("Российская газета", 27 августа 1991 г.).

Реакция была молниеносной и резкой. В ответной телеграмме Нурсултан Назарбаев на повышенных тонах отвечал: "В связи с тем, что в печати до настоящего времени не прозвучал четко выраженный отказ России от территориальных притязаний к сопредельным республикам, в Казахстане начал набирать силу общественный протест с непредсказуемыми последствиями. Это может вынудить республику принять аналогичные с Украиной меры." ("Российская газета", 30 августа 1991 г.).

На горизонте свежеобретенных "свобод" и "суверенитетов" начал формироваться мощный грозовой фронт взаимных территориальных претензий. И уж засверкали молнии, но... внимание руководителей России и других союзных республик было вновь отвлечено "добиванием" Союза ССР и дележом политических трофеев.

"Крым на Кремль"

Накануне развала СССР Крым вновь стал предметом политического торга, на этот раз - между Б.Ельциным и Л.Кравчуком. Вот что вспоминает об этом А.Грачев, пресс-секретарь Президента СССР Горбачева и непосредственный участник событий:

"Была на полную мощность включена... логика - полного и окончательного развала союзных структур, с тем чтобы наконец выдернуть кресло из-под упрямо сопротивляющегося президента.

Именно тогда, не полагаясь больше на заочное взаимопонимание, установили между собой прямой контакт неофициальные штабы российского и украинского президентов. Кравчуку дали понять: сразу после его победы на референдуме Россия поддержит его толкование результатов как вотум на выход из Союза и в свою очередь воспользуется украинской позицией, чтобы окончательно заблокировать ново-огаревские договоренности.

Фантастический куш в результате такой сделки срывал будущий украинский президент, получавший от России "зеленый свет" на немедленное государственное закрепление своей независимости в тех границах Украины, о которых и не мечтали самые горячие головы в националистическом движении "Рух". Поскольку же для российского руководства главной ставкой в этой партии была голова (и кремлевский кабинет) союзного президента - никакая цена на этом аукционе не могла показаться ему слишком высокой. В результате сделка "Крым на Кремль"... состоялась." (А.Грачев, "Дальше - без меня", с. 180).

Далее события развивались следующим образом: 1 декабря 1991 г. на Украине прошли референдум и выборы президента и уже на следующий день Б.Ельцин своим указом признал государственную независимость Украины в ее существующих границах. А еще через шесть дней состоялось "Беловежское соглашение"...

Так выглядел "акт государственной мудрости" нынешнего президента России, без колебаний разменявшего во имя личных властных амбиций территорию, военно-стратегические интересы доверенного ему государства, судьбы и жизни людей.

Международный скандал

Результаты не замедлили сказаться. В относительно спокойном благополучном Крыму (более 60 процентов русского населения) резко подскочила напряженность. Начался мучительный позорный раздел Черноморского флота. Закипели страсти вокруг Севастополя - политого кровью города русской славы. В какой-то момент Россия и Украина оказались на грани военного столкновения, а провокаторы в украинском правительстве всерьез заговорили о возможном обмене ядерными ударами...

Поток писем, телеграмм, обращений со всей страны хлынул в Верховный Совет России. В регионах на встречах с избирателями нам прямо говорили: "Если вы не в состоянии справиться с ситуацией - скажите, мы возьмем дело в свои руки".

Верховный Совет трижды - 23 января, 6 февраля и 21 мая 1992 г. - рассматривал вопрос о судьбе Крыма и Севастополя. В конечном итоге было принято решение:

"1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры признать не имевшим юридической силы с момента принятия.

2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма на основе волеизъявления его населения." (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 г. "О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году").

Козыревская дипломатия, денно и нощно "блюдущая интересы России", постаралась сделать все, чтобы извратить и дезавуировать это решение. Постановление российского парламента было осуждено с трибуны ООН не только представителем Украины, но и... официальным представителем России. Председательствовавший в Совете безопасности ООН сходу объявил это постановление "не имеющим юридической силы", что само по себе беспрецедентно, поскольку нарушает Устав ООН.

Когда сегодня мы удивляемся предельно низкому международному авторитету России, поражаемся, как мог официальный представитель Российского государства, Сергей Ковалев, призывать к экономическим и политическим санкциям против собственной страны, стоит вспомнить, что начало подобной практике было положено президентом России и его министром иностранных дел, распинавшими российский парламент на всех международных перекрестках за решение по Крыму.

Республика Крым

Стремясь найти выход из раздирающих противоречий, опираясь на волю населения Крыма, его Верховный Совет 5-7 мая 1992 г. принял Акт о государственной самостоятельности и Конституцию Республики Крым. Разумеется, подобное решение вызвало - не могло не вызвать - резко отрицательную реакцию в Киеве. Руководителей Крыма обвинили в сепаратизме. Началось экономическое и политическое давление, выразительное поигрывание подразделениями ОМОНа. Тем не менее, понимая неизбежную резкую реакцию в России, на применение силы не решились. В итоге, приостановленные статьи Конституции Крыма были подтверждены и введены в действие, в Крыму прошли выборы президента и нового состава Верховного Совета.

К сожалению, пришедшему к власти руководству Крыма не хватило ума, отбросив амбиции, сосредоточиться на выработке совместной программы деятельности. Болезни ранней демократии проявились в Крыму в особо тяжелой форме. Публичные "разборки" президента Крыма Ю.Мешкова с собственным Верховным Советом (сознательно не ищу здесь "более" и "менее" виноватых) подорвали авторитет обеих ветвей власти, доверие и уважение к ним. Не говоря уж о том, что сторонам конфликта пришлось искать поддержки и в Киеве, и в Москве...

Трудно было придумать лучшего подарка тем, кто мечтал о ликвидации самостоятельности Крыма: "Ребята малы и неразумны... Ну какая тут "независимость"?"

Предоплата

И вот, наконец, свершилось. 17 марта 1995 года Верховным Советом Украины было принято решение об упразднении Конституции Крыма. Складывается впечатление, что это решение стало для Киева чем-то вроде "Чечни" - способа переключить внимание общества с внутренних проблем на внешние, отвлечь его от провалов в экономике, продемонстрировать силу и дееспособность власти на примере так удачно найденного "врага". Тем более, что Россия, по уши завязнувшая в собственной Чечне, не может этому резко воспротивиться.

Да и вряд ли этого хочет. Время и способ принятия решения позволяют предположить, что они - результат очередного "размена фигур" на уровне высшего руководства. Судя по молчанию Москвы, отделывающейся невнятными заявлениями о "невмешательстве во внутренние дела", готовится почва для государственного визита Б.Ельцина и подписания пакета договоренностей. И решение по Крыму - своего рода "аванс"...

Все это напомнило мне события не столь далекой истории. 20 марта 1992 г. Б.Ельцин подписал в Киеве заявление, в котором главы государств-участников СНГ подтверждали "сохранение территориальной целостности Республики Молдова" и обещали немедленное "изъятие оружия, боевой техники и армейских средств связи у гражданских лиц и незаконных формирований". Тремя днями позже в Хельсинки заявление продублировали министры иностранных дел Молдовы, России, Румынии и Украины. А еще через семь дней М.Снегур ввел в Молдавии чрезвычайное положение и бросил отряды ОПОНа на Тирасполь и Дубоссары. Своей двурушнической политикой российское руководство спровоцировало резню в Приднестровье... Теперь что же - готовится очередной "дубль"?

Беспринципная козыревская дипломатия тащит за собой хвост кровавых предательских решений. Везде, где она бралась за "умиротворение" - в Югославии, Нагорном Карабахе, Приднестровье - происходило не разрешение, а углубление конфликтов, ослабление влияния России, вытеснение русских. Сегодня эта дипломатия подводит Россию, пожалуй, к самому опасному рубежу - прямому столкновению России и Украины, конфликту между этими славянскими республиками по "югославскому варианту".

Номенклатурно-бюрократический ренессанс

Неконституционный роспуск Верховного Совета в Казахстане... Конфликт президента и парламента в Белоруссии... Хроническая напряженность между президентом Кучмой и Верховным Советом Украины, ставшая, возможно, одной из причин решения по Крыму... Нельзя не заметить, что события в России и сопредельных с нею государствах СНГ развиваются по чрезвычайно близким сценариям. Можно строить различные предположения на этот счет, в том числе и об активном вмешательстве неких "внешних сил", заинтересованных в расколе потенциальных союзников. Но все же более важно задуматься над внутренними пружинами и механизмами столь сходного развития событий.

На мой взгляд, сходство сценариев объясняется, с одной стороны, общностью причин, а с другой - сходством политического механизма, используемого правящими группами для выхода из экономического и социального кризиса. Я бы назвал этот механизм "номенклатурно-бюрократическим ренессансом".

Существо его заключается в том, что на фоне экономических трудностей и растущего социального напряжения происходит блокирование институтов демократии и возврат к уже отвергнутым обществом формам социального управления. Представительные органы власти ликвидируются или сводятся к бесправной "демократической декорации". Открыто нарушается принцип разделения властей - и в центре, и в региональных парламентах ключевые места занимает административная номенклатура. Система будет окончательно завершена, если удастся таким же образом сформировать Совет Федерации - верхнюю палату Федерального Собрания.

Высшая власть вновь подразделилась на властвующее, но ни перед кем и ни за что не отвечающее "первое лицо" с облепившим его аппаратом, который, собственно, и делает "короля", и невластвующее, но за все формально отвечающее правительство - "орган хозяйственного управления и руководства". Система власти, которая завела страну в тупик, блестяще воспроизвела себя вновь, ну разве что в чуть-чуть обновленном идеологическом и правовом "обрамлении".

Во всех государствах бывшего СССР, за исключением, может быть, республик Прибалтики, столкнулись с проблемой передачи власти. Властвующая элита не хочет, а иногда и не может ее кому-либо передать. Пожалуй, наиболее "изящно" эту проблему решили в Узбекистане, где полномочия Ислама Каримова продлены аж до следующего тысячелетия. Перспективой досрочных президентских выборов, по мнению некоторых обозревателей, был спровоцирован и нынешний кризис в Казахстане. Поговаривают о необходимости продления полномочий Н.Назарбаева.

Что же касается России, то у нас выборы, похоже, состоятся, но предпринимается все, чтобы сделать их предельно контролируемыми. Судя по тому, как раскручивается тема "фашистской опасности", от выборов будут отсечены те, на кого в последний момент укажут как на "фашистов". Точный список "фашистов", "фашистских организаций", "фашистских изданий" будет определен где-нибудь поближе к выборам - так, чтобы потенциальные жертвы не успели опротестовать указ в Конституционном Суде. Все эти манипуляции будут осуществлены под лозунгом "стабильности", во имя "закона" и под предлогом наведения "порядка".

Убаюканный сладкой музыкой "демократических" обещаний и лозунгов, российский и международный обыватель не успеет даже икнуть, как колпак напялят до самого подбородка...

19 марта 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/57/1/Война%20в%20Крыму.htm


Док. 298176
Перв. публик.: 19.03.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 287

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``