В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Убили Листьева Назад
Владимир Исаков: Убили Листьева
Известие об убийстве директора АО "Общественное российское телевидение" Владислава Листьева застало нас по пути из Чечни в Москву, в аэропорту Кавминвод. Листьева убили двумя выстрелами в подъезде собственного дома. Почерк профессиональных убийц. За время, пока самолет находился в воздухе, это рядовое по нынешним временам преступление превратилось в крупнейшее политическое событие года с перспективой перерастания в трагедию национального масштаба.

Около 14 часов дня в телестудию "Останкино" прибыл президент Ельцин. В его выступлении перед сотрудниками телерадиокомпании содержалось как бы две независимых части. И если одна - глубокая скорбь по поводу убийства талантливого тележурналиста - не порождала никаких возражений, то вторая - соображения президента по поводу перспектив борьбы с преступностью - вызвала настоящий шок.

Стоя перед микрофоном и постреливая глазками направо-налево - как реагируют? - Б.Ельцин заявил, что словами о полицейском государстве мы запугали себя настолько, что боимся по-настоящему применить насилие. Вот в Узбекистане органы милиции взяли да и расстреляли шесть банд - на месте, без суда и следствия. Преступность сразу пошла на убыль... Ельцин, правда, оговорился, что "не призывает к чрезвычайкам". Но и без того было ясно, что не о них речь. Ведь "чрезвычайка" - это все же видимость правосудия. То же, к чему призвал президент, называется иначе - бессудные расстрелы...

О, в России всегда найдутся желающие "подхватить" и "творчески развить" призыв президента - среди работников правоохранительных органов, не желающих утруждать себя сбором доказательств, сотрудников спецподразделений, предпочитающих решать все вопросы "на месте". Такова уж природа человека: зачем ломиться по тяжелому и длинному пути правосудия, если заманчиво-приглашающе открыт короткий и легкий - решить вопрос своей властью и сразу?

Почему Ельцин, предпочитающий ориентироваться на западные стандарты, схватился в данном случае за "передовой опыт" Узбекистана? Да потому что западные страны, по крайней мере, у себя дома - не приемлют неправовых методов. Каждый случай произвольного, несанкционированного применения силы вызывает пристальное внимание прессы, становится предметом тщательного служебного расследования, влечет корректировки по всей цепочке причин и следствий, вплоть до изменения программ обучения и служебной подготовки полицейских. Настроения насчет применения "крутых мер" распространены, конечно, и там. Но западные политики, имеющие, как правило, неплохую правовую подготовку и опытных юридических советников, прекрасно знают, насколько опасно заигрывать с джинном беззакония: выпустить из бутылки легко, загнать назад - немыслимо трудно.

У Ельцина - другой "менталитет". Вместо цивилизованного, хирургически точного насилия, ограниченного рамками закона и пределами необходимости, он предпочитает "бить по площадям", уничтожать без разбора правых и виноватых. Так было в Москве, через год - повторилось в Чечне. Теперь "передовой опыт" расстрела собственного народа предлагается распространить уже на всю Россию.

Вместо того чтобы сосредоточить усилия на создании грамотно действующей, эффективной правоохранительной системы, Ельцин предпочитает подыгрывать настроениям озверевшего - от его же собственной политики озверевшего - обывателя. К чему это может привести? Да к тому, что между "карательными органами" и бандформированиями исчезнет всякое различие. Стреляющие направо и налево, чинящие суд и расправу на месте "органы правопорядка" превратятся в угрозу не меньшую, чем преступный мир.

В своем знаменательном выступлении в Останкино президент возложил ответственность за злодейское убийство на начальника ГУВД и на прокурора Москвы, которые "самое меньшее" должны быть сняты с работы и "немедленно уволены из органов".

Интересный поворот сюжета. Обойду молчанием "профессионализм" начальника ГУВД генерала Панкратова, проявившийся в полном блеске сначала в мае, а затем в сентябрьско-октябрьских событиях 1993 года, но прокурор Москвы Геннадий Пономарев по праву считается профессионалом самого высокого класса, одним из лучших прокуроров страны. Вот уж возрадуются московские бандиты и мафиози: выгнали, наконец, Пономарева! Согласитесь, неплохо для начала: сняли не Ильюшенко, развалившего прокуратуру, не Ерина, завалившего программу борьбы с преступностью, а преданного закону прокурора Пономарева!

Эта ситуация живо напомнила мне события недавнего прошлого. Точно так же в августе 1993 года, связав единым "пакетом", отстранили от должности А.Руцкого и В.Шумейко. А через несколько недель грянул указ No 1400. И вот - очередной "пакет". Не хочешь, а задумаешься: готовится очередное беззаконие, в котором прокурор Москвы будет помехой.

Полная профнепригодность Б.Ельцина и его опасная склонность к неправовому насилию - вот что обнаружилось в его пятиминутном спиче перед работниками "Останкино". Сочувствую его "другу Биллу", которому в очередной раз придется выкручиваться перед конгрессом, оправдывая слова и дела своего кремлевского "протеже"...

Пресса наперебой обсуждает версии убийства: "мафиозные разборки в руководстве Останкино", "передел собственности и сфер влияния", "провокация с целью дестабилизации обстановки в стране", "связался с криминальным миром", "задел экономические интересы рекламного бизнеса" и т.д. Предоставим следствию с этим разбираться. Своеобразие ситуации заключается в том, что ни одна версия из этого "пакета" не выглядит абсурдной - напротив, достоверными кажутся ВСЕ.

С интересом ожидал, в какой форме к этой ситуации припутают оппозицию. Ждать пришлось недолго, в тот же день российское радио доверительно сообщило: нет сомнений, что Листьева убрали силы, "рвущиеся к власти". Стало быть - оппозиция. В том или ином виде этот мотив прозвучал и в ряде телепередач. Начеку мастера лжи!

По телефону доверия приглашают называть фамилии возможных соучастников преступления. Могу предположительно назвать две. Один - Сергей Миронович Киров ("кого надо, того и убили"), после убийства которого запустился конвейер внесудебных репрессий. Другой - Дмитрий Холодов, который своей смертью доказал, что гибель популярного журналиста вызывает в средствах массовой информации ни с чем не сравнимый резонанс.

На понедельник назначено срочное заседание Совета безопасности. Скорее всего, его результатом станут очередные "крутые" решения, ставящие под вопрос и законы, и Конституцию. Судя по тому, с какой оперативностью президент появился в "Останкино" и что там говорил, власть вряд ли упустит повод, чтобы развернуть наступление на последние остатки законности.

4 марта 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/57/1/Убили%20Листьева.htm


Док. 298174
Перв. публик.: 04.03.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 272

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``