В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Игра в `пирамиду` Назад
Владимир Исаков: Игра в `пирамиду`
Хорьеший немецкий шутка!

В один и тот же день в центральных московских газетах (я видел в "Московских новостях" и в "Независимой") появился приличных размеров рекламный "лапоть" под названием "К избирателям России". Наверняка не у всех хватило терпения дочитать до конца тяжеловесный, явно переводной, текст. Но тех, кто сделал это, ожидало сногсшибательное открытие.

В первых строках своего послания к избирателям России неизвестные благодетели давали понять, что нынешняя избирательная система совершенно неудовлетворительна и необходимо срочно принять новую. Новая система "не предусматривает создания партий и группировок", "не ставит депутатов над избирателями", "не дает им возможности самим себе устанавливать неприкосновенность, привилегии и обеспечение", "сокращает расходы на содержание депутатов" и "снимает необходимость в утомительных дебатах". Эта система настолько хороша, что "подтасовки выборов не приносят преимуществ, а преследующие личное обогащение за счет других теряют возможность быть избранным".

Что же это за чудесная система, разом решающая все проблемы, над которыми бесплодно бьется человечество? Оказывается, она очень проста: "Семь человек полностью различных или объединившихся по интересам могут прийти к выбору общего представителя. От семи групп по представителю - снова группа, избирающая своего депутата, который, вливаясь в новую группу семи депутатов, имеющих за собой равное количество избирателей, примет участие в выборах нового." И так далее, до самого верха. Короче - всем известная "пирамида", только на этот раз - политическая.

Внедрение подобной системы выборов, по мнению авторов, не даст "прийти к власти, не будучи компетентным и не имея доверия избирателей": "Если человек изменился или не справляется с задачами, то избравшая его группа может его отозвать, что возможно на любом уровне". Новая система "обеспечивает выбор постоянно и плавно" и даже в случае неудачи (а она теоретически не исключается) "нельзя излить неудовлетворение на какие-либо партии или персоны", но только "на самих себя за свой выбор". Чудесная система поможет разом "освободить государство от засилья чиновничьего аппарата, сковывающего развитие, избавиться от коррупции".

Приняться за дело предлагалось незамедлительно, для чего в объявлении предусматривается "пустографка" на семь фамилий, увенчанная "мандатом": "Мы, граждане России, избираем своим представителем (пропуск для фамилии) и наделяем его (ее) своими полномочиями сроком на два года для выборов дальнейших кандидатов в Верховный Совет России (так в тексте - В.И.), сохраняя за собой право его (ее) отзыва и замены"...

На рабочей группе по избирательному законодательству, где был оглашен вышеозначенный текст, депутаты и эксперты едва не повалились со стульев от смеха:

- Что за бред!

- Это что - шутка?

- Да откуда они взяли свою "систему" - ни в одной стране ничего подобного нет!

- Абсолютные дилетанты!

- Автора! Автора!

Действительно, кто же автор столь оригинального послания избирателям России? Он обозначен в конце публикации - некая "Независимая служба опроса общественного мнения", Франкфурт-на-Майне, ФРГ. Но самый большой сюрприз, повторяю, поджидал тех, кто набрался терпения и прочитал всю эту белиберду до конца. Предложения по введению новой системы выборов предлагалось направлять... президенту Российской Федерации Б.Ельцину и в Центризбирком!

По ряду причин я не настолько близок к президентской администрации, чтобы выяснять у нее обстоятельства появления подобной публикации, но в Центризбирком позвонил. Там заверили, что "не имеют к ней никакого отношения" и "полностью не в курсе". Сотрудники Центризбиркома высказали предположение, что это "чья-то глупая шутка", а может быть, и политическая провокация.

Как бы там ни было, шутка удалась. Эс лебе дойч-руссиш фройндшафт, дорогие коллеги!

Объединиться по умному

"Дипломатическое наступление России", "процесс пошел", "мы - на пороге нового объединения" - такие и подобные утверждения все чаще фигурируют в официальных комментариях, вырываются на первые страницы газет. Насколько обоснованны эти ожидания? Не выдается ли в очередной раз желаемое за действительное?

Как можно заметить, во внешней политике России наблюдаются если не противоположные, то, во всяком случае, разнонаправленные тенденции. С одной стороны, российское руководство, почувствовав - хотя, может быть, и в меньшей степени, чем другие республики - последствия распада Союза ССР, пытается предпринимать меры для восстановления разорванных экономических и политических связей. На последней встрече в Алма-Ате образован Межгосударственный экономический комитет (МЭК), заключено соглашение о таможенном союзе, подписан ряд важных соглашений с Белоруссией и т.д.

С другой стороны, реальная политика растаскивает обломки "бывшего СССР" все дальше и дальше, делает их сближение все более проблематичным. Не растет, а сокращается взаимный товарооборот между странами СНГ. С 1991 г. по настоящее время товарооборот России с бывшими союзными республиками сократился без малого в три раза - с 56 до 20 процентов. Освободившиеся товарные ресурсы (а это прежде всего металл, дерево и энергоносители) хлынули на рынки западных стран, сбивая там цены. Вот характерный пример: заявляя на официальном уровне о "взаимном притяжении" братских республик и "готовности подставить плечо", Россия предпочла не договариваться с Украиной об условиях транспортировки газа через ее территорию, а вложить два миллиарда долларов в строительство обходной ветки газопровода через Польшу. Таковы реальности "братства"...

На объединительные настроения, безусловно, повлияла ситуация в Чечне. Кадры разрушенного бомбежкой Грозного и горы растерзанных трупов - далеко не лучший фон для разговоров об объединении с Россией. При всем том, что конституционный порядок, конечно же, надо восстанавливать, действия российского руководства максимально подорвали авторитет России в странах СНГ.

Отнюдь не энтузиазм, а скорее настороженность и неприятие вызывают объединительные тенденции у наших "западных друзей". Экономическая помощь с их стороны откровенно используется как инструмент дезинтеграции, позволяющий привязать "суверенные республики" к западным рынкам и ослабить их связи между собой. При всем трепетном пиетете к западным демократиям и зависимости от них, Б.Ельцин был вынужден кивнуть в президентском послании на "те силы за рубежом", которые "опасаются восстановления могущества России на основе демократического рыночного реформирования", "не отказываются от соблазна потеснить ее с исторических рубежей, принизить международную роль нашей страны", пытаются "сдержать естественное стремление стран СНГ к интеграции на новой основе, помешать восстановлению взаимовыгодных экономических и иных связей."

Мимоходом президент приложил "дорогого друга Андрея", российского министра иностранных дел, отметив, что "наша дипломатия далеко не всегда действует так, чтобы обеспечить прежде всего экономические интересы России, интересы национальной промышленности." Вот так фокус! Чьи же интересы она тогда прежде всего "обеспечивает"?

Поток "объединительных" заявлений имеет в своей основе внутриполитическую ситуацию в России. Российские руководители, обанкротившиеся по всем направлениям, пытаются "натянуть" хоть какие-то "козыри", дабы прикрыть провалы своей политики. Тема "объединения" - один из поводов: дескать, развал уже закончился, началось движение к объединению и нынешний президент, если оказать ему доверие... ну, и так далее.

На самом же деле все как раз наоборот. Именно Б.Ельцин с его непредсказуемостью, жестокой мнительностью, патологическим властолюбием и манерой, заискивая перед Западом, высокомерно третировать "суверенные республики" - является главным препятствием для нарастания реальных объединительных тенденций на пространстве бывшего СССР. Можно сказать с полной определенностью: пока Ельцин у власти, никакого объединения не будет.

Казалось бы, некоторый сдвиг к объединению наблюдается на "парламентском фронте". Напомню, что в 1992 году в Алма-Ате была создана Межпарламентская ассамблея государств СНГ, которая сформировала свои рабочие органы, провела ряд заседаний, круглых столов, подготовила несколько модельных правовых актов. Однако и здесь далеко не все просто. Вот как выглядит, например, опубликованный на днях отчет по бюджету Межпарламентской ассамблеи за 1994 год:

ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СНГ
(в млн.рублей)

Подлежало внесению в 1994 г.
Фактически внесено

Сумма
Процент

Азербайджан
275
125
45,5

Армения
353
15
4,2

Беларусь
506
190
37,6

Грузия
275
20
7,2

Казахстан
458
322,2
70,4

Кыргызстан
407
99,3
24,4

Молдова
---
---
---

Таджикистан
392
---
---

Россия
5106
5106
100,0

Итого:
7772
5877,5
75,7


Из таблицы видно, что Межпарламентская ассамблея СНГ обязана своим существованием исключительно России, которая единственная выполнила свои обязательства перед этой организацией, профинансировав ее деятельность. Конечно, шесть миллиардов рублей по нынешним временам - не велика сумма, и все же, все же... В межпарламентских кругах популярна шутка: "Кто Союз развалил, тому и денежки платить!"

В комитете Государственной Думы по делам СНГ (председатель К.Ф.Затулин) разработан пакет предложений по поэтапному реформированию Межпарламентской ассамблеи в организацию типа Европарламента. На первом этапе предполагается образовать национальные делегации в соответствии с численностью населения и перейти к голосованию по принципу "1 делегат - 1 голос" (сегодня в МПА действует принцип "1 страна - 1 голос"). На втором этапе планируется проведение прямых выборов в МПА одновременно с выборами в национальные парламенты стран СНГ. Это будет уже реальным шагом к восстановлению единого политического пространства на территории бывшего СССР.

Государство у нас богатое...

В итоге двухнедельных напряженных дебатов Государственная Дума приняла, наконец, в третьем чтении федеральный Государственный бюджет на текущий год. Аплодисментов по этому поводу нет: обескровлены инвестиционная сфера и аграрный сектор, нет денег на армию, науку, образование, культуру, здравоохранение, ниже низшего уровня профинансированы самые неотложные социальные нужды... А откуда взять деньги, если производство продолжает падать и на глазах исчезает, "уходит в песок" легальная часть товарно-денежного оборота, с которой взимаются государственные налоги?

На фоне стремительно нарастающей нищеты более чем странно смотрится парад затрат и дорогих закупок в самой Государственной Думе. Кабинеты депутатов и руководства обставляют импортной мебелью, доставленной специальным транспортом из-за границы. Каждому депутату закупили по импортному телефону-факсу с автоответчиком. Каждый получил по два превосходных импортных компьютера - большой, офисный, и портативный, дорожный. На днях начали выдавать всем еще и радиотелефоны "Панасоник" - вещь далеко не первой необходимости...

Конечно, парламент - публичное учреждение, в каком-то смысле "витрина" страны. Но всегда считается хорошим тоном показать на этой "витрине" достижения отечественной промышленности, поддержать отечественного товаропроизводителя. Мало ли в России мастеров, изделия которых украсят любой парламент?

А вот на работниках аппарата Думы, напротив, решили "сэкономить": закупили для них тяжеловесные металлические модули, превратившие и так не слишком просторные кабинеты бывшего Госплана в темные клетушки. Дешевый синтетический материал, которым они отделаны, вызывает острые аллергические реакции...

Когда встречаешься с такими вот нелогичными, неоправданными тратами, невольно думаешь, что кому-то они очень выгодны. Справедливо критикуя бесконтрольность исполнительной власти, депутатам следовало бы остановить безумное расточительство в самой Государственной Думе.

26 февраля 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/57/1/Игра%20в%20пирамиду.htm


Док. 298172
Перв. публик.: 26.02.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 256

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``