В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Послание номер 2 Назад
Владимир Исаков: Послание номер 2
Гимн во славу закона

Президентское послание Федеральному Собранию по своему политическому статусу - главное событие года, определяющее ритм жизни страны и умонастроения политиков. Занятно было наблюдать, как пропрезидентские СМИ, преодолевая вялое безразличие общества, пытались сделать ему рекламу - организовывали "утечки", слухи, предварительные комментарии и эксклюзивные интервью. А в конечном итоге, по выражению одного из помощников президента, притащили "старую газету". Едва ли не прошлогоднюю.

Главной "ударной" темой послания президента на этот раз стали вопросы права. Волшебной музыкой под сводами Мраморного зала Кремля звучали слова об уважении к праву, закону, повышении авторитета суда, недопустимости произвола. Прекрасные слова, кто с этим станет спорить? А мне вспомнилось по контрасту недавнее интервью в "Правде" бывшего Генерального прокурора Алексея Казанника о нравах, царящих в кремлевских коридорах власти: "Пожалуй, я был наивным политиком, когда пришел в прокуратуру Российской Федерации с надеждой работать в рамках законности. С первых же дней ощутил на себе телефонное право в самой неприятной его форме. Буквально на третий день президент начал говорить, что я не очень-то эффективно выявляю участников октябрьских событий. Называл фамилии тех, кто гулял на свободе и кто, по его мнению, должен быть в Лефортово. Я отвечал, что скорее поставлю себе печать на лоб, чем на чистый лист бумаги, и никакой санкции не дам без серьезнейших доказательств..."

Со свойственной ему решительностью Б.Ельцин обрушился в президентском послании на произвол и всевластие чиновников, повсеместную коррупцию, мешающую поступательному движению реформ: "В коренном преобразовании нуждается вся государственная практика. И прежде всего, процесс выработки и принятия решений, кадровая политика. Речь идет о соблюдении законов и этических норм представителями государственной власти, о решительном избавлении от коррупционеров."

А вот что вспоминает о "соблюдении закона и этических норм" в президентской команде Казанник: "Даже клерки из президентской команды считали необходимым вмешиваться в дела прокуратуры. Раздается как-то звонок: отпустите такого-то. Это, мол, советник одного из президентов дружественной нам страны СНГ. Объясняю, что этот человек сколотил банду, грабил банки, убивал людей. И слышу в ответ спокойное: "Ну и что же?.." Казанник, похоже, никак не возьмет в толк, что "пришить" несколько человек для людей из окружения президента - не масштаб...

Правовой раздел речи президента завершается мощным гимном во славу закона, призывом возвысить авторитет правосудия: "Нет важнее задачи, чем утверждение в нашей стране авторитета права. Десятилетиями, даже веками в России существовало неуважение к закону не только со стороны граждан, но и власти. И сейчас ее представители нередко переступают через закон. Именно поэтому необходимо начать всемерное укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечить повышение правовой культуры всего общества."

А у меня перед глазами - все то же интервью бывшего Генерального прокурора: "Кадры прокуратуры - компетенция исключительно Генерального прокурора. Но когда утвердилось безвластие, то главы администраций начали на имя президента десятками писать заявления с просьбой срочно убрать их прокурора. На каждом таком письме была виза президента - "немедленно убрать и доложить мне". Ответ мой всегда был стандартным: направим квалифицированную комиссию и сместим немедленно, если допущены нарушения законности. Но выяснялось, что требовали снять, как правило, честных и принципиальных прокуроров, которые стояли на позициях закона..."

Собственно, на этом можно ставить точку. Надо ли хлебать всю кастрюлю до дна, дабы убедиться, что "щи прокисли"?

Вы поняли, куда нас послали?

Накануне совещания общественность убеждали, что президент усиленно работает над посланием, переделывая его по нескольку раз. С трудом верится, ибо доклад был прочитан настолько занудным и монотонным голосом, что вогнал в сон моих соседей. Крупным планом показали В.Черномырдина - у него тоже слиплись глаза. Единственный смысловой акцент (длинная пауза, взгляд в зал и поигрывание бровями) был сделан в том месте, где президент сказал: "Давайте договоримся: никто - ни Федеральное Собрание, ни Правительство, ни Президент не вправе принимать решения, подрывающие бюджет и усиливающие инфляцию".

Но тремя абзацами ниже он провозгласил следующее: "Будут внесены принципиальные коррективы в бюджетную идеологию... Речь идет прежде всего о разработке государственных минимальных стандартов - по основным показателям уровня жизни, затратам на науку, культуру, образование, медицинское обслуживание, экологию. Впредь они должны стать обязательными." Спрашивается: как, за счет чего? Каким образом президент собирается обеспечить "минимальные стандарты", не усиливая нагрузку на бюджет?

В своей речи перед парламентариями Б.Ельцин не обошел вниманием вопросы культуры, духовной жизни, подчеркнул необходимость "формирования духовного облика молодого поколения, его нравственных устоев". А у меня перед глазами - секундный телесюжет о прибытии Ельцина в Алма-Ату, когда он, сходя с трапа самолета, буквально повалился на руки встречающей его публике. (Камера тут же стыдливо отвернулась). Вот так создаются образцы "духовной культуры", в том числе и для молодежи.

Перелистывая "Послание", трудно отделаться от ощущения, что, несмотря на "демократическую" газетную риторику и неприятие на словах "тоталитарного коммунистического прошлого", оно тысячами нитей связано именно с этим прошлым. Первое послание называлось "об укреплении", второе - "о действенности". Мысленно вычерчивается продолжение: "о доводке", "о шлифовке"... Почти забытая ныне "пятилетка качества" и "десятилетка эффективности". Вот из какого ряда взята ключевая идея президентского послания. С партийными документами прошлых лет его роднит директивно-назидательный тон, абстрактные рассуждения о полнокровной и богатой (капиталистической) жизни при полном нежелании взять на себя какие-либо конкретные обязательства.

Одно из немногих конкретных положений, содержащихся в речи президента, - обещание выйти на выборы президента и Государственной Думы в установленные Конституцией сроки. Однако не только у оппозиции, но и у единомышленников президента оно вызывает большие сомнения. Один раз мы это уже слышали: указ о проведении выборов президента в декабре 1994 года, формально не отмененный и по сию пору, был благополучно "забыт". Давно забыты и просьба о "кредите доверия на три года", и обещание "лечь на рельсы". И что мешает с такой же легкостью забыть еще раз?

Ситуацию каждый оценивает по-своему. Группа глав администраций, назначенных президентом, в этом месте речи проснулась и радостно зашумела: "О наших выборах - ни слова. Мы - вечные!"

Уравнение с четырьмя неизвестными

Главное политическое "шоу" года затмило и отбросило в тень другое событие, которому также придавалось немалое значение - совещание в Кремле по вопросам местного самоуправления и принципах организации власти в субъектах Российской Федерации. Независимо от желания устроителей, это совещание показало, что процесс развала власти в России затронул всю ее вертикаль, вплоть до самых низовых структур.

Всякий разброд и шатания начинаются с разброда в умах. Стремясь поскорее покончить с Советской властью, разрушить ненавистную "вертикаль" представительных органов, местное самоуправление искусственно "вырубили" из тела государства. А теперь не знают, что делать: с одной стороны - "одна из основ власти", с другой - "вне государства". Отсюда: "муниципальные" органы, "муниципальные" служащие, "муниципальная" собственность... Каков их правовой статус? Буквально на пустом месте создали проблему, которую приходится решать теперь с зубовным скрежетом.

Дело дошло до того, что основная, самая массовая единица местного самоуправления на территории России сегодня не имеет своего законного имени: назвать по-старому "сельсовет" - у представителей власти язык не поворачивается, а нового наименования так никто и не придумал. Разваливать - легко, а создавать заново - ох, как трудно!

Местное самоуправление - такая же "первичная ячейка" гражданского общества, как, например, семья. О состоянии этой "ячейки" лучше всяких слов говорят облезлые фасады домов, замусоренные дворы, ощерившиеся выбитыми стеклами подъезды, исписанные отборной похабщиной, истерзанные и замызганные лифты...

Местное самоуправление, как и все общество, болеет, переживает кризис. Восстановить интерес людей к тому, что происходит за порогом его собственной квартиры или дома, чрезвычайно трудно. Слишком долго их приучали к иждивенчеству, попрошайничеству у государства, слишком явно плодами наступившей "демократии" воспользовались в первую голову жулики и проходимцы. В условиях экономического кризиса призывы "быть хозяевами" на своей улице, в городе, в микрорайоне повисают в пустоте. А городские территории делят, вводя свое "криминальное самоуправление", преступные группировки...

Как воссоздать нормальное, здоровое местное самоуправление? О, это не простая задача! Для этого надо научиться соединять интересы поселения с управлением территорией, избежать, с одной стороны, диктата центральной власти, а с другой - беспредельной вольницы по принципу "что город, то норов". Местное самоуправление, как ни что другое, соткано из обычаев, любовно сберегаемых народных традиций - всего того, что осмеяно и оплевано нынешней властью, ориентирующейся на Запад.

Мэр крупнейшего города страны, Ю.Лужков, говорил на конференции о том, что неясна конфигурация местного самоуправления в городах: дом, улица, микрорайон, район? Непонятны и бюджетные права местного самоуправления, без которых оно - ноль. А его коллега А.Собчак выступил инициатором по-хлестаковски простых решений: районы в городах ликвидировать, оставить квартальные советы безо всяких прав и полномочий.

Ну что ж, районную структуру сломать недолго - в ходе "борьбы с Советами" ее фактически подрубили. Но кто будет заниматься благоустройством, соблюдением санитарных норм, управлением муниципальным жилым фондом, тысячей других неброских, но важных дел? Куда пойдут люди за защитой своих прав? И не получится ли так, что в результате очередной "демократической реформации" пропасть между гражданином и государством, и так не маленькая, разверзнется во всю необозримую ширь?

...Сурово, резко выступил на конференции А.Солженицын, для которого местное самоуправление - больная тема. Говорил об "апартеиде против большинства населения в России", о безответственности правящей олигархии...

А "правящая олигархия" тем временем благодушно улыбалась у него за спиной.

Скандал в благородном семействе, или "бауэр-гейт"

Вторую неделю подряд Дума сотрясается скандалом, просачивающимся в виде отдельных "пузырей" в средства массовой информации. Речь идет о незаконном получении квартиры председателем комитета по организации работы Думы, членом фракции "Выбор России" Владимиром Бауэром. Вопрос подняла сама фракция, потребовавшая отстранения Бауэра с поста председателя комитета или расформирования всего комитета.

При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что квартиры в престижном доме в центре Москвы получили, помимо Бауэра, еще несколько членов "Выбора России" - М.Митюков, Н.Воронцов, П.Бунич. А письмо от имени фракции с просьбой выделить квартиры подопечным подписал человек "исключительной честности" и "невиданной скромности" - лично председатель "Выбора России" Е.Т.Гайдар... Представим себе на минуту, что подобное случилось бы с любой другой фракцией Думы, особенно из числа "левых". Да их бы с потрохами съели! Это стало бы главной новостью дня, вытеснило бы с полос все другие заголовки: "Коммунисты проворовались!" Телевидение и радио поминутно сообщали бы об этом радостном событии. О героическом же подвиге Гайдара со товарищи сообщается так невнятно и скупо, что невозможно что-либо разобрать: то ли он украл, то ли у него украли.

Неужели многоопытные политики из "Выбора России" не сумели просчитать, чем обернется для них этот скандал? Разумеется, просчитали, но уж очень хотелось подцепить Бауэра, который в последнее время вел себя независимо, отказался проводить "линию партии", открыто заявил, что в делах своего комитета он - вне политики. За что и поплатился.

Заслышав, что называют его фамилию, Е.Гайдар спешно покинул зал, предоставив объясняться своим заместителям. В результате Дума не поддержала требование "Выбора России" о снятии с должности Бауэра и назначила комиссию для проверки распределения квартир, дач, загранпоездок и прочих "раритетов".

О, сколько нам открытий чудных...

20 февраля 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/57/1/Послание%20номер%202.htm


Док. 298171
Перв. публик.: 20.02.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 259

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``