В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Перевороты по понедельникам Назад
Владимир Исаков: Перевороты по понедельникам
Три эпохи борьбы

Любопытная, однако, закономерность: по нечетным годам у нас - государственные перевороты, по четным - договоры о согласии. Если закономерность не подведет, то в нынешнем году нас ждет очередной государственный переворот. И к тому немало предпосылок.

Авантюра в Чечне, вместо ожидавшейся "небольшой победоносной войны", обернулась затяжным кровавым конфликтом, продемонстрировавшим и стране, и всему миру недееспособность и слабость режима. Ельцин не только не набрал в ней "очков" - растерял последние.

В России бурно пошли столь знакомые процессы суверенизации и отделения от "преступного центра". Президент Чувашии Федоров выказал открытое неподчинение президенту России, запретив военнослужащим, призванным из Чувашии, участвовать в чеченской войне. Ельцин признал его указ "недействующим". Федоров обратился к народу и получил его полное одобрение и поддержку. Знакомая картина? Точно так же Ельцин в свое время дразнил указами президента Горбачева.

На январском совещании в Петрозаводске (десять областей, две республики, плюс Ненецкий национальный округ) субъекты Федерации потребовали передать им право формирования верхней палаты парламента - Совета Федерации. Это - уже не федерация, это - конфедерация.

В республиках, краях и областях один за другим принимаются уставы и законы, которые расходятся с действующей Конституцией России. Конституционный Суд на это не реагирует, поскольку никак не может возобновить свою работу. Да и какой суд поможет, когда пример наплевательского отношения к Конституции подается с самого верху - президентом Российской Федерации?

Провожая взглядом клонящееся к закату "ельцинское междуцарствие", можно сделать вывод, что оно подразделяется как бы на три "эпохи":

Первая - эпоха борьбы с Горбачевым. Завершилась уничтожением союзной Конституции и развалом СССР.

Вторая - эпоха борьбы с Хасбулатовым. Пали Съезд народных депутатов и Конституция РСФСР.

Третья - эпоха борьбы с Дудаевым. Началась с танковых походов, бомбардировок и нарушения всех и всяческих законов...

Любопытно, каким развалом закончится "третья эпоха"?

За что сняли Полеванова?

Чеченский конфликт и перипетии борьбы за власть в Кремле на время отбросили в тень текущие проблемы общественной и экономической жизни - бюджет, инфляцию, неплатежи, состояние дел в промышленности и в аграрном секторе, пенсии... Но именно от них, а не от танковых ударов, зависит выход страны из кризиса. А между тем, с "экономического фронта" идут все более тревожные и удручающие сводки.

Некоторый свет на истинное положение дел проливает скандал, разразившийся в связи с докладной запиской бывшего председателя Госкомимущества В.Полеванова на имя В.Черномырдина. Что же такое написал в своей записке Полеванов, если результатом стало немедленное отстранение его от должности?

Оценивая итоги первого этапа приватизации, В.Полеванов отмечает, что количественные достижения приватизации несомненны: около 60% предприятий стали негосударственными, порядка 40 млн. человек - акционерами. Однако быстрый передел собственности преследовал, в первую очередь, не экономические, а политические цели. Свежеиспеченные акционеры не могли стать и не стали эффективными собственниками. Слой массовых собственников существует формально, на деле же распоряжается и владеет собственностью незначительная часть населения.

Приватизированные предприятия работают малоэффективно, так как сама по себе смена формы собственности не обеспечивает эффективности производства. Повышение эффективности возможно за счет смены устаревшего оборудования, применения прогрессивных технологий, маркетинговых исследований, улучшения управления. Все эти процессы достаточно длительны и требуют к тому же серьезных дополнительных инвестиций.

Вопреки ожиданиям, приватизация не вызвала потока валютных инвестиций. По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций сократился с 2921 млн. долларов США в 1993 году до 768 млн. долларов за 9 месяцев 1994 года. Причем, валютные инвестиции направляются, в основном, в добывающие отрасли промышленности.

Реализация программы приватизации существенно ослабила безопасность России в экономической, социально-политической и оборонной сферах. По данным Министерства внутренних дел за 11 месяцев 1994 года в сфере приватизации выявлено 1684 преступления, 127 из которых - хищения в крупных и особо крупных размерах. Наиболее типичными преступлениями были: взятки, криминализация на рынке жилья, скупка акций наиболее рентабельных отраслей народного хозяйства иностранными компаниями и фирмами с нарушением действующего законодательства.

Серьезный экономический ущерб России причинила программа ваучерной приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилья). Но к октябрю 1992 года, когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации выросли в 20 раз. Соответствующая 20-кратная переоценка основных фондов была произведена лишь год спустя - в середине 1993 года. Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Рыночная стоимость ваучера в период с октября 1992 по октябрь 1994 года составила, в среднем, 12,5 тыс. руб. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды обеспечили передачу государственной собственности новым владельцам фактически за бесценок.

Вот несколько примеров. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были проданы фактически за сумму около 7,2 млрд. долларов. Одно из крупнейших предприятий страны, завод имени Лихачева, со стоимостью основных фондов не менее 1 млрд. долларов был продан за 4 млн. долларов. Здания и сооружения Московского института повышения квалификации Минхимпрома, ориентировочной стоимостью около 100 млн. долларов были проданы всего за 8 млн. рублей (о причастности к этой афере нынешнего руководителя администрации президента С.А.Филатова я писал в "парламентских дневниках").

В итоге, реализованная в 1992-93 гг. модель приватизации дала за два года в бюджеты всех уровней лишь 1 трлн. рублей доходов, что в два раза меньше, чем доходы Венгрии от приватизации. По сути, произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности.

Финансовые потери первого этапа приватизации резко усугубились рядом непродуманных действий. Так, в силу непонятного стремления к разукрупнению разрушены многие целостные технологические комплексы, что уже поставило под угрозу само сохранение наиболее современной части промышленного потенциала. Наибольший ущерб насильственным разукрупнением нанесен авиационной, машиностроительной, лесной, оборонной промышленности, а также в агропромышленных отраслях.

Поскольку процессы приватизации из-за их обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований (прежде всего - структурной политикой), большинство предприятий частного и смешанного секторов, возникших на базе государственных, с самого начала оказались на грани банкротства.

"Лотерейная" специфика избранного в России ваучерного варианта приватизации сформировала у населения стойкое убеждение, что его не столько наделили собственностью, сколько подвергли экспроприации. Форсированная приватизация породила многочисленную массу "неимущих собственников", требующих защиты со стороны государства.

Проведенная в стране приватизация чрезвычайно слабо учитывала специфику и роль государственного оборонного заказа. Иностранные компании и фирмы широко использовали происходящие в оборонном комплексе процессы для проникновения в его управленческие структуры путем скупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах. Форма приобретения иностранными фирмами российской собственности через посредников является скрытой интервенцией иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны.

В частных руках иностранных компаний и криминальных структур оказались такие основополагающие для экономики России отрасли, как машиностроение, нефтегазодобыча и переработка, производство электроэнергии, водный, речной и авиационный транспорт, объекты связи. Фактически потеряно государственное влияние в цветной металлургии, более 90 процентов акций в которой принадлежит иностранным компаниям.

Анализируя причины негативных последствий приватизации, В.Полеванов подразделяет их на объективные и субъективные.

К объективным он относит деформированную структуру экономики с преобладанием монополий и гипертрофированным военно-промышленным комплексом, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР, борьбу ветвей власти, неготовность населения к реформам. Субъективные причины - форсированные темпы приватизации и ее излишняя политизированность. Экономическая и социальная эффективность приватизации, по сути, не анализировалась, доминировала политическая цель: сделать реформы "необратимыми"...

Докладная записка В.Полеванова в приватном порядке разошлась по рукам депутатов Государственной Думы. Ее подробное изложение опубликовано в газете "Правда" за 25 января.

Понятно теперь, за что сняли Полеванова? Поздравим же автора: он легко отделался. Защита государственной собственности, которую по дешевке сбывают Чубайс и компания, могла закончиться для него значительно хуже...

"Патриотизм - последнее прибежище негодяев..."

Среди больших и важных вопросов, которые разбирала Дума на прошлой неделе, нашлось время и для обсуждения деятельности уполномоченного по правам человека Сергея Ковалева.

Тяжелое это было зрелище. Политические оппоненты сыпали на него обвинениями, Ковалев пытался объясниться, временами не выдерживал, срывался, и тогда разговор походил на базарную склоку, которая, как и положено склоке, в конце концов переросла в потасовку.

Знаю Ковалева достаточно давно - он был народным депутатом и членом Верховного Совета, возглавлял в нем комитет по правам человека. С уважением отношусь к его человеческой и гражданской позиции, хотя и не во всем ее разделяю.

В Верховном Совете Ковалев занимался в основном защитой прав заключенных, репрессированных и реабилитированных. Ему подсказывали: проблема прав человека значительно шире, нужно думать и о тех, кто живет в ладу и согласии с законом и тем не менее тоже нуждается в защите. Ковалев отмахивался: я занимаюсь тем, что считаю важным.

В октябре 1993 он, назвав бывших товарищей по Верховному Совету "бандитами и убийцами", стал на сторону президента, оправдав нарушение Конституции некими "высшими принципами". За что был назначен председателем комиссии по правам человека при президенте. Но шила в мешке не утаить, и российские правозащитники, вслед за своими западными коллегами, были вынуждены признать факты грубейших нарушений прав человека. Об этом говорится, в частности, в Докладе о соблюдении прав человека и гражданина в 1993 году, подготовленном в комиссии Ковалева и вызвавшем в свое время заметный общественный резонанс.

Говорю это для тех, кто пытается всю деятельность Ковалева мазать черной краской или рассматривать его исключительно сквозь прорезь идеологического прицела: Ковалев сложнее, глубже. Как может, он несет свой крест, выбирая союзников и друзей, преодолевая неизбежный разлад между "Ковалевым-политиком" и "Ковалевым-правозащитником".

Я был бы склонен с уважением отнестись к его нравственным исканиям, если бы не одно чрезвычайно важное для меня обстоятельство. Ковалев ненавидит Российское государство. Будучи депутатом и государственным деятелем, он никак не идентифицирует себя с государством, не считает нужным нести за него ответственность. Государство для Ковалева - враг, повинный во всех смертных грехах, монстр, который должен быть задушен, зажат, ограничен. Соответственно, патриотизм для него - "последнее прибежище негодяев". Бестрепетною рукою проводя границу через всю российскую историю, он зачисляет Пушкина в "демократы", а Бенкендорфа, разумеется, - в "патриоты".

Государственный деятель - разрушитель государства? Да, именно так. Это противоречие, скрытое до поры до времени, вышло наружу в момент потрясения основ российской государственности. Но именно ему мы обязаны небывалой международной популярностью Сергея Ковалева.

От внимательных наблюдателей, конечно же, не укрылось следующее обстоятельство: коммунисты и "демократы" в Государственной Думе единым фронтом выступили против войны в Чечне, внесли ряд совместных законодательных инициатив. Но в двух резолюциях Европарламента о коммунистах нет ни слова - поддерживаются только "мужественные российские демократы". И "доложить обстановку" с высокой трибуны в Страсбурге позвали не коммунистов, а господ Ковалева и Шейниса.

Почему? Да потому что коммунисты, осуждая авантюру в Чечне, стараются не задеть, не ранить Российское государство, а господа "демократы" увлечены только этим. Ковалев "в целях продолжения реформ" призвал организовать международное давление на Россию, а его коллега по фракции Гайдар заявил, что чеченский конфликт заставляет его "пересмотреть" свое негативное отношение к возможности расширения НАТО на Восток.

Вот как! Вот ведь какие люди, оказывается, стояли во главе Российского государства и рвутся в правительство снова! А может быть, отбросив ложный стыд, прямо просигнализировать Западу, что они не возражают также против ядерного удара по своей стране и оккупации ее войсками НАТО? Чтобы восторжествовали, наконец, в ненавидимой ими Совдепии "права человека" и "общечеловеческие ценности"?..

29 января 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov

Док. 298164
Перв. публик.: 29.01.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 247

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``