В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Голуби мира из `партии ненависти` Назад
Владимир Исаков: Голуби мира из `партии ненависти`
Вот и в России свой "Карабах"

Чеченский конфликт и все, что с ним связано, продолжают занимать ведущее место в выпусках теленовостей, на первых полосах газет и в дебатах Государственной Думы.

Сегодня, спустя месяц после начала военных действий, можно констатировать, что общество расколола еще одна глубокая трещина. Сколько их уже было, этих трещин? Давайте посчитаем: "партноменклатура" против "демократов" в 1990 году, "сторонники" и "противники" ГКЧП в 1991 году, "энтузиасты" и "критики" реформ в 1992 году, "апологеты" и "противники" разгона Советов в 1993 году...

Как обозначить раскол 1994 года? Пресса услужливо подсказывает: "сторонники" и "противники" войны в Чечне. Это ложь! У войны в Чечне нет сторонников! Между тем специалистами по обработке мозгов уже изобретен ярлык "партия войны", под который подводят (обратите внимание!) практически всех, кого прежде дискредитировали в качестве "противников реформ" - патриотов, коммунистов, аграрников и "жириновцев". Причем в расклейке ярлыков усердствуют именно те, кто приветствовал в свое время "демократический" переворот в Чечне и ликвидацию там советской власти, кто не проронил ни слова осуждения против преступлений дудаевского режима, кто снабдил его горами оружия.

В прессе настойчиво - нет, назойливо! - звучит тема "бюджетных дыр", "свертывания социальных программ", грядущей "волны инфляции". В головы одуревших от потока дезинформации сограждан вколачивается объяснение всех экономических бед: "Чего же вы хотите - война!" И вот уже забыты и неподготовленный отпуск цен, и гайдаровская "шоковая терапия", и развал отечественной промышленности, и удушение собственного сельского хозяйства, и грабительская приватизация. Чечня все "списала", но не солдатам - тем, кто их туда толкнул, кто своими руками создал чеченский кризис.

Всю прошедшую неделю Государственная Дума обсуждала законодательные инициативы "демократических" фракций. Вот одна из них: закон "О запрещении ведения боевых действий Вооруженными силами Российской Федерации..." На первый взгляд, звучит вполне благопристойно, но давайте задумаемся: что значит в сложившейся ситуации запретить ведение боевых действий? Кому запретить? Российские войска приказ выполнят, а дудаевские, которым закон не писан?

Другой законопроект - "О порядке опубликования сведений о военнослужащих, погибших, пропавших без вести и получивших ранения..." Судя по заголовку - отличная идея! Но прочитайте сам закон: он требует от командиров воинских частей в течение трех суток направлять сведения о погибших, раненых, пропавших без вести прямиком в "Российскую газету", которая обязана опубликовать их в течение пяти суток... А если - ошибка, если в силу спешки одна и та же фамилия попадет дважды, трижды в разные списки? В одном - ранен, в другом - убит, в третьем - пропал без вести... К чему приведет такая "демократия"?

Естественно, что Государственная Дума подобные инициативы отклонила. Да они, как мне кажется, и не были рассчитаны на принятие. Законодательный популизм, возбуждение волны эмоций и набор "очков" в преддверии предстоящих выборов - вот их подлинная цель.

Цинизм подобной позиции настолько очевиден, что у самих "демократов" она воспринята далеко не всеми. В очередной раз внутри "демократических" фракций наметился раскол между "идейными" демократами и теми, для которых единственная цель - власть.

Инициировав внеочередное заседание Государственной Думы, лидеры "Выбора России" не получили на этот раз ожидаемых "дивидендов". Им припомнили их прошлые "заслуги", развальную национально-государственную политику, их нынешнее "миролюбие", которое на деле оборачивается морально-политической поддержкой Дудаева и новыми жертвами. "Мальчиш" стоял на трибуне бледный, но гордый... И для этого были основания: "Что бы вы там ни говорили, телевидение все равно покажет только то, что нам нужно!"

На фоне шумных, но бестолковых московских "разборок" прошло "вторым экраном", осталось фактически незамеченным совещание руководителей республик Российской Федерации, которое собрал у себя в Чебоксарах честолюбивый президент Чувашии (в прошлом - народный депутат СССР и министр юстиции России) Николай Федоров. "Обсудив сложившуюся в стране социально-экономическую и политическую ситуацию", участники встречи приняли коммюнике, в котором высказались за воссоздание "Совета глав республик" и потребовали "немедленно прекратить бессмысленную братоубийственную войну".

"Коммюнике" написано подчеркнуто спокойно, ни одна фраза "не царапает", но все же рождает чувство тревоги. Вот так же начинался "дележ власти" в Союзе ССР, прологом к которому был конфликт в Карабахе. Закончился... впрочем, все знают, чем он закончился.

В предновогодней "Независимой газете" о тех памятных днях вспомнил известный "демократ" Виктор Шейнис. К его откровению стоит прислушаться: "Демократы нуждались в Ельцине, ибо без его харизмы они не могли бы ни разгромить центральную союзную бюрократию, ни нанести поражение тем силам, которые сгруппировались в 92-93-м гг. вокруг российского квазипарламента... Ельцин был выдвиженцем и тараном демократов, но никогда не был участником их движения."

Виктор Леонидович, как всегда, немного недоговаривает. К этому следовало бы добавить: "На следующей фазе, когда мы начали развал России, демократы уже не нуждаются в Ельцине..."

О чем не сообщает телевидение

Чеченский кризис и пути выхода из него были предметом обсуждения на специальном заседании Аграрной фракции Государственной Думы. Поскольку официальными средствами массовой информации позиция аграрников была фактически проигнорирована, воспользуюсь возможностью, чтобы донести ее до читателей.

Для нас очевидно, - говорится в согласованной позиции депутатов, - что Россия столкнулась с одним из тяжелейших общественно-политических и военных кризисов за всю свою историю. Важно найти и принять такие решения, которые вели к действительному выходу из этого кризиса, а не его углублению или консервации.

Скажем со всей определенностью: аграрная фракция за поиск мирных решений, за политическое урегулирование ситуации в Чечне. Но "политическое урегулирование" может быть очень разным. Мы - за политическое урегулирование вместе с разоружением незаконных вооруженных формирований, а не вместо этого. Мы не можем поддержать шаги и действия, которые создают угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, закладывают основу для новых, еще более разрушительных и кровавых конфликтов - и не только на чеченской земле.

Сознавая необходимость восстановления законности и правопорядка в Чеченской республике, понимая, что рано или поздно эту проблему пришлось бы решать, Аграрная фракция не может согласиться с тем, как это было сделано - грубо, противоправно и в высшей степени непрофессионально. Мы будем настаивать на суровом наказании, вплоть до привлечения к суду, авторов бездарных танковых атак, бомбометаний по жилым кварталам, ракетно-артиллерийских ударов по площадям.

Правительство полностью и бесповоротно проиграло информационную войну, не сумев объяснить общественному мнению в стране и за рубежом цель и смысл своих действий. Нам, депутатам, все время указывали, можно сказать, тыкали носом, что правительство - одна команда, в которой занимаются делом, а не политиканствуют. Оказалось - политиканствуют, да еще как! Почему работники правительства, представители президента выступают с политическими заявлениями, которые дискредитируют позицию России, вносят сумятицу в умы людей?

Средства массовой информации, в том числе правительственные, развернули настоящую войну против армии, против государства. Придумайте большую нелепость: в зоне конфликта вынуждены глушить передачи правительственной радиостанции "Радио России" - они оказывают разлагающее влияние на моральное состояние и боеспособность войск.

Складывается впечатление, что на примере Чечни задались целью продемонстрировать крайнюю степень развала в армии, во внутренних войсках, в органах безопасности, в высшем руководстве России. Хотелось бы спросить наше уважаемое правительство: сознавая свою полную неготовность, зачем вы вообще полезли в Чечню? Не лучше ли было, в духе прежних традиций, пригласить Дудаева на почетную должность в Кремль?

Кризис в Чечне стал результатом систематических безнаказанных нарушений законности и конституционности, длительного ослабления российского государства, армии, органов безопасности. Этот кризис продемонстрировал отсутствие в России ясной, рассчитанной на перспективу национально-государственной и региональной политики.

Не хотелось бы становиться в позу прокурора, но нельзя не сказать тем, кто сегодня суетится в первых рядах "защитников чеченского народа": Россия пожинает плоды вашей социальной, экономической и национальной политики, вашей "поэтапной конституционной реформы", вашего правительства и вашего президента.

Для преодоления чеченского кризиса и устранения его корней аграрники считают необходимым:

создать парламентскую комиссию по оценке состояния армии, органов безопасности и мерах по повышению их дееспособности;

рассмотреть на заседании Государственной Думы оборонную доктрину Российской Федерации;

включить в число приоритетных и принять в кратчайшие сроки законы о Правительстве, о федеральных органах власти, о государственной службе;

рассмотреть и принять пакет поправок к Конституции Российской Федерации, ликвидирующих наиболее опасные деформации власти на конституционном уровне.

Фракция на своем заседании рассмотрела состояние агропромышленного комплекса Чечни. Вывод: сегодня этого комплекса не существует. Рабочим два года не выдавали заработную плату. Предприятия разграблены. Нет техники, горючего, семян. Целая отрасль хозяйства, без которой немыслима нормальная жизнь людей, фактически уничтожена.

Фракция аграрников в Государственной Думе, профсоюз работников АПК обратились к работникам агропромышленного комплекса страны: помочь ресурсами продовольствия армии, мирному населению, беженцам из Чеченской республики, по-братски принять и обогреть тех, кто потерял кров в результате военных действий. В министерстве сельского хозяйства РФ создана оперативная группа, в Чечню направлены ее представители. Всем, кто хотел бы принять практическое участие в разрешении чеченского кризиса и преодолении его последствий, предложено присоединиться к этой работе.

Какая же Конституция без поправок?

Чеченский кризис имеет в своей первооснове глубинную деформацию власти, в результате которой президент, правительство, силовые структуры государства полностью вышли из-под контроля закона и Конституции. Такую систему власти создала ныне действующая Конституция, недостатки которой сегодня признаются практически всеми, в том числе и теми, кто ратовал за ее принятие.

В связи с кризисом в Чечне депутатскими фракциями, комитетами и отдельными депутатами был предложен целый пакет законодательных инициатив, касающихся разных сторон урегулирования возникшей ситуации. На их основе комитет Думы по законодательству подготовил сводный проект Федерального конституционного закона "О поправках в Конституцию Российской Федерации".

Главная задача законопроекта - преодоление разрыва законодательной и исполнительной власти. Как показала практика, в их взаимоотношениях возможны две крайности и обе мы уже успели попробовать. С одной стороны - "дергание" депутатами представителей исполнительной власти. Так начинал свою работу прежний Верховный Совет: ежедневно - на ковер, каждый день кто-нибудь да отчитывается. Другая крайность - нынешнее отсутствие у законодательной власти каких-либо рычагов воздействия на политику правительства.

Законопроект предусматривает необходимость согласования с Государственной Думой назначения не только премьер-министра, но и министра иностранных дел, "силовых" министров. У палат парламента появляется возможность "вотума недоверия" не только правительству в целом, но и отдельному министру. Правда, этот "вотум" имеет для президента лишь "консультативное" значение - влечет рассмотрение вопроса о служебном соответствии члена правительства.

Ряд поправок направлен на предотвращение незаконного, несанкционированного использования военной силы. Согласно поправке депутата П.Ширшова, любое использование Вооруженных сил, в том числе и для защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина требует согласия Совета Федерации. Законопроектом предусмотрено, что военная доктрина Российской Федерации принимается в соответствии с законом об обороне и не может ему противоречить.

Несколько поправок возвращают обратно контрольную функцию парламента, полностью отнятую у него по новой Конституции. Предусматривается возможность контроля за деятельностью президента, других должностных лиц. Согласно одной из поправок (если она будет принята), палаты парламента получат возможность назначать парламентские расследования.

Несколько поправок исправляют явные дефекты Конституции, заложенные в нее "от рождения". Например, записав, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, Конституция умалчивает о том, какие нормы применяются, если такое противоречие все же есть. Восстановлено положение (оно было в прежней Конституции), что в этом случае действуют нормы Конституции, нормы закона.

Одна из поправок устраняет унизительное положение, согласно которому палаты не могут собраться на совместное заседание по своей инициативе. Легализуется право палат принимать заявления и обращения.

Другая поправка касается стандартной, к сожалению, ситуации, когда правительство затягивает представление заключения на законопроект или уклоняется от его представления. Согласно действующей Конституции, такой законопроект не может быть даже внесен в Государственную Думу. Предлагается установить месячный срок, по истечении которого законопроект может быть рассмотрен без заключения правительства.

Наконец, две поправки касаются процедуры роспуска Государственной Думы. Сегодня Конституция предусматривает чрезвычайно сложную, издевательски-невыполнимую, процедуру отрешения от должности президента и предельно простой - росчерком пера - роспуск Государственной Думы. Предлагается записать в Конституции, что до принятия решения о роспуске должно быть получено заключение Конституционного Суда о наличии для роспуска конституционных оснований.

Деформацию власти легко допустить и очень трудно затем выправить. Вряд ли нынешний президент, известный бескомпромиссной борьбой за "дополнительные полномочия", будет спокойно взирать на попытки парламента вернуть себе контрольные функции. Перешедшая в хроническую форму деформация власти не выправится нажатием кнопок электронного голосования, даже если это голосование будет положительным. Решающее значение здесь будет иметь позиция регионов, без поддержки и одобрения которых законопроект просто не вступит в силу.

14 января 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov

Док. 298163
Перв. публик.: 14.01.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 269

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``