В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Междусобойчик Назад
Владимир Исаков: Междусобойчик
Не просто чисто, а безупречно чисто!

Наконец, она закончилась - эта бесконечная, суматошная, сверхперенасыщенная сессия, измотавшая и депутатов, и аппарат, и даже тех, кому по должности положено с интересом наблюдать за событиями в парламенте - журналистов и политологов.

Поводом для последнего внеочередного сбора Государственной Думы стал отвергнутый верхней палатой закон о нарезке избирательных округов. Казалось бы, нарезка округов - чисто технический вопрос, к тому же закон о выборах позволяет проводить их по старой схеме. Но... слишком часто в нашей истории "мелкие" технические вопросы вдруг превращались в принципиальные политические проблемы. Не появится ли искушение оспорить результаты выборов, если они будут проведены по старой схеме? И депутаты решили не рисковать: прервав отпуска, собрались на внеочередное заседание для рассмотрения закона о нарезке избирательных округов.

В результате с первой же попытки "вето" Совета Федерации преодолено, закон о нарезке избирательных округов направлен на подпись президенту. Дума завершила свою часть работы над правовой базой выборов. Принятие нового закона о нарезке округов (будем надеяться, что с его подписанием не будет сюрпризов) обеспечивает их полную правовую чистоту.

Но принять закон, как известно, далеко не все: нужно еще обеспечить его исполнение. А с этим у нас всегда были проблемы. На встрече с представителями Центризбиркома депутаты высказали претензии к российскому государственному телевидению, которое открыто демонстрирует свою симпатию лишь к одному избирательному блоку - "Наш дом Россия". Мероприятия этого блока освещаются в приоритетном порядке и в лучшее телевизионное время, не говоря уж о том, что лидеры этого блока постоянно мелькают на экранах в качестве членов правительства. Предвыборная кампания еще по существу не началась, а принцип равенства уже нарушен.

В свою очередь, Центризбирком сделал открытие: в стране около полутора тысяч частных телерадиокомпаний, которые станут во время выборов мощной политической силой. Причем, если государственные компании обязаны по закону придерживаться принципа равенства, то для частных такого требования нет. Кого же поддержит "частник"? Трудно сказать... Видимо, по этой причине Центризбирком решил не рисковать и предлагает лишить частные телерадиокомпании права участвовать в избирательной кампании.

Избирать или назначать?

В ходе внеочередного заседания по рядам разнесли информацию агентства "Постфактум": Б.Ельцин наложил "вето" на принятый обеими палатами закон о формировании Совета Федерации.

Первая претензия к закону заключается в том, что он установил для верхней палаты 4-летний срок полномочий, а по Конституции такого срока нет. Ну и что из этого? Если в Конституции нет срока, стало быть - вечные?

Вторая претензия: Совет Федерации избирается населением, а не комплектуется, как хотелось бы президенту, из руководителей местных органов власти.

Вспомним: пять лет назад он клялся в верности демократическим принципам, обещал избирать всех снизу доверху. Но пришел к власти - тут же отменил выборы глав администраций, ввел институт "наместников" - представителей президента на местах, разогнал Советы, которые превозносил на первом этапе своей карьеры, приостановил выборы органов местного самоуправления, а теперь вот добивается ограничения принципа выборности для верхней палаты парламента... Любопытная эволюция "президента-демократа"?

Отвергая закон о формировании Совета Федерации, Б.Ельцин сослался на письмо В.Шумейко, в котором тот высказал негативное свое мнение об этом законе. Очаровательная деталь отечественного парламентаризма: председатель палаты письменно дискредитирует принятый палатой закон, а президент, накладывая "вето", ссылается не на решение коллегиального органа, а на частное мнение господина Шумейко. Славный такой "междусобойчик".

Наложив "вето", Б.Ельцин направил в Конституционный Суд запрос о толковании понятия "порядок формирования Совета Федерации". Если суд останется на почве права, он должен будет разъяснить президенту, что слово "формирование" включает все возможные способы образования государственных органов - делегирование, назначение, избрание, а также разные их комбинации. Таким образом, отвергнутый им закон о порядке формирования Совета Федерации вполне соответствует и духу, и букве Конституции.

В свое время, вынося на обсуждение Конституцию, вопрос о порядке формирования верхней палаты парламента намеренно не педалировали. Палата, состоящая на сто процентов из номенклатуры, выглядела бы дико и непривычно и могла вызвать нежелательные вопросы: а надо ли голосовать за такую Конституцию? Теперь то, что из тактических соображений "сдали" в преддверии референдума, пытаются хитростью и обманом отыграть обратно.

Российская дипломатия захлебнулась в успехах

Внимание депутатов, собравшихся на внеочередное заседание палаты, занимали, естественно, не только вопросы выборов. Была высказана глубокая обеспокоенность процессом политического урегулирования в Чечне. Провалив безмозглое, неподготовленное наступление, Россия демонстрирует сегодня столь же вялое, нецеленаправленное "мирное урегулирование", результатом которого могут стать (фактически, уже стали) восстановление преступного дудаевского режима и новые жертвы.

В принятом постановлении Государственная Дума обратила внимание президента и правительства на бесконтрольность в использовании государственных средств, выделенных для восстановления Чечни. Складывается впечатление, что под занавес своего президентства Б.Ельцин решил продемонстрировать стране полную импотенцию - неспособность найти решение ни одной государственной проблемы, за исключением расширения собственной власти.

Государственная Дума осудила крупномасштабную агрессию Хорватии против Сербской Краины, сопровождающуюся массовым уничтожением мирного населения. Верхом цинизма стало то, что Хорватия напала на территорию, охраняемую ООН, при попустительстве и поддержке стран НАТО, прежде всего, США. "На глазах всего человечества - говорится в заявлении Думы - развивается самая крупная человеческая, народная трагедия в Европе после окончания второй мировой войны. Понесший огромные потери 50 лет назад, сербский народ вновь страдает от рук хорватских властей".

Были приняты сразу в трех чтениях законы о мерах по оказанию гуманитарной помощи Союзной Республике Югославии и об одностороннем выходе России из международных санкций, установленных против этой страны. В сложившейся обстановке не так много шансов на то, что эти законы вступят в силу: прогибающийся перед Западом российский президент наложит на них "вето", а министр иностранных дел постарается оправдать этот жест "принципами цивилизованной дипломатии". Но мировому общественному мнению дан отчетливый знак: в России есть силы, готовые выступить против международного геноцида в Югославии.

Надоели эти перевороты

На прошлой неделе внимание общественности было привлечено указом президента "Об управлении делами Президента Российской Федерации" - очередным "шедевром" эпохи развернутого построения тоталитаризма в отдельно взятой стране.

Так уж повелось в нашей стране, что скромное наименование организации далеко не всегда отражает ее реальное положение и влияние в государственных делах. Например, бывшее Управление делами ЦК КПСС представляло собой крупнейшую экономическую и финансовую структуру, а под вывеской Организационного отдела скрывался на самом деле центральный орган управления. Но нынешний президент всех их переплюнул, категорически переплюнул!

Согласно подписанному им указу, управление делами президента преобразуется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обслуживание самого президента, а также правительства, обеих палат Федерального Собрания, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, депутатов, судей, членов Центральной избирательной комиссии, а также сотрудников аппаратов указанных органов.

Глубоко заблуждается тот, кто решит, что речь идет о столовых, поликлиниках, детсадах и санаторно-курортном отдыхе. Под нежную ненавязчивую заботу президентской структуры взята основная деятельность упомянутых органов, "обеспечение и обслуживание совещаний, конференций и других специальных мероприятий", "автотранспортное обслуживание", "обеспечение жильем" и т.д. Управление делами президента будет теперь разрабатывать смету расходов указанных органов и финансировать эти расходы, определять лимиты расходования средств. За счет этой организации будут строиться, содержаться, оснащаться и оборудоваться здания всех высших органов государственной власти (соответствующие эксплуатационные службы уже переведены в подчинение управления делами президента).

Дело дошло до смешного: государственную пошлину за обращения Госдумы в Конституционный Суд, в которых Дума требует признать не соответствующими Конституции ряд указов президента, уплачивает за нее... все та же Администрация президента!

Выполнение всех перечисленных функций требует немалых средств. Нет проблем: в ведение управления делами президента передаются "средства, выделяемые из бюджета на содержание Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания..."

Вот и все. Нет больше в России независимой законодательной, исполнительной и судебной власти. Ибо финансовая удавка - пострашнее танков: один поворот финансового ключика - дрыг, дрыг! - и жизнь государственного органа останавливается. Финансовое "оружие" было опробовано недавно во время "парламентско-правительственного кризиса", когда по команде со Старой площади было приостановлено финансирование Государственной Думы. Нет сомнений, что в случае необходимости его используют вновь.

Но и это еще не все. Пользуясь паранойей, царящей в кремлевских кабинетах, управление делами президента выбило для себя беспрецедентные права и полномочия. Оно стало полновластным и бесконтрольным владельцем гигантского фонда государственной собственности. Получило право не только создавать, реорганизовывать и упразднять предприятия, но и самостоятельно утверждать их уставы, сдавать имущество в аренду, заключать договоры, определять цены на свои услуги, участвовать во внешнеэкономической деятельности...

Выручка от социально-производственной деятельности этой структуры, согласно положению, направляется в специальный "резервный фонд", используемый для "оказания финансовой поддержки подведомственным предприятиям, организациям и учреждениям, осуществления мероприятий по их развитию, материального поощрения работников Управления делами и других целей". Неплохое подспорье накануне выборов.

Указом президента доходы предприятий, учреждений и организаций управления делами освобождены от федеральных налогов, органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано освободить их также от местных налогов. Правительству Российской Федерации поручено освободить указанные предприятия от уплаты импортных таможенных пошлин на ввозимые товары и предоставить им в 1995-96 гг. налоговый кредит. Трудно даже придумать что-то из числа экономических льгот, что не попало в этот список. Такова реальная политика неутомимого борца с "номенклатурными привилегиями".

Выстраиваясь один за другим, его указы образуют ряд весьма красноречивых шагов: ликвидация самостоятельных служб охраны высших органов государственной власти, подчинение Главного управления охраны службе безопасности президента, ликвидация самостоятельных хозяйственных служб высших органов государственной власти, их полное организационное и финансовое закабаление, наконец, как сообщалось в печати, очередное переподчинение антитеррористического подразделения "Альфа"...

Ну и куда же ведут эти шаги?

Служить бы рад...

Официально опубликован и вступил в силу федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" - закон, которого ждали миллионы государственных служащих, который должен был навести элементарный порядок в гигантском российском государственном механизме. Увы, закон не оправдал этих надежд.

"Основы" разделили должностных лиц на три сорта - "А","Б" и "В". Первый сорт образуют лица, непосредственно исполняющие полномочия государственных органов - Президент Российской Федерации, председатели палат, депутаты, министры, судьи. Все остальные - просто "обслуга" при них, обеспечивающая исполнение их полномочий. Соответственно, государственная служба на должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначено или избрано лицо категории "А". Ушел шеф или его "ушли" - вслед за ним обрывается вся связка подчиненных.

Подход к делу выдает менталитет нынешнего хозяина Кремля, который рассматривает государственный аппарат как свою собственную вотчину: "Знай, холоп, кому служишь! Уйдет начальник, полетишь вслед за ним и ты! Держись за него, как за Христа, служи верой и правдой, исполняй беспрекословно поручения и на закон не оглядывайся. Приказ начальника - высшая для тебя Конституция!"

Как беспредельно далеко все это от идеалов гражданского общества и правового государства, от цивилизованного понимания государственной службы как гражданского служения народу и государству! В западных странах, на которые мы сегодня оглядываемся, политические перемены затрагивают лишь самые высшие этажи государственного корабля. Основная же часть чиновничества - вне политики, стабильно защищена законом, сосредоточена на повышении своего профессионального уровня, который, как правило, достаточно высок. Но такая служба нынешней власти не нужна - ее устраивает "толпа холопов".

Среди обязанностей государственного служащего - стоит ли удивляться? - первым записано "обеспечивать поддержку конституционного строя". Имеется в виду, без сомнения, нынешний конституционный строй с президентом-монархом наверху, царствующим вне всяких законов и конституций. Вот вам и "служащий вне политики".

Все контрольные рычаги государственной службы сосредоточены опять же у президента, который утверждает реестр государственных служащих, присваивает высшие государственные должностные ранги. Но сам государственным служащим не является, как и все должностные лица категории "А", которые не подпадают под строгие ограничения, накладываемые законом. Как хорошо быть генералом!

...С ужасом и отвращением приходится констатировать, что гнойная опухоль тоталитаризма расползается все шире и шире, захватывая все новые общественные ткани, разлагая, уродуя, обезображивая все новые части государственного организма.

14 августа 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/59/1/Междусобойчик.htm


Док. 298159
Перв. публик.: 14.08.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 246

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``