В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Орден меченосцев Назад
Владимир Исаков: Орден меченосцев
Непобедимый союз негодяев и дураков

Во времена моей комсомольской юности один умный человек, давая уроки жизни, сказал мне, что все без исключения организации держатся на одном и том же фундаменте - тех, кто верит во все, и тех, кто не верит ни во что. Простаки и циники, как ни странно, органично дополняют друг друга, образуя прочный симбиоз. За истекшие годы я имел возможность многократно убедиться в справедливости этого вывода. И авантюрная история, закрутившаяся вокруг закона о выборах, - еще одно тому доказательство.

Передо мной - запрос в Конституционный Суд, направленный туда группой депутатов - В.Никоновым, И.Хакамадой и другими, общим числом в 103 человека. Что не устраивает их в законе о выборах?

Во-первых, по мнению авторов, голосование по партийным спискам противоречит принципу равноправия граждан. Отчего же? Ведь партии для того и создаются, чтобы представлять разные программы, взгляды, подходы к развитию общества. Закон разрешает включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной партии. Где здесь нарушение принципа равноправия?

Во-вторых, утверждается, что 5-процентный барьер не обеспечивает справедливого представительства граждан в парламенте. Но такова политическая жизнь. Выборы - всегда соревнование, конкуренция. Важно лишь, чтобы это соревнование было честным. Желание объявить победителями "всех" - и тех, кто перемахнул 5-процентный барьер, и тех, кто не дотянул до финиша - приведет соревнование к абсурду.

В-третьих, авторы обращения обрушиваются на "малочисленные" округа, образуемые на территории автономных образований, считают их отступлением от единой нормы представительства. Формально так оно и есть, но демократия, как известно, это не только господство большинства, но и защита прав меньшинства. Что скажет мир, когда в "демократической" России малые народы лишатся своих представителей в законодательном органе?

В-четвертых, объявлена "недемократичной" норма, согласно которой избирательные округа, образуемые на территории России, должны отличаться по количеству избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и удаленных районах - не более чем на 15 процентов. А вот это уже полный абсурд! Обеспечить "абсолютное" равенство избирателей в каждом округе практически невозможно и технически неосуществимо.

В-пятых, в законе обнаружено положение, что гражданин, находящийся за границей, включается в списки избирателей на основании заграничного паспорта. Скандал: а как же те, у кого его нет! Но Центризбирком уже дал разъяснение, что при регистрации избирателей могут использоваться и другие документы, удостоверяющие российское гражданство...

Легко заметить, что претензии, предъявляемые к закону о выборах, абсолютно разнородны и составлены по принципу "мусорной кучи". Их объединяет одно - стремление во что бы то ни стало дискредитировать закон о выборах.

...Одни, округляя честные наивные глаза, удивленно вопрошают: "Да почему же нельзя поменять закон в ходе выборов?" А другие, отлично понимая, что этого делать нельзя, их легонько подталкивают: "Ну, конечно, можно!.." Руководители государства едва ли не хором выводят: "Выборы должны пройти в срок и по закону!" - а их подчиненные в это же время едва ли не из кожи вон лезут, чтобы эти выборы сорвать.

К запросу приложено письмо господина Бурбулиса: "Обращение депутатов в Конституционный Суд решительно поддерживаю"...

Вряд ли в России есть более популярная идея, чем гражданский мир и согласие. И вряд ли где-нибудь к ней относятся так безжалостно и по варварски, как у нас. Ибо что такое закон, как не достигнутый в обществе момент согласия? Закон о выборах - отличный пример на эту тему. Он был принят после долгих дебатов, в которых пришли к согласию главные депутатские фракции и объединения Государственной Думы. Затем, после четырех туров консультаций, взаимных уступок и компромиссов, было достигнуто согласие с Советом Федерации и президентом (по вопросу о формировании Совета Федерации этого согласия нет и по сию пору). Уже за одно это закон о выборах надо беречь и холить, защищать от нелепых легковесных наскоков. Но вместо того чтобы идти вперед, к избранию легитимного парламента, группа политиков сговорилась развалить достигнутое, попытаться поменять "правила игры" в свою пользу.

Если закон о выборах удастся разрушить, можно с полной определенностью сказать: никакого согласия уже не будет. Выборы будут сорваны. Россия еще на шаг подвинется к хаосу и политическому беспределу.

Тень сгущается

Занимаясь совсем другими делами, неожиданно вышел на прелюбопытный документ - указ президента "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации". Оказывается, указ об обеспечении деятельности Конституционного Суда, о котором уже писалось в "Парламентских дневниках", не был единственным - с ним в паре шел указ о персональных льготах и привилегиях судей. Любопытно, что, в отличие от первого, он даже не был разослан в установленном порядке - его опубликовали в малотиражном "Собрании законодательства Российской Федерации", доступном лишь специалистам.

И что же в этом "полусекретном" указе? Он устанавливает, что "обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе материальных" является "приоритетной задачей" федеральных органов государственной власти.

Сам президент, надо сказать, отнесся к этой "приоритетной задаче" чрезвычайно серьезно. Помимо обычных условий работы - машины, квартиры, зарплаты - указ установил для судей несколько небольших, но чрезвычайно приятных льгот. Например, время следования к месту отдыха и обратно им не засчитывается в срок отпуска, и так не маленького - 48 рабочих дней. Помимо "официальной" заработной платы судье назначена еще и "материальная помощь" в размере 2-месячного денежного вознаграждения. Положены ежемесячно средства на "представительские расходы" в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, причем специально подчеркнуто, что "отчет о расходовании этих средств не представляется."

Искренне порадовался бы за конституционных судей, которым созданы достойные условия для работы и отдыха, если бы не катастрофическое положение судебной системы в целом, которой выделено по бюджету чуть более половины необходимых средств. На голодный паек посажены прокуратура, юстиция... Чем же объяснить тогда трогательное внимание президента и неустанную заботу о "независимости" лишь одной ветви судебной власти?

Знаю из достоверных источников, что некоторые судьи обиделись на мою предыдущую публикацию, сочли ее несправедливой: автор-де пытается бросить тень на Конституционный Суд, создать впечатление, что судей "благодарят" за прежние решения и пытаются заручиться их поддержкой на будущее...

Увы, тень сгущается.

Как растаскивают бюджет

Государственный бюджет - "священная корова" в любом государстве - у нас превратился в бездонную бочку, кормушку. Вот очередной пример на эту тему.

11 мая 1995 года президентом Российской Федерации был издан указ "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации". У нас обычно так: чем лучше и привлекательнее наименование указа, тем опаснее и разрушительнее его содержание. Примета не подвела и на этот раз. Указом был создан специализированный бюджетный фонд "для финансирования инфраструктуры рынка ценных бумаг", не подотчетный и не подконтрольный парламенту. В него, согласно указу, должны отчисляться по два процента с сумм, полученных от приватизации предприятий и продажи государственных пакетов акций. Даже в нищем 1995 году это порядка 120-140 миллиардов рублей!

Куда же пойдут эти средства? А вот куда: постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам установлено, что средства фонда расходуются в том числе на "премирование и поощрение работников государственных органов, осуществляющих контрольные функции на рынке ценных бумаг. Указанные выплаты производятся... без ограничения количества окладов."

И после этого у некоторых руководящих "демократов" поворачивается язык хаять государственную собственность! Побойтесь Бога, ребята. Ну где вы еще найдете такую кормушку?

Ох, рано встает охрана

Последние дни сессии Государственная Дума работает в режиме "машины для голосования" - законопроекты штампуются пачками, без доклада, без вопросов, без обсуждения. И наверное не случайно, что именно в эти дни из канцелярии президента поступил для рассмотрения закон "О государственной охране" - документ этапный, призванный увенчать царствование "царя Бориса".

Помимо оригинальной стилистики (президента, главу правительства и прочих охраняемых лиц закон сурово именует "объектами охраны"), его характеризует масса выразительных юридических деталей. Например, федеральные органы охраны наделяются правом проводить оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности". И сверх того - "производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий" (статья 15). Другими словами, ведомству господина Коржакова не терпится законодательно закрепить право на тотальное подсматривание и подслушивание всех и вся, которым оно сегодня (свидетельств тому немало) пользуется незаконно.

Закон устанавливает, что сотрудники органов охраны "являются представителями федеральных органов государственной власти (законодательных? исполнительных?) и находятся под защитой государства". Их требования обязательны для исполнения всеми. При применении силы, оружия или "спецсредств" сотрудники органов охраны обязаны предупредить об их использовании, но если такое предупреждение "является неуместным или невозможным", то можно и без него.

Организация, тактика, методы и средства охранной деятельности выведены из-под прокурорского надзора: "Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны" (статья 19)...

Господа правозащитники, вам эта организация ничего не напоминает?

Суровую и закрытую от посторонних глаз структуру, однако, не обошли рыночные мотивы и веяния. Федеральные органы охраны наделены учреждать предприятия, организации и хозяйственные подразделения, что в сочетании с оперативно-розыскными полномочиями и силовыми подразделениями создает, как вы понимаете, исключительный климат для успешной коммерческой деятельности. Контролю и лицензированию эти предприятия не подлежат. Налогов на землю, согласно закону, не платят. Средства, образуемые в результате хозяйственной деятельности, перечисляются не в бюджет, а используются для оказания "материальной помощи", "выплат стимулирующего характера" и "удовлетворения других социальных нужд". Ну, в общем, все путем.

Органы государственной охраны создаются, управляются и контролируются единственным человеком в государстве - президентом РФ. Он же определяет и численность органов охраны, которая уже сегодня, по опубликованным данным, составляет несколько тысяч человек.

Государственная охрана носит добровольно-принудительный характер: в течение срока своих полномочий президент, даже если очень захочет, не вправе от нее отказаться (статья 7). Но это неудобство перевешивается одним очень существенным преимуществом: "По истечении срока полномочий Президенту Российской Федерации предоставляется государственная охрана пожизненно." Придется, видимо, потерпеть.

Отдаем долги

Тяжелая, нервная, заполненная политической борьбой неделя неожиданно закончилась на высокой просветленной ноте - вечером-встречей с фронтовиками в театре Содружества актеров Таганки. Николаю Губенко удалось создать удивительную атмосферу - без меди и барабанного боя, простую и трогательную. А столы из грубых струганных досок, накрытые прямо в зрительном зале, сделали общение по-человечески домашним и теплым.

Темы прошлой войны в исполнении актеров Таганки, переплетаясь оголенными проводами, неизбежно замыкали на проблемы сегодняшние. Свечи, мерцающие в партере и на сцене, напомнили мне другой такой же зал - полутемный зал Дома Советов, в котором проходили последние заседания последнего Съезда народных депутатов. И концерт при свечах, посвященный десятому дню за колючей проволокой. А юные лица актеров Таганки, одетых в военную форму - совсем такие же, как у мальчишек-солдат в Чечне...

Как это трудно - отогреть и разморозить людей, замученных повседневными проблемами. И как прекрасно, что это иногда удается.

19 ноября 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/60/1/Орден%20меченосцев.htm


Док. 298145
Перв. публик.: 19.11.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 308

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``