В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: Мало дали? Назад
Владимир Исаков: Мало дали?
Не в деньгах счастье

Получив в текущей почте указ президента РФ "Об особом порядке коммерциализации предприятий спортивных лотерей", сразу же выделил его из общего потока и отложил в сторону. Несколько лет работы в парламенте, увы, научили различать бумаги текущие, обыкновенные и - специфические, заказные. Последние выдают себя отсутствием ясно видимого повода для их принятия, вычурностью "захода" на тему, алогичностью структуры, двусмысленностью терминологии, допускающей двойное толкование, тщательно замаскированными, приготовленными для каких-то особых целей, юридическими "ширмочками", "дырами" и "волчьими ямами". Немало таких бумаг идет в последней правительственной почте... Вот и в этом указе сквозь привычную демагогию о "защите прав и интересов граждан" очевидно проглядывал конкретный коммерческий интерес.

Государственные предприятия спортивных лотерей были созданы около двадцати лет назад для распространения билетов единственной в то время лотереи "Спортлото". Денежные средства, полученные от этой лотереи, вкладывались в развитие любительского спорта. Государство активно помогало становлению лотерейного дела, неоднократно выделяло дотации, кредиты. Но настоящий золотой дождь пролился на них в последнее время. В отнюдь не богатом 1994 году указом президента правительству Российской Федерации предписывалось "рассмотреть вопрос о выделении в 1995 году Национальному фонду спорта бюджетной ссуды для развития спортивных лотерей в Российской Федерации". И это - помимо триллионных льгот, предоставленных тому же фонду спорта в его экспортно-импортной деятельности. Господин Шамиль Тарпищев, руководитель Национального фонда спорта, стартовав в скромной должности тренера по теннису (у Бориса Николаевича Ельцина), сегодня, как утверждалось в одной из телепередач, вошел в двадцатку богатейших людей России...

В привлекшем мое внимание указе правительству Российской Федерации предписывалось учредить акционерное общество "Российские лотереи", которое будет держателем акций всех спортивных лотерей. Вот так фокус! Но ведь у нас есть и другие лотереи - благотворительные, детские, инвалидные. Как быть с ними? И как соотносится создание подобной вертикальной структуры с антимонопольным законодательством, запрещающим ограничение конкуренции?

Лотерейные предприятия на местах, в республиках, краях, областях, преобразуются в дочерние организации вновь образованного лотерейного монстра - АО "Российские лотереи". При этом взаимоотношения дочерней и материнской компаний строятся чрезвычайно своеобразно. С одной стороны, устав отдает всю полноту прав общему собранию акционеров, а с другой стороны, предусмотрено, что функции общего собрания акционеров дочерней компании будет временно выполнять... совет директоров материнской компании.

Ну и, наконец, самое оригинальное. Указ от 19 сентября 1995 г. "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" обязывает правительство "рассмотреть вопрос" о переводе долгов по государственному целевому финансированию программы создания и развития сети спортивных лотерей (а это многие миллионы долларов) на вновь созданное АО "Российские лотереи".

...Вернувшись из командировки, обнаружил на рабочем столе проект федерального закона "О лотереях". Закон предусматривает новые, более строгие требования к организаторам спортивных и прочих лотерей. Правительство явно торопится, рассчитывая, что закон проскочит в большой пачке, которую без разбору проголосуют депутаты Думы. Внесен за подписью Виктора Степановича Черномырдина. Да, под "крышей" такого "дома" можно работать...

Снова тупик

Очередным прихотливым "коленом" пополнилась история многострадального закона о формировании Совета Федерации.

Упершись в стену - депутаты не смогли преодолеть "вето", наложенное президентом на выборный вариант закона о формировании Совета Федерации - согласительная комиссия, комитет по законодательству Государственной Думы и, наконец, большинство депутатских фракций склонились к компромиссу: поддержать "президентский" вариант закона, предусматривающий формирование Совета Федерации из глав законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Да, "выборный" вариант лучше, переход к "комплектованию" Совета Федерации по должностному принципу, несомненно, шаг назад в развитии российского парламентаризма, но не оставаться же вообще без верхней палаты!? А между тем, такая перспектива вполне отчетливо замаячила не горизонте.

Пойдя навстречу президенту, проголосовав за его проект, Дума оговорила свое согласие тремя условиями. Первое: Совет Федерации должен состоять из избранных народом глав законодательной и исполнительной власти. Иное решение противоречило бы Конституции, статусу Федерального Собрания как представительного органа власти. Второе: исключаются какие бы то ни было антиконституционные "продления полномочий" нынешним депутатам и кому бы то ни было вообще. Третье: выборы руководителей - там, где они не избраны - должны состояться не позднее 8 месяцев с момента вступления закона в силу.

Компромисс, как мне кажется, вполне достойный: президент получает тот Совет Федерации, который хотел, но взамен должен подтвердить статус Совета Федерации как представительного органа государственной власти (что, повторяю, прямо предусмотрено Конституцией) и не затягивать переходный период на необозримый срок, а ограничить его 8 месяцами.

Но для президентской команды, зависшей в пустоте, хватающейся, как за соломинку, за любой шанс сохранить власть, этот компромисс оказался неприемлем. На закон гневно обрушился "верный сын президента" В.Шумейко. "Закон, принятый Думой, полностью нарушает букву и дух Конституции" - таков вопль первый. Шумейко - истинный хозяин своего слова: такие "мелочи" как соответствие слов друг другу, а также логике и здравому смыслу, его особенно не волнуют. Первый (выборный) вариант закона, по его словам, "противоречит Конституции", второй (комплектование) - снова "противоречит". Что же тогда "соответствует"?

"Закон напрямую вмешивается в права субъектов Федерации" - вопль второй. Но где был "защитник прав", когда президент указом No 951 посчитал "целесообразным" отодвинуть выборы в субъектах Федерации на один-два года и теперь величественными жестами раздает "разрешения" на проведение выборов? Почему не вмешался, не остановил, не защитил попранные права субъектов Федерации? А напомнить о соблюдении ранее принятого закона, выходит, по-Шумейко, незаконно?

"Избираясь одновременно с президентом, главы администраций волей-неволей должны будут выходить с критикой того, кто проводит это реформы - президента России" - вопль третий, настоящий шедевр! Мораль и нравственность в политике упали сегодня до столь низкого уровня, что г-н Шумейко даже не считает нужным скрывать: любое решение, любой закон, в том числе и по важнейшим вопросам государственного устройства, не имеют шансов на принятие, если не подгоняются под президентские выборы, под интересы нынешнего хозяина Кремля.

На заседании 25 октября Совет Федерации достаточно единодушно (10-за, 87-против, 1-воздержался) отверг закон о формировании Совета Федерации путем комплектования из глав законодательной и исполнительной власти. Об аргументах не говорю - за редким исключением они повторяют "тезисы" г-на Шумейко. Одновременно было проголосовано предложение главы администрации Воронежской области А.Ковалева о продлении еще на два года "переходного периода", включая, разумеется, и продление полномочий Совета Федерации на этот срок. Для принятия решения не хватило 11 голосов...

Итак, "выборный" вариант формирования Совета Федерации не устроил президента, "комплектование" - саму верхнюю палату. Глухой тупик. На заседании 27 октября Дума после четырех мучительных голосований все же преодолела "вето" Совета Федерации. Закон отправлен к президенту, который должен подписать его или отвергнуть в двухнедельный срок.

Черная неблагодарность

Поток законодательного популизма, захлестнувший Думу в последние недели ее работы, выносит на поверхность порой преоригинальные документы. Один из таких - проект федерального закона "Об отмене таможенных и налоговых льгот Российскому акционерному обществу "Газпром".

В справке, приложенной к законопроекту, поясняется, что акционерное общество "Газпром" было создано в соответствии с указом президента No 1333 от 5 ноября 1992 г. Этим же указом был образован единый фонд стабилизации и развития РАО "Газпром". В указе предусматривалось, что "по всем принадлежащим государству акциям РАО "Газпром" в течение трех лет не менее 50 процентов дивидендов остаются в распоряжении РАО "Газпром". Так возник крупнейший в России нефтегазовый монстр.

В дальнейшем льготы "Газпрому" и его фонду были существенно расширены. Так, указом No 2116 от 6 декабря 1993 г. устанавливалось, что "зачисляемые в фонд средства не подлежат налогообложению при его формировании и дальнейшем перераспределении". В итоге за короткий срок активы "Газпрома" увеличились в три раза...

К сказанному следовало бы добавить, что, получая многомиллиардные прибыли, "Газпром" до последнего времени оставался крупнейшим должником перед государственным бюджетом, "забывал" вовремя рассчитываться с рабочими и служащими... Так что постановку вопроса о ликвидации льгот "Газпрому" вряд ли можно назвать беспричинной или необоснованной.

Вот только... внимание привлекает шапка, которой увенчан данный законопроект: "Вносится депутатами Государственной Думы - членами фракции "Выбор России" Осовцовым А.А. и Мананниковым В.Н." Господа из "Выбора России" не знали раньше, что представляет собой "Газпром"? Или, может быть, лидер их фракции, господин Гайдар, будучи членом правительства и вице-премьером, не участвовал в подготовке и принятии соответствующих документов? Надо было поссориться с Черномырдиным и быть удаленным из правительства, чтобы понять всю порочность экономической политики "Газпрома"?

Древний библейский сюжет: беспородный пес, кусающий кормящую его руку, протянутую для благодарного облизывания. Опять мало дали?

Яблоко от яблони...

В воскресенье все средства массовой информации передали ошеломляющую новость: Центризбирком отказал в регистрации "ЯБЛоку"! Лидеру рейтингов популярности! Знаменосцу идей либерализма и рыночной экономики! Самому популярному "демократическому" блоку!

Комментаторы захлебываются в догадках: что бы это значило? "Наш дом" решил прибрать к рукам электорат "ЯБЛока"? Ельцинская команда приказала "отстрелять" на подлете опасного конкурента на президентских выборах? А может быть, зарезав "цвет и красу" демократического спектра, и те и другие решили пустить под откос предстоящие выборы?..

29 октября 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/60/1/Мало%20дали.htm

Док. 298142
Перв. публик.: 29.10.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 277

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``