В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Исаков: С миру по нитке Назад
Владимир Исаков: С миру по нитке
Нищему на рубаху

Итак, в пятницу Государственная Дума в очередной раз занималась бюджетом. Увидев в повестке дня доклад В.С.Черномырдина, ожидал, признаюсь, яркого рекламного выступления, бодрого отчета об "успехах" правительства на экономическом фронте, лирической вдохновляющей песни о светлых надеждах и сияющих перспективах уже в самом ближайшем будущем...

Увы, песни не получилось. Черномырдин выступил вяло, без подъема. На вопросы депутатов отвечал общими фразами.

И не удивительно: бюджет 1995 года, разрекламированный в свое время как едва ли не впервые "настоящий, "реальный", провален по всем основным статьям. Расходы на оборону профинансированы на уровне 84,8%, сельское хозяйство - 68,2%, науку - 83,5%, образование - 83,8%, культуру и искусство - 66,2%, здравоохранение - 79,7%, социальную поддержку - 66,0%...

Дальнейшее сокращение социальных расходов заложено и в проекте нового бюджета. Доля расходов на образование в нем снижается на 0,03%, на культуру и искусство - на 0,07%, на АПК - на 0,68%. Ощутимо (на 1,07%) сокращаются и так предельно заниженные государственные инвестиции. Небольшое увеличение расходов на содержание Вооруженных сил достигается за счет снижения (с 30 до 23,4%) финансирования оборонного заказа...

Предложенный правительством бюджет построен на очевидных противоречиях: ставится задача возобновления экономического роста - и одновременно прогнозируется сокращение внутреннего спроса, ухудшение структуры основных фондов, дальнейший перелив капитала из сферы производства в область финансово-посреднической деятельности. Говорится о необходимости повышения жизненного уровня народа - и предполагается снижение доли оплаты труда, стагнация доходов, рост официально зарегистрированной безработицы. Утверждается о приоритетности социальной сферы - и фактически сокращается удельный вес социальных расходов...

Как ни крути, приходишь к единственно возможному выводу: правительство продолжает прежнюю экономическую политику, построенную на "монетаристской" идеологии и рекомендациях Международного валютного фонда.

"Несвязанный резерв"

Главным своим "врагом", который должен быть уничтожен любой ценой, правительство по-прежнему считает инфляцию. В основу бюджета положен прогноз, согласно которому инфляция в 1996 году не должна превышать 1,2% в месяц. Исходя из этого прогноза и сделаны все бюджетные расчеты. Депутаты считают их не имеющими отношения к реальности и настаивают на более прагматическом прогнозе инфляции в 3% в месяц. Министр финансов Пансков "в порядке компромисса" согласен на 1,5% - "иначе нам кредитов не видать"...

Пресса изображает дело так, что правительство изо всех сил борется с инфляцией, а депутаты (вот гады!) хотят ее повысить. И никто толком не объяснит, из-за чего сыр-бор.

На самом деле все как раз наоборот. Представьте себя, уважаемый читатель, директором бюджетного учреждения, например, школы. Что для вас важнее - процент инфляции, "нарисованный" на бумаге, или то, чтобы ваши расходы финансировались соответственно реальному росту цен?

О чем вопрос, конечно второе! Чем ниже "плановый" процент инфляции, чем больше он отстает от реального роста цен, тем легче правительству профинансировать ваши расходы пустыми, обесценившимися деньгами. И тем дальше такое "финансирование" будет от ваших реальных затрат.

А теперь - конкретный пример. Бюджет текущего года был подготовлен правительством из расчета 3% инфляции в месяц, реальная же инфляция составила более 7%. В результате бюджетные расходы не были профинансированы в полном объеме, реальная заработная плата и доходы упали почти на 12%, возникла цепочка неплатежей, докатившаяся к августу до банковской сферы. Понятен фокус?

Оценивая представленный правительством проект бюджета, С.Глазьев не без иронии пишет: "Доводы, часто повторяемые официальными лицами исполнительной власти, кажутся скорее курьезными, чем действительно серьезными и сводятся к рассуждениям о том, что чем ниже нормативный показатель темпов инфляции, тем реальная инфляция ниже, т.е. если заложим 5%, то получим 8%, если заложим 3%, то получим 5% и т.д. По этой логике, если мы ожидаем получить 3%, то нужно заложить 1%. Можно поздравить Министерство финансов с открытием нового экономического закона".

Но если всем все ясно, и от заниженного процента инфляции один только вред, то почему правительство так упорно борется за него? Есть еще одна причина, о которой предпочитают широко не распространяться. Занижая процент инфляции, правительство получает скрытый, никому не подконтрольный источник дохода - так называемый "несвязанный резерв". Ведь налоги, штрафы, разного рода платежи в бюджет взимаются с реального, а не с "планового" денежного потока. В результате образуются крупные "внеплановые" суммы, которыми можно распорядиться по своему усмотрению.

Опять же пример. Бюджет текущего года рассчитан из валового внутреннего продукта, оцениваемого в 1000 трлн. руб. Реальный же ВВП 1995 года, с которого платятся налоги, составит порядка 1580 трлн. руб. Чувствуете разницу? Иметь под рукой в год выборов "несвязанный резерв" триллионных размеров - не худо, ох как не худо! И на следующий год себе такой же застолбить.

Где, укажите нам, Отечества отцы...

На заседании Думы в очередной раз встал вопрос о продаже земли. В.Черномырдин отвечал на него абстрактно-неопределенно: ни да, ни нет.

Могу здесь понять свое родное правительство. Подобно скупому рыцарю, оно сидит на сундуке с громадным богатством - землей, но не может им распорядиться. Вот бы пустить землю в продажу! Буквально за одну ночь правительство, нищее, как церковная крыса, превратилось бы в крупнейшего собственника - богатея, Креза! Легко профинансировало бы все расходы, рассчиталось с долгами, получило "под землю" новые кредиты...

Что от этого получит обычный рядовой гражданин? Как это что? Справку о своей доле собственности - земельный ваучер. Вложит, куда надо, и заживет счастливо и богато. Уже пробовали.

В своих поползновениях продать землю правительство напоминает проигравшегося дворянина, который "дошел до ручки" и пытается сбыть последнее, что осталось - родительское поместье: "Купите, прошу недорого!" Но что скажут на это потомки, которых он лишит права распоряжаться жизненно важным ресурсом - землей?

Возьмем во внимание еще один аргумент. Допустим, некий гражданин купил землю, заплатив за нее приличную сумму. Что сделает собственник? Землю ведь не съешь и на хлеб вместе с маслом не намажешь. Ну конечно же, он постарается вернуть себе деньги обратно. Стоимость земли, таким образом, войдет долями в стоимость продукции, выращенной на этой земле, а также товаров, услуг, квартирной платы, аренды... Продав землю один раз, мы будем платить за нее всю оставшуюся жизнь и детям своим закажем.

Не разделяю настроений тех, кто предлагает: давайте сегодня "как бы" продадим, а завтра отберем все обратно. Нынешнее правительство по существу так и делает: потихоньку продает землю, хотя прекрасно знает, что не имеет на это права. В очередной раз напоминаю: подобный образ действий - прямой путь к гражданской войне.

Западные страны, на которые мы завистливо оглядываемся, все дальше и дальше уходят от свободной купли-продажи земли, ограничивают ее законодательно. Мы же, похоже, готовы окунуться в беспредельную стихию земельного рынка.

Трудно высказать и не высказать

Признаюсь: тяжело было слушать ответы Виктора Степановича на вопросы депутатов. Черномырдин неискренне обещал всем все профинансировать. Депутаты неискренне делали вид, что верят. Хотя и те и другие понимали, что денег у правительства нет и не будет.

Как могло случиться, что в богатейшей стране правительство оказалось не в состоянии профинансировать основные, первичные государственные нужды: науку, образование, оборону? Ответ на этот вопрос содержат, в частности, печальные итоги первого этапа "денежной приватизации". По данным правительства, доходы от приватизации за полугодие составили... аж... 2,78 процента от плана!

Ускоренными темпами распродаются находящиеся в государственной собственности пакеты акций ТЭКа, цветной металлургии, инфраструктурного комплекса. Появляясь на свободном рынке, они котируются в десятки раз выше их первоначального номинала. Например, акции предприятий нефтегазового комплекса - в 99 раз, цветной металлургии - в 308, параходств - в 148, лесной промышленности - в 239, связи - в 986, Ростелекома - в 1159 раз! Вот где золотое дно! Увы, безвозвратно утраченное государством...

Выслушав председателя правительства, нажал кнопку и записался на вопрос. Хотелось спросить: Уважаемый Виктор Степанович! Как Вы могли так нелепо, так бездарно разбазарить доверенный Вам фонд государственной собственности? Ответит ли кто-нибудь за подобную "приватизацию"? И что правительство намерено делать дальше в этой сфере?

15 октября 1995 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/60/1/С%20миру%20по%20нитке.htm

Док. 298141
Перв. публик.: 15.10.95
Последн. ред.: 27.04.07
Число обращений: 275

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``